Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10660Новости 2030Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 (28) / 2003 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q2
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диагностика базовых проблем подростков 12 – 16 лет 4649

Логинова Г.П.
кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, старший научный сотрудник, лауреат премии Президента РФ в области образования и премии "Гранты Москвы", Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена диагностическому приему «Три вопроса», позволяющей выделить наиболее важные для клиента личностные проблемы, что очень важно для успешной психокоррекции. «Три вопроса» ставят подростка в активную позицию, и снимает значительную часть проблем самораскрытия, является альтернативой трудоемким проективным методам. В зависимости от адресата вопросы помогают выявить глобальные проблемы подростка, семейные проблемы и т.д.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В психологической практике часто возникает задача быстрого и точного выявления специфики психологических проблем подростка. Одним из условий успешности психо-коррекционной работы является сосредоточение на ограниченном круге наиболее важных для клиента личностных проблем [1]. Как правило, подростки и некоторые категории взрослых часто не способны решить, какая проблема в обширном списке жизненных затруднений является центральной.

Специалисты это делают с помощью проективных методов. Однако такие известные методы, как тест тематической апперцепции, проективный рисунок и другие, дают представление о целом ряде различных, на первый взгляд не связанных между собой проблем клиента [3]. Зачастую остается не ясно, какие из них являются центральными, базовыми, а какие — второстепенными. От психолога требуется глубокая интуиция и способность проводить громоздкие процедуры обработки и интерпретации результатов. Даже для опытного специалиста это затруднительно, а для начинающего — практически непосильно. В связи с этим мы столкнулись с необходимостью ввести в практику психологического обследования диагностический прием, способный определить основную сферу жизненных затруднений клиента (проблему). В своих теоретических позициях мы опираемся на представления Л. С. Выготского о диалогичности сознания и специфике внутренней речи [2]. Мы считаем, что наиболее серьезные затруднения человека порождают особую форму внутреннего диалога, который представляет собой вопрос, оставшийся без ответа. Поэтому можно утверждать, что одним из способов выявления центральных проблем клиента является диагностический прием «три вопроса».

Литература
  1. Блазер А., Хайм Э., Рингер X., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия, интегративный подход. М., 1998.
  2. Выготский Л. С. Психология. М., 2000.
  3. Проективная психология: Пер с англ. М., 2001.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла М., 1997.
  5. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1996.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика