Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8859Новости 1768Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Шкала надежды и безнадежности для подростков: некоторые аспекты валидности 5626

Горбатков А.А.
кандидат психологических наук, Институт педагогики и психологии Свентокшиской академии (Кельце, Польша), Польша
e-mail: a.gorbatkow@pu.kielce.pl

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последнее время эмоции надежды и безнадежности, связанные с будущим переживающего их субъекта, а также родственные им эмоции оптимизма и пессимизма становятся все более популярными в качестве предмета психологических исследований [17, 39, 40 и др.].
С точки зрения логики развития психологии это, вероятно, объясняется общей тенденцией изменения доминирующего типа мышления исследователей («от мышления в категориях реактивности поведения… к мышлению в категориях проактивности поведения» [43, с. 200]), которая, достаточно давно проявившись в ряде областей науки, например в концепциях П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Е.Н. Соколова и других, в психологии эмоций обозначилась сравнительно недавно [39]. С точки зрения практической жизни такая популярность вышеназванных эмоций, очевидно, объясняется важной их ролью как факторов успешности деятельности человека (учебной, профессиональной, спортивной и др.) [19; 37 и др.], его здоровья [9; 33; 37 и др.], субъективного благополучия [22 и др.] и т. д. Следует признать, что не всегда роль эмоций такова, как мы привыкли считать (надежда и оптимизм помогают, безнадежность и пессимизм мешают), случается и обратное  [3, 37 и др.].

Несмотря на значительный интерес исследователей к эмоциям такого рода, разработано сравнительно немного методик их измерения. Особенно сильно ощущается дефицит методик, которые имеют двухмерное строение, соответствующее современным представлениям о структуре эмоциональной сферы. Имеется и виду такая структура методики, которая позволяет измерять позитивные и негативные эмоции как относительно независимые друг от друга [1], что дает возможность наряду с обычно получаемой информацией о валентности (позитивно-негативном балансе) эмоционального образования получать также полезную информацию еще о трех измерениях: уровнях переживания положительных и отрицательных эмоций, входящих в его состав, а также об их интегральной величине (общей эмоциональной активации) [12 и др.]. Так, например, согласно данным, полученным при обследовании жителей 40 стран [21, с. 436], среднестатистические турок и японец имеют позитивно-негативный баланс (соотношение эмоций противоположных знаков), соответственно, 0,59 и 0,39 балла, занимая по этому параметру третью и четвертую ранговые позиции. Иначе говоря, по доминирующей валентности переживаний они очень похожи друг на друга. Между тем по уровню переживания положительных и отрицательных эмоций как отдельных измерений (соответственно, 3,09 и 2,50 балла в случае турок и 1,12 и 0,72 балла в случае японцев) степень сходства между этими народами является существенно меньшей. А расчет интегральной величины эмоций дал 5,59 балла для турок и 1,12 — для японцев (2-я и 40-я ранговые позиции!), что указывает на весьма значимое различие между ними по параметру общей эмоциональности. По результатам этих измерений турки выглядят гораздо более эмоциональными, чем японцы.



[1] Результаты большого числа исследований, проведенных по проблемам психологии эмоций, установок, субъективного благополучия [4; 5; 14; 25; 42], достаточно убедительно подтверждают оправданность характерной для работ последних десятилетий тенденции трактовать позитивные и негативные эмоции как относительно независимые друг от друга. Эта тенденция имеет более чем столетнюю историю и особенно активизировалась после исследований Н. М. Брадбурна [12]. Использованная им шкала аффективного баланса, содержащая по пять утверждений, касающихся положительных и отрицательных эмоций, показала очень низкую корреляцию между ними, а также неодинаковую по абсолютной величине корреляцию этих эмоций с другими переменными (например, общительность значимо коррелировала только с позитивными эмоциями при отсутствии ее корреляции с негативными).

Литература
  1. Веккер Л.М. Психические процессы Т. 3. Л., 1981.
  2. Горбатков А. А. К вопросу о позитив ной и негативной эмоциональности лич ности // Личность в системе коллектив ных отношений / Под ред. А. А. Бода — лева. М., 1980.
  3. Горбатков А. А. О пользе оптимизма и пессимизма // Прикладная психоло гия. 2001. № 3.
  4. Горбатков А. А. Позитивные и нега тивные эмоции: взаимосвязь и ее зави симость от уровня субъектного развития индивида // Психологический журнал№ 1.
  5. Горбатков А. А. Динамика связи меж ду положительными и отрицательными эмоциями // Вопросы психологии. № 4.
  6. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина М 1987.
  7. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии 1978 № 6.
  8. Beck А. Т., Weissman A., Lester D., Trexler L. The measurment of pessimism: The hopelessness scale // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974 № 42.
  9. Beck А. Т., Steer R. A. Beck Hopelessness Scale: Manual. San Antonio, 1993.
  10. Beryne D. Aesthetics and Psychobiology. N.Y., 1971.
  11. Bornman E. Self-image and ethnic identification in South Africa // Journal of Social Psychology. 1999. Vol. 139.
  12. Bradburn N. M. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago, 1969.
  13. Brzezinski J. Metodologia badan psy — chologicznych. W., 1996.
  14. Cacioppo J. J., Gardner W. L., Berntson G. G. The affect system has par allel and integrative processing compo nents: Form follows function // Journal of Personality and Social Psychology 1999. Vol. 76.
  15. Campbell D. T., Fiske D. W. Convergent and discriminant validation by the muititrait-multimethod matrix // Psychological Bulletin. 1959. Vol. 56.
  16. Cattell R. B. The Scientific Use of Factor Analysis in the Behavioral and Life Sciences. N.Y., 1978.
  17. Cornelius R. R. The Science of Emotion: Research and Tradition in the Psychology of Emotion, L., 1996.
  18. Crowne D. P., Marlowe D. A new scale of social desirability independent of pathology // Journal of Consulting Psychology. 1960. Vol. 24.
  19. Curry L. A., SnyderC.R., CookD.L., Ruby B. C., Rehm M. Role of hope in aca demic and sport achievement // Journal of Personality & Social Psychology. 1997. Vol. 73.
  20. Czapinski J. Psychologin szczes'cia. W., 1994.
  21. Diener E., Suh E. M. National Differences in Subjective Well-being // Kahneman D., Diener E., Schwarz N. (eds.). Well-Being. The Foundations of Hedonic Psychology. N.Y.,1999.
  22. Diener E., Suh E. M., Lucas R. E., Smith H. L. Subjective well-being: Three decades of progress: 1967 to 1997 // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125.
  23. DunbarM., FordG., HuntK., Der G. Question wording effects in the assess ment of global self-esteem // European Journal of Psychological Assessment. 2000. Vol. 16.
  24. Ekman P., Davidson R. J. (eds.). Natura emocji. Podstawowe zagadnienia. Gdarisk, 1999.
  25. Goldstein M. D., Strube M. J. Independence revisited: The relation between positive and negative affect in a naturalistic setting // Personality and Social Psychology Bulletin. 1994. Vol. 20.
  26. Gorbatkow A. A. Model dynamiki emocji w procesie rozwoju czynnosci intelektualnych jednostki // Alminderow V., Laszczyk J. (eds.). Uzdolnienia intelektualne i tworcze. W., 1998.
  27. Gorbatkow A. A. Skala Poczucia BeznadziejnosSci: jeden czy dwa wymiary? // Gomdlka-Walaszek I. (ed.) Prace naukowe WSP w Czestochowie. Z. VIII. Psychologia. Czestochowa, 2000.
  28. Gorbatkow A. A. Inwentarz Leku i Radosci: poszerzone mozliwosci polskiej wersji STAI // Osoba — edukacja — dia log: perspektywa psychologiczna. Krakow, 2000.
  29. Gorbatkow A. A. On the dimensionali ty of the Beck Hopelessness Scale // Xth European Conference on Developmental Psychology. Abstracts. Uppsala, 2001.
  30. Gorbafkow A. A. On the dependence of hope and hopelessness on a level of performance // Vllth European Congress of Psychology. L., 2001.
  31. Kaplan H. В., Pokorny A. D. Self dero gation and psychosocial adjustment // Journal of Nervous and Mental Disease. 1969. Vol. 149.
  32. Peterson C., Semmel A., von Baeyer C., Abramson L. Y., Metalsky G.l.: Seligman M. E.P, The attributional style questionnaire // Cognitive Therapy and Research. 1982. Vol. 6.
  33. Raikkonen K., Matthews K. A., F/ory J. D., Owens J. F., Gump B. B. Effects of optimism, pessimism and trait anxiety on ambulatory blood pressure and mood dur ing everyday life // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 76.
  34. Rosenberg M. Society and Adolescent Self-image. Princeton, 1965.
  35. Scheier M. F., Carver C. S. Optimism. coping and health: Assessment and impli cations of generalized outcome expectan cies // Health Psychology. 1985. Vol. 4.
  36. Scheier M. F., Carver C. S. Distinguishing optimism from neuroticism (and trait anxiety, self-mastery, and self — esteem) A reevaluation of the Lift; Orientation Test // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 67.
  37. Segman M. Learned Optimism. N.Y., 1991.
  38. Shahani C., Dipboye R. L., Phillips A. P. Global self-esteem as a correlate of work-related attitudes: A question of dimensionality // Journal of Personality Assessment. 1990. Vol. 54.
  39. Snyder C. R. Hope and Optimism // Ramachandran V. S. (ed.). Encyclopedia of Human Behavior. San Diego, 1994. Vol.2.
  40. Snyder C. R. (ed.). Handbook of Hope. Theory, Measures and Applications. San Diego, 2000.
  41. Spielberger C., GorsuchR., Lushene R — Manual for the State-Trail Anxi< iv Inventory. Palo Alto, 1970.
  42. Tellegen A., Watson D., Clnrk L. A. On the dimensional and hierarchical structure of affect // Psychological Science. 1999. Vol. 10.
  43. Tdmaszewski T. Glowne idee wspol-czesnej psychologii. W., 1998.
  44. Wrzesniewski K., Sosnowski T. Inwentarz Stanu i Cechy Leku (ISCL). W., 1987.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика