Психологические аспекты подготовки сотрудников спецподразделений органов внутренних дел к выполнению охранных функций в экстремальных условиях

1464

Аннотация

В статье рассматриваются психологические аспекты подготовки сотрудников спецподразделений внутренних дел – стратегия и тактика оперативного мышления, умение разрядить напряжение, соблюдение личной безопасности, особенности задержания. Также рассматриваются уровни взаимодействия с правонарушителями, методы речевого общения, активное слушание и невербальные методы общения. Отдельно анализируются психологические аспекты задержания преступников.

Общая информация

Ключевые слова: оперативное мышление, методы убеждения, активное слушание, конфликт

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Для цитаты: Смирнов В.Н. Психологические аспекты подготовки сотрудников спецподразделений органов внутренних дел к выполнению охранных функций в экстремальных условиях // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 1.

Полный текст

Подготовка к осуществлению сотрудниками специальных подразделений органов внутренних дел охранных функций в экстремальных условиях, к которым отнесены охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, осуществление личной (физической) охраны судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, в условиях осложнения оперативной обстановки, а также при чрезвычайных событиях и в условиях чрезвычайного положения имеет ряд психологических аспектов.
К ним следует отнести:
стратегию и тактику оперативного мышления, включающую оценку обстановки, условий деятельности, личности правонарушителя и принятие адекватного решения;
умение разрядить напряжение;
соблюдение личной безопасности;
особенности задержания.
Указанные аспекты должны учитываться при подготовке сотрудников спецподразделе- ний органов внутренних дел. В частности, стратегия оперативного мышления должна стать краеугольным камнем профессиональной экстремально-психологической готовности сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел. Существует триединая оценка, снижающая вероятность того, что сотрудник станет жертвой непредвиденных обстоятельств в экстремальных условиях. Это оценка преступника, экстремальных условий и самооценка. Если развить способность оценивать таким образом, то это позволит мгновенно и безошибочно выбрать один из следующих способов реагирования: принудить или убедить в необходимости правопослушного поведения, разрядить напряжение, задержать правонарушителя, пойти на уступки, отступить в безопасное место.
Для развития указанного навыка у сотрудников спецподразделений следует совершенствовать профессиональное восприятие, внимание и бдительность. С их помощью можно оценить очень многое: манеру поведения правонарушителя, его намерения, дистанцию, возможности применения правонарушителем оружия или подручных средств, наличие сообщников, сочувствующих, посторонних граждан; окружающие условия, например маршрут выдвижения для задержания, отступления, имеющиеся препятствия, укрытия, убежища, рельеф местности и т. д. Такая оценка необходима для повышения общего уровня личной безопасности, определения необходимого уровня воздействия на правонарушителей, для принятия правильного тактического решения и отражения его в дальнейшем в рапорте.
Оценка внешних поведенческих признаков (манера поведения) правонарушителя связана с опознанием вербальных и невербальных знаков: волнуется он или спокоен и собран? Напряжены или расслаблены у него плечи? Сжаты ли кулаки? Сжаты ли губы? Дышит ли он тяжело? Выглядит ли он раздраженным, расстроенным или сбитым с толку? Не находится ли он под сильным воздействием алкоголя или наркотиков? Имеются ли у него признаки душевной болезни? Что он говорит? Как он разговаривает? Осмысленна ли и членораздельна его речь? С какой интонацией он говорит? Говорит ли он скороговоркой или размеренно?
Важно понять, почему правонарушитель идет на конфликт с правоохранительными органами и как далеко он готов зайти при этом. Имеется ли у правонарушителя стойкая антиобщественная установка или это бравада, вызванная влиянием толпы? Намерения противника являются самым важным, но и самым трудно определимым фактором, подлежащим оценке. Более того, в динамически развивающихся экстремальных условиях неопределенная позиция правонарушителя может очень быстро перерасти в намерение нанести значительный ущерб сотрудникам, гражданам или даже убить их. В любом случае правильный выбор тактики зависит от точного определения намерений правонарушителей.
В оценку правонарушителей сотрудниками спецподразделений входит определение их вооруженности и качества оружия. Это возможно сделать по внешним признакам поведения, положению кистей рук и пальцев, одежде и т. д. К характерным признакам поведения вооруженного правонарушителя относится непреднамеренное придерживание оружия на бегу или при быстрой ходьбе, похлопывание себя по груди, неравномерные шаги, повышенная тревожность, нервозность, самоуверенность, импульсивность, соотношение языка телодвижений и словесных высказываний, доступность для взгляда кистей рук и пальцев (рука в кармане, за спиной, скрещенные руки на груди), наличие на поясе, под мышкой ножен для ножа, кобуры, ботинок с высоким голенищем или сапог, куртки не по погоде.
Оценка дистанции позволяет понять намерения правонарушителей и особенности применяемого оружия. Если правонарушители готовятся к применению силы против сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел или граждан, то важно оценить, намерены ли они воспользоваться оружием или это будет рукопашный бой. При применении огнестрельного оружия дистанции могут быть длинные (более 100 м), средние (от 15 до 100 м) и короткие (от 0 до 15 м). В рукопашном бою существуют три дистанции: дистанция ударной ноги, ударов руками и захватов. Поэтому в оценку правонарушителей требуется включить оценку преимуществ, предоставленных им той дистанцией, на которой они находятся.
Кроме того, важно оценить выгодность взаиморасположения правонарушителей перед нападением (прямо, сбоку, на возвышенности, открытой местности или в автотранспорте, за баррикадой, естественными укрытиями или убежищами, спиной или лицом к источнику света, доступно ли им подручное оружие), «приклеенность» к одному месту.
Тактика оперативного мышления связана с пониманием того, как действовать в угрожающей обстановке. Распространено мнение, что оценивать обстановку нужно не всегда. Иногда, якобы при дефиците времени, более разумно полагаться на свои инстинктивные реакции и рефлексы. Для неподготовленных людей это разумно, но для сотрудников спец- подразделений этого недостаточно. В своей практике они сталкиваются с такими обстоятельствами, когда без мгновенного, но осмысленного решения поступить профессионально невозможно. Поэтому профессиональная экстремально-психологическая подготовка сотрудников спецподразделений должна быть направлена на быстрое принятие решений с использованием доступной для экстремальных условий любой значимой информации за счет ее оценки и молниеносной переработки. При дефиците времени и изобилии эмоционально значимых факторов это возможно только при благоприятном психическом состоянии, которое приобретает в экстремальных условиях решающее значение.
Важно различать уровни взаимодействия с правонарушителями при осуществлении сотрудниками охранных функций в экстремальных условиях и адекватно ориентироваться в них. Эти умения могут развиваться в процессе экстремальной профессиональнопсихологической подготовки сотрудников спецподразделений.
Первый уровень взаимодействия связан с наличием самого факта нахождения сотрудников в обстоятельствах возможного противостояния с правонарушителями и готовности сотрудников пресечь (не допустить) правонарушения.
Второй уровень представляет собой взаимодействие (убеждение, принуждение, внушение) с правонарушителями с помощью словесного общения.
Третий уровень — силовое воздействие, дабы временно нейтрализовать правонарушителей или сдержать толпу (нанесение ударов дубинкой, подручным оружием, применение специальных средств, водометов).
Четвертый уровень — вычленение из толпы и задержание правонарушителей при помощи физической силы, специальных средств, наручников. На этом уровне происходит психологический и физический контроль за правонарушителем и психологический контроль за возможными пособниками и сочувствующими.
Пятый уровень — использование смертельных способов воздействия (огнестрельное оружие), чтобы остановить исходящую от правонарушителей угрозу смерти или тяжких телесных повреждений для сотрудников или граждан, если иным способом этого добиться не представляется возможным.
Сотрудники спецподразделений должны уметь разрядить напряжение, направленное на предотвращение потенциально возможного правонарушения или конфликта с применением насилия, для чего уметь использовать сенсорную диагностику, вербальные и невербальные методы коррекции поведения потенциальных правонарушителей.
Сенсорная диагностика осуществляется благодаря профессиональному восприятию информации органами чувств в процессе общения с потенциальными правонарушителями.
К вербальным методам следует отнести умение контролировать свой голос и управление им, избирательную лексику — умение правильно выбирать и использовать выражения в общении.
Американские ученые установили, что «хорошие навыки речевого общения помогают уладить свыше 90 % инцидентов, потенциально требующих применения силы» [4, № 1 с. 21]. Умение сотрудником спецподразделений пользоваться методами речевого общения с правонарушителями является признаком их высокого профессионализма, однако такими умениями обладают не все сотрудники. В связи с этим в процессе профессиональной экстремально-психологической подготовки целесообразно выработать у сотрудников эти навыки, что может изменить в лучшую сторону поведение как сотрудников, так и правонарушителей, а также позволит избежать многих эксцессов, ранений и случаев гибели.
Параметры голоса связаны с настроем и психическим состоянием.
В оттенках человеческого голоса можно легко услышать гнев, усталость и многие другие чувства, которые несут в себе хорошую диагностическую информацию для сотрудников спецподразделений. Но не менее важно, чтобы этой информацией не смогли воспользоваться потенциальные правонарушители. Поэтому в потенциально угрожающей ситуации сотрудникам необходимо оставаться спокойными и контролировать себя. Контроль голоса включает в себя управление его четырьмя параметрами (интонацией, высотой, громкостью и темпом речи).
Важнейшим фактором является интонация. Интонация отображает ощущения и эмоции. При осуществлении охранных функций в экстремальных условиях необходимо исключить угрожающие интонации, а использовать серьезные и нейтральные.
Высотой голоса называется относительно высокий или низкий тон голоса. У каждого есть его природный голосовой диапазон. Однако, когда мы обеспокоены, расстроены или возбуждены, тон голоса обычно повышается. Разговаривая с вероятным правонарушителем, необходимо поддерживать умеренный тон голоса.
Громкостью называется амплитуда акустических колебаний нашего голоса. Громкий голос обычно ассоциируется с гневом, враждебностью и агрессией, а тихий — со страхом, опасениями и слабостью. В экстремальных условиях, при осуществлении охранных функций целесообразно разговаривать громко, но не кричать. При большом скоплении людей следует воспользоваться мегафоном, рацией или языком жестов.
Темпом речи называется скорость, с которой человек говорит. Быстрая речь обычно является признаком возбуждения, избытка энергии, страха, нервозности или гнева. Медленная речь может быть истолкована как признак снисходительности, неуверенности, депрессии или неоднозначности. Поэтому диалог целесообразно вести в умеренном темпе, демонстрируя спокойствие, уверенность и самоконтроль.
Неповиновение милиции и беспорядки могут начаться из-за одного неправильно выбранного кем-либо из сотрудников слова. Задача сотрудников спецподразделении — убедить враждебно настроенных людей, что с ними готовы пойти на компромисс. Для этого следует избегать приказного тона («стой», «назад», «замолчи» и т. д.) и использовать фразы, показывающие понимание и желание вникнуть в проблему («давайте разберемся», «я понимаю, почему вы возмущаетесь»).
Используя методы убеждения, иногда можно добиться добровольной уступчивости и податливости у человека, с которым ведется диалог. В словесном общении можно выделить пять основных стадий:
активное слушание;
сочувствие;
постановку вопросов;
пересказ;
подведение итогов и суммирование.
В работе по управлению агрессивным поведением правонарушителя активное слушание — это система поддержания речевого контакта с противником и общения с демонстрированием доброжелательности с помощью жестов и мимики. Умение внимательно выслушать является основным правилом, необходимым для разрешения конфликтов. Слушая говорящего, основное внимание нужно уделить точке зрения собеседника, не проявляя при этом собственного отношения. Активное слушание включает в себя следующее:
умение быть открытым и непредвзятым;
умение слушать и интерпретировать информацию;
умение действовать в соответствии с услышанным.
Однако при массовых беспорядках и выполнении охранных функций в экстремальных условиях следует реагировать не только на слова, но и на весь комплекс факторов (поведение, мимика, жесты, изменение условий и т. д.), так как люди в трудных ситуациях часто говорят не то, что думают. Следует интерпретировать услышанные слова, попытавшись понять, что собеседник имеет в виду. Стремление проникнуть в смысл услышанного снижает озлобленность собеседника, напряженность в отношениях. Если, кроме того, удается продемонстрировать собеседнику сочувствие, то это может значительно снизить его враждебное отношение.
В процессе беседы могут задаваться вопросы, но они не должны быть пристрастными, оказывать давление на собеседника. Вопросы должны быть уточняющими, показывать желание сотрудника разобраться в полученной информации. Задавать их следует в вежливой, но четкой форме, так как они касаются практических дел и требуют ясных ответов. Прямых вопросов не должно быть много или их нужно чередовать с утвердительными фразами, чтобы не выглядеть агрессивным и не оказывать истощающего воздействия на собеседника. Раздражение могут вызывать и наводящие вопросы. Наиболее целесообразной формой построения беседы будет выявление мнения собеседника, так как большинство людей предпочитают говорить о том, что сказал кто-то другой. В конфликтной беседе важно выдержать приемлемый для обоих стиль общения. Если избранный стиль производит неблагоприятное впечатление и вредит процессу общения, его надо изменить, иначе можно потерять контроль над ситуацией.
Пересказ является инструментом в деле общения с потенциальными правонарушителями. Когда процесс общения допускает возможность пересказать сведения, которые изложил собеседник, то сделать это следует и его присутствии для уточнения деталей. Пересказ оказывает положительное воздействие на установление нормальных отношений с конфликтным собеседником, так как убеждает, что его действительно внимательно выслушали и попытались понять. Если не удалось правильно понять собеседника, то нужно получить его дополнительные разъяснения. При пересказе следует обратить внимание на то, насколько внимательно собеседник слушает пересказ, это позволяет определить значимость для него поднятой проблемы или использование им темы для маскировки право-нарушающих действий.
Подведение итогов является последним и наиболее трудным этапом всего процесса конфликтного общения. Можно создать резюме по полученной информации, представив ее в понятной форме, основанной на фактах, а не на эмоциях или чувствах. Вместе с тем это наиболее опасный этап конфликтного общения, так как правонарушитель, предвидя завершение беседы и не удовлетворившись ее результатами или решив, что дело принимает для него нежелательный оборот, может напасть или совершить иные насильственные действия по отношению к окружающим.
К невербальным методам следует отнести следующие: самоконтроль и контроль за окружающими субъектами, успокаивающую мимику и телодвижения.
Для диагностики намерений право нарушителей следует прежде всего оценить их действия, которые несут больше информации, чем слова. Известно, что «визуальная информация составляет свыше 85 % всей информации, которой оперируют люди. Около 10 % информации составляет акустическая информация. Другие органы чувств доставляют нам только около 5 % информации» [4, № 2, с. 16]. Опытный сотрудник спецподразделения, даже на мгновение взглянув на человека, может сразу определить, агрессивен ли тот, спокоен, пьян, психически болен или собирается на кого-либо напасть. Этот навык может быть выработан в процессе профессиональной экстремально-психологической подготовки у всех сотрудников посредством специального упражнения.
В том случае, если сотрудники могут интерпретировать вербальные (словесные) и невербальные (несловесные) сигналы, поступающие от граждан, они способны заранее предугадать агрессивное поведение, до нападения правонарушителей, и нейтрализовать их. Считается, что «около 7 % нашего общения друг с другом состоит из вербальных сигналов, а все остальное — из невербальных. Поэтому нужно уметь черпать информацию и из неречевых сигналов» [4, № 1, с. 14]. К примеру, если человек лжет, это становится очевидным не только из неувязок и несогласованности в его сообщениях, но и по многим другим признакам.
У неподготовленного человека сознанием контролируется письменная речь, в меньшей степени устная речь, а все остальные функции (мимика, жесты, позы, движения) проявляются на подсознательном уровне. Так как подсознанием нельзя управлять, то всякого рода подсознательные явления сразу выдают ложь, которую можно выявить при зрительном контакте.
Во время разговора очень важна длительность зрительного контакта, пропорции которой, по мнению некоторых американских ученых, «значительно варьируются у различных этнических групп:
европейцы поддерживают зрительный контакт примерно в течение 45 % времени беседы;
африканцы поддерживают зрительный контакт примерно в течение 30 % времени беседы;
азиаты поддерживают зрительный контакт примерно в течение 15 % времени беседы» [4, № 1, с. 36].
Если сотрудник спецподразделения будет знать об этом во время общения с представителями различных этнических групп, то он будет чувствовать себя более комфортно.
При поддержании зрительного контакта в то время, когда сотрудник спецподразделения сам говорит с правонарушителем, следует руководствоваться некоторыми ограничениями. Если он поддерживает слишком интенсивный зрительный контакт, то это может быть истолковано правонарушителем как агрессивность.
Поддерживая во время беседы зрительный контакт с собеседником, которого сотрудник спецподразделения внимательно слушает, и дополняя этот контакт одобрительными знаками, он тем самым способствует снижению напряженности отношений с собеседником. К сожалению, для многих сотрудников спецподразделений характерно стремление прервать говорящего и высказать свое мнение, что часто ведет к конфликтам.
Поддержание зрительного контакта в момент, когда назревает конфликт, имеет свои особенности. Прямой непрерывный зрительный контакт «глаза в глаза» с нападающим можно использовать только тогда, когда непосредственно грозит нападение и сотрудник спецподразделения хочет быть особенно напористым. Этот тип прямого зрительного контакта можно использовать наряду с принятием оборонительной позы и поднятием рук выше пояса, что может удержать правонарушителя от нападения на сотрудника милиции.
Говоря о зрительном контакте в самом общем виде, следует выделить другие виды визуальной информации. Например, при близком рассмотрении глаз человека можно определить размер его зрачков. Если человек находится в состоянии сильной злобы и ненависти, то его зрачки сужаются. Неожиданное сужение зрачков человека — признак того, что с его стороны вам грозит опасность и следует быть готовым к противодействию.
Значительный интерес представляет взгляд, направленный на определение местонахождения цели. Прежде чем предпринять какие-либо действия, человек смотрит на цель. Перед тем как нанести удар, нападающий всегда смотрит или на подбородок, или в пах. Если вы заметили это, то нужно быть готовым оказать противодействие.
Важно своевременно обращать внимание на жесты и позы человека. Если голова наклонена вперед, то это признак подчинения, покорности и поддержки, особенно если человек одобрительно кивает вам. Если голова человека слегка отклонена назад, то это признак агрессии. Если голова расположена прямо, это свидетельствует о напористости и осведомленности.
Чувства и мысли людей может выдать выражение лица. Чаще всего именно на лице можно прочитать чувства страха, злобы или удивления. Следует также обращать внимание на цвет лица. Если лицо краснеет, то это признак увеличения кровяного давления и возбуждения. Если неожиданно белеет лицо или обнажаются зубы, это признак гнева и грозящего вам нападения со стороны данного человека. Частота дыхания значительно изменяется, когда человек готовится к борьбе. Дыхание при этом становится более глубоким. В процессе борьбы с помощью рук интенсифицируется кровоснабжение, мускулы рук и плеч напрягаются. Обычно перед тем, как человек собирается нанести удар, руки сжимаются в кулаки. Если вы заметили это, то готовьтесь к противодействию.
При нападении большинство людей выдвигают вперед ногу, которой они обычно больше всего предпочитают пользоваться, и поднимают выше пояса и сгибают ту руку, которая у них является более сильной. При так называемой левосторонний стойке выдвигаются вперед левая нога и левая рука, а правая рука сгибается и держится выше пояса. Человек стоит к противнику боком и тем самым сокращает площадь своего тела, которая может быть подвержена ударам.
С целью эффективного взаимодействия с людьми, находящимися на грани полной потери самоконтроля, и для поддержания их самоконтроля требуется прежде всего осуществить контроль своего интеллектуального, эмоциональное и физического состояния; контроль дистанции и позиции для принятия адекватного решения способность тактически выбирать местоположение, удобное для противодействия правонарушителям, сохраняя при этом личную безопасность.
Успокаивающая мимика и телодвижения должны применяться для умиротворения потенциальных правонарушителей посредством нейтрального, вежливого выражения лица, плавных движений, создающих впечатление полного отсутствия агрессии и маскирующих истинные намерения. Сотрудникам спецподразделений не следует вести себя угрожающе, снисходительно или вызывающе, ставить правонарушителя в неловкое положение, заставлять его чувствовать себя трусом, особенно в глазах людей, которых он уважает или которые уважают его.
При ведении диалога с потенциальными правонарушителями сотрудникам спецподраз- делений не нужно опускать руки, держать их в карманах или скрещивать на груди. Это неэффективно для защиты уязвимых мест и при необходимости атаковать. Недопустимо тыкать пальцем и сжимать кулаки. Руки нужно держать свободными и открытыми, с ладонями, направленными в сторону враждебно настроенных людей. При осуществлении охранных функций в экстремальных условиях не все психологические приемы снятия повышенного напряжения подходят. Так, не следует успокаивать враждебно настроенных людей, положив им руки на плечи или протягивая их для рукопожатия. Такие действия лишают сотрудников тактических преимуществ при необходимости перейти к силовому воздействию и, кроме того, могут быть истолкованы как враждебные. Целесообразно относиться к лицам, проявляющим повышенную агрессию, возбуждение, не как к личным врагам, а как к больным людям.
Усвоение этих приемов позволяет получить существенное преимущество в ситуациях конфронтации с правонарушителем.
Сотрудники спецподразделений для разрешения конфликтов должны соблюдать следующие правила:
вести себя открыто, беспристрастно и непредвзято;
больше и внимательно слушать;
адекватно интерпретировать то, что говорит собеседник;
не игнорировать чувств говорящего и не относиться к ним отрицательно;
не претендуя на полное осмысление слов потенциального правонарушителя, поддерживать диалог из тактических соображений;
чтобы не осложнять обстановку, не следует выбирать темой диалога собственное отношение к происходящему и высказывать свое мнение;
следует уважать точку зрения говорящего и демонстрировать это на вербальном и невербальном уровнях;
не рассматривать проблему собеседника как малозначительную и не имеющую серьезных последствий, так как для него она является важной и порождает множество эмоций;
не вдаваться глубоко в решение задачи, если рассказчик находится в состоянии стресса, спешит или нервничает;
действовать активно, но не агрессивно.
Эффективная разрядка напряженной ситуации достигается с помощью гармоничного сочетания у сотрудников вербальных и невербальных навыков за счет развития ролевого мастерства, которое можно формировать в процессе ролевых игр. Несоблюдение такого сочетания может привести к осложнению обстановки. Однако играть роль в потенциально опасной ситуации нелегко. Овладение указанными навыками требует благоприятных психических состояний сотрудников, которые помогут и при развитии ситуации по силовому сценарию.
Приемы личной безопасности многие специалисты спецподразделений называют «умо- комплект для выживания». Зарубежные источники свидетельствуют, что «важнейшим вик- тимным фактором в деятельности специальных служб полиции, несущих службу по охране порядка в особых условиях, является их низкий самоконтроль, ослабление профессиональной бдительности, что порождает многочисленные тактические упущения и ошибки» [4, № 2, с. 20].
К ошибкам, связанным с несоблюдением сотрудниками спецподразделений принципов личной безопасности при осуществлении охранных функций в экстремальных условиях, следует отнести умышленные грубые нарушения закрепленных в уставах, наставлениях, приказах, указаниях МВД России норм дисциплины, законности, а также утрату служебной бдительности, которые выражаются в следующем:
нежелании повернуться к гражданину вполоборота и проконтролировать движение его руки, опущенной в карман для предъявления документов или другого его содержимого;
непроизводстве поверхностного досмотра задержанного или конвоируемого лица;
нахождении спиной к задержанному при его доставлении, перевозке на транспорте;
прекращении наблюдения за проверяемым, задержанным либо агрессивно настроенным гражданином и переключение деятельности на другие вопросы (оформление документов, осмотр изъятых предметов, ведение разговоров по телефону, радиостанции и т. д.);
применении специальных средств физической силы, обнажении и угрозе оружием без оснований, что провоцирует негодование, ярость и встречную агрессию граждан;
проявлении грубости, применении жаргонной и нецензурной брани сотрудниками спецподразделений, оскорблений или угроз гражданам, необоснованных обвинений в несовершенных правонарушениях, что приводит к неподчинению и противодействию требованиям по поддержанию порядка;
неумении своевременно, правильно, четко и убедительно представиться, сделать в устной форме предупреждение о последующем применении оружия, что часто приводит к трагическим последствиям;
неспособности своевременно принять правоприменительное решение по обнаруженным правонарушениям, в медлительности действий, проявлении неуверенности и нерешительности, что придает силу и уверенность правонарушителям;
перестрелке с другими сотрудниками органов внутренних дел или ФСБ, военнослужащими ВВ, МО, их преследовании при убежденности каждой из сторон в возникновении столкновения с правонарушителями;
поспешности в оценке обстоятельств, когда незнакомые сотрудники органов внутренних дел или ФСБ в гражданской одежде и с обнаженным оружием, досматривающие либо доставляющие правонарушителей, принимаются за преступников, что влечет необоснованное применение оружия.
Процесс задержания при осуществлении охранных функций сотрудниками спецподраз- делений в экстремальных условиях является не основным, а вспомогательным элементом профессиональной деятельности, который может и не применяться (это не исключает потенциальной готовности сотрудников к этим действиям).
Задержание вооруженных организаторов и активных участников массовых беспорядков — один из наиболее сложных видов операции, так как значительное скопление людей, агрессивность хулиганствующих элементов и скоротечность событий во многом затрудняют проведение операции по задержанию преступников. К психологическим аспектам задержания преступников, которые требуется учитывать при массовых беспорядках, следует отнести знание и определение стадии развития агрессивности толпы, поведения ее лидеров и активных членов.
При высоком уровне развития агрессивности толпы немедленное задержание преступников может резко осложнить обстановку, еще больше возбудить толпу, усилить ее агрессивность. Дополнительной опасностью при задержании преступников, известных сотрудникам милиции, по время массовых беспорядков является то, что оружие могут применить не установленные, но находящиеся в толпе сообщники. В этом случае целесообразно ограничиться установлением их личностей, а задержание осуществить позже, при снижении агрессивности или рассредоточении толпы, в безлюдном или малолюдном месте. К задержанию преступников при высокой степени агрессивности и бесконтрольности толпы нужно прибегать лишь в случаях, когда преступники готовятся или начали применять оружие.
При возникновении необходимости задержания преступников в процессе массовых беспорядков, а также при исполнении иных охранных функций в экстремальных условиях следует соблюдать психологические принципы:
контролируемости обстановки (наличие значительных сил и средств, участвующих в предупреждении (пресечении) массовых беспорядков; распределение обязанностей между группами и конкретными сотрудниками; знание старшими нарядов (групп) оперативнопоисковой службы, оперативных групп, групп задержания друг друга в лицо или по условным опознавательным знакам);
обеспечения максимальной безопасности сотрудников и граждан (соответствующее обстановке оружие, надежные средства защиты, спецсредства, бронетехника и авто-техника для транспортировки задержанных, средства связи, укрытия, резерв сил, перекрытие доступа людей к месту возникновения массовых беспорядков);
внезапности (задержание должно производиться сотрудниками в гражданской одежде, находящимися в толпе).

Литература

  1. Андреев Н. В. Психологические особенности личности и коллектива сотрудников ОМОН: Автореф…. канд. психол.наук. М., 1991.
  2. Барчуков И. С. Физическая подготовка личного состава спецподразделении. М., 2001.
  3. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002.
  4. Gersons В. Pattern of PTSD among Police Officers Following Shooting Incidents // Police. 1994. № 1, 2.

Информация об авторах

Смирнов В.Н., кандидат психологических наук, докторант Академии управления МВД России

Метрики

Просмотров

Всего: 2271
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 1464
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 12