Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9795Новости 1911Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психологическая наука и образование - №3 (29) / 2003 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблема старения с биологической и психологической точек зрения 5037

Обухова Л.Ф.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Обухова О.Б.
старший преподаватель кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
e-mail: s1342075@gmail.com

Шаповаленко И.В.
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии им Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3845-3473
e-mail: irin_vlad@mail.ru

Аннотация

Авторы анализируют различные подходы к изучению процесса старения (Д.Б. Бромлей, О.Н. Молчанова, Baltes P.B., Cole M., Hasher L., etc.). Показано, что исследования в области психологии старости имеют объективно-научное значение, которое состоит в установлении взаимосвязи между биологическими и психологическим факторами развития на протяжении всего жизненного пути человека. В статье выделяются личностные типы пожилых людей, тенденции изменений показателей общего интеллекта и специальных способностей.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современной науке существуют разные подходы к изучению старости. Во многих работах анализируются процессы психологического старения и связанные с ними вопросы, касающиеся механизмов функционирования психики в пожилом возрасте; возрастных задач старости как особого периода жизни; нормативных и индивидуальных особенностей старения; личностных и интеллектуальных изменений; представлений пожилого человека о себе, его отношений с окружающими людьми и т. д. В поисках ответа на эти вопросы важно знать, какое базовое представление о старении лежит в основе того или иного подхода. От этого зависит, какие теоретические вопросы будут поставлены, по каким направлениям пойдут поиски решения многочисленных практических проблем, какие меры профилактики, предупреждения и коррекции негативных последствий в этот период жизни могут быть предложены.

Исследования в области психологии старости имеют объективно-научное значение, которое состоит в установлении взаимосвязи между биологическими и психологическими факторами развития на протяжении всего жизненного пути человека. Эти исследования должны быть ориентированы на ценностный вопрос, т. е. на преодоление представления о старости как о возрасте упадка и потерь, вскрытие потенциала развития в старости, его возможных форм и вариантов.

В биологии существует более двухсот теорий старения, но все их можно разделить на две большие группы — теории «запрограммированного» и «непрограммированного» старения.

С позиции первого подхода старение — это базовое биологическое свойство всех живых организмов; это процесс, который эволюционно задан и генетически предопределен. Любой организм функционирует в пределах времени, необходимого для достижения половой зрелости и выполнения репродуктивной функции, затем его жизнедеятельность нарушается. В пользу этой теории служат, например, данные об ограниченном числе делений клетки на протяжении жизнедеятельности («феномен Хайфлика»). При такой постановке вопроса старение — явление нормальное, универсальное и представляет собой «самоуничтожение», «самоликвидацию» организма с целью освободить дорогу новым поколениям. Биолог, нобелевский лауреат Питер Медовар вскрывает генетические причины старения, связывая негативные изменения в старости с проявлением неотбракованных в репродуктивный период вредных мутаций.

Литература
  1. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6.
  2. Давыдовский И. В. Геронтология. М., 1966.
  3. Корсакова Н. К., Балашова Е. Ю. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1995.
  4. Корсакова Н. К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996. № 2.
  5. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  6. Краснова О. В. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации в России: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1996.
  7. Краснова О.В Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2.
  8. Марцинковская Т. Д. Особенности психического развития в позднем возрасте// Психология зрелости и старения. 1999. № 3.
  9. Молчанова О. Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. 1999. № 2.
  10. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте // Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1990.
  11. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  12. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2002.
  13. Фролькис В. В. Физиологические механизмы старения // Физиологические механизмы старения. Л., 1982.
  14. Фролькис В. В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л., 1988.
  15. Фролькис В. В. Старение: воспоминание о будущем // Лечение и диагностика. 1998. № 1.
  16. Холодная М. А. Когнитивные стили. М., 2002.
  17. Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. М., 1999.
  18. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. М., 1996.
  19. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  20. Albert M. S. Cognitive Function // Albert M. S., Moss M. B. (eds). Geriatric Neuropsychology. N.Y., 1988.
  21. Baltes P. B., Baltes M. M. Successful Aging: Perspectives from the Behavioral Sciences. Cambridge, 1990.
  22. Baltes P. В. and al. Life-span Developmental Psychology. Wadsworth, Belmont, CA, 1977.
  23. Cole M., Cole Sh. The Development of Children. N.Y., 1989.
  24. Hasher L., Zacks R. T. Automatic and effortful processes in memory // Journal of Experimental Psychology: General. 1979. Vol.108.
  25. Rabbit P. Does it all go together when it goes? // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1993. Vol. 46A.
  26. Salthouse T. Adult Cognition. N.Y,. 1982.
  27. Witkin H. A., Goodenough D. R. Field dependence and interpersonal behavior // Psychol. Bulletin. 1977. Vol.84.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика