Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9259Новости 1827Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Обучение пониманию текста: учебная книга > учитель > ученик 3526Соболева О.В. АннотацияСтатья посвящена актуальной психодидактической проблеме обучения школьников пониманию текста, к решению которой в силу объективных и субъективных причин недостаточно готов учитель. Автором рассматриваются возможности учебной книги в организации совместной коллективно-распределенной деятельности учителя и учащихся при обучении младших школьников пониманию текста. Охарактеризованы содержание учебной книги (система приемов понимания текста), структурные и функциональные особенности, приводится пример ее использования на уроке в начальной школе. Анализ результатов формирующего эксперимента не только доказывает эффективность обучения младших школьников пониманию текста, но и выявляет роль учебной книги в подготовке учителя к использованию новой образовательной технологии, в профессионально-личностном развитии педагога. Ключевые слова: понимание текста, коллективно-распределенная деятельность, учебная книга, младший школьный возраст, подготовка педагогов Рубрика: Психология образования Тип: научная статья Фрагмент статьи
«Ввести ребенка в сознательное обладание сокровищами родного языка» — такой видел основную цель школы один из основоположников отечественной педагогической психологии — К.Д. Ушинский [6]. В настоящее время достижение этой цели во многом связано с обучением пониманию текста, которое рассматривается психологической наукой и педагогической практикой в качестве одной из наиболее актуальных психодидактических проблем. Над поиском путей ее решения работают специалисты разных областей знания, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по проблеме понимания в научных (особенно психолого-педагогических) изданиях. Однако внедрение научных разработок в практику образования, как правило, сталкивается со значительными объективными и субъективными трудностями в связи с неготовностью самого педагога к реализации инновационных технологий обучения. Объективные трудности в организации психолого-педагогической подготовки учителей к обучению школьников пониманию текста связаны с отсутствием квалифицированных в этой области специалистов. К тому же существующие условия переподготовки педагогов не сориентированы на «особый род профессионального развития — саморазвитие учителя» [4], от которого во многом зависит эффективность инноваций. О субъективных трудностях дает основание говорить многолетний опыт исследования проблемы обучения пониманию, который свидетельствует о том, что значительная часть учителей не рассматривает обучение школьников приемам работы с текстом как важную дидактическую задачу. Кроме того, многие педагоги сами испытывают затруднения в понимании текста. Так, пилотажное исследование показало, что среди выпускников педагогического вуза, самостоятельно анализировавших небольшое художественное произведение, адекватное понимание было отмечено только у 21,6 % студентов, 43,2 % молодых педагогов поняли лишь поверхностный слой текста и обнаружили низкий уровень развития читательского воображения, а 35,2 % студентов не справились с заданием на понимание текста, причем лишь немногие из них осознали свои затруднения в понимании и, как правило, приписывали их недостаткам самого текста. Разрешить сложившееся противоречие между значимостью проблемы обучения школьников пониманию текста и неготовностью к этому учителя, на наш взгляд, способна такая учебная книга, которая вела бы по ступеням обучения приемам работы с текстом как ученика, так и учителя. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Балыгина Е.А., Савицкая Н.В. Нейробиология когнитивных компетенций младшего школьного возраста: новейшие зарубежные исследования Психология развития, Социальная психология | Емельянова И.В., Кулагина И.Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте Психология образования, Психология развития | Юдина Т.А. Психология образования, Психология развития | Лыонг М.Х. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|