Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9245Новости 1820Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами 1234Крушельницкая О.Б. Панасюк А.С. АннотацияАвторы изучали проблему формирования образа преподавателя в сознании студентов – особенности перцептивного процесса на этапе первого знакомства с педагогом (в ситуации учебного процесса, т.е. на первом занятии) и динамику первого впечатления в процессе углубления восприятия. Результаты исследования показали, что восприятие преподавателя студентами при первом контакте строится на основе механизмов межгруппового общения, важнейшее место среди которых занимает социальная стереотипизация. При дальнейшем взаимодействия на первый план выступают механизмы межличностного общения – идентификация, эмпатия, рефлексия. Рубрика: Психология образования Фрагмент статьи
Изучение особенностей восприятия вузовских преподавателей студентами по-прежнему остается актуальной задачей социальной психологии. Вряд ли можно сомневаться в том, что образ преподавателя, складывающийся у студентов, активно влияет на различные аспекты взаимодействия, сотрудничества с ним. От того, насколько адекватен ситуации педагог и насколько точно воспринимают его студенты, во многом зависит эффективность учебного процесса. И действительно, ряд исследователей (П. Г. Белкин, А. И. Выраженская, П. В. Карцев, С. В. Кондратьева, Н. В. Кузьмина и др.) показывают, что во многом определяющими в формировании характера взаимодействия студентов и преподавателя являются именно социально-перцептивные процессы. Причем это относится как к учебно-педагогической, так и к научной сфере взаимодействия. Однако анализ научной литературы по проблемам формирования образа преподавателя в сознании студента показывает недостаток разработанности данной проблемы. В частности, остаются непроясненными соотношение механизмов межгруппового и межличностного восприятия в процессе общения, причины решающего воздействия первого впечатления на последующее сотрудничество, влияние внешности, черты идеального образа (стереотипа) педагога и т. д. Под социальной перцепцией, вслед за Дж. Брунером и другими исследователями этого феномена (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, И. П. Волков, И. С. Кон, А. Л. Свенцицкий, К. Девис, Д. Дженнингс, Г. Линдсей, Г. Оллпорт, Л. Хайдер и др.), мы понимаем целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и социальных объектов — других людей или групп. При этом восприятие как предметов, так и людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Излагая результаты нашего частного исследования, где в качестве объекта социальной перцепции выступает личность преподавателя, хотелось бы затронуть по крайней мере два вопроса, которые, на наш взгляд, способны помочь обозначить пути формирования эффективной самопрезентации педагога. Из них первый — особенности перцептивного процесса на этапе первого знакомства с педагогом (в ситуации учебного процесса, т. е. на первом занятии); второй — динамика первого впечатления в процессе дальнейшего углубления восприятия. Литература
Статьи по теме
Психология образования, Психология развития | Лыонг М.Х. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|