Динамика эго-идентичности и представлений о будущем в нормативных кризисах взрослости

2252

Аннотация

В статье обсуждается проблема периодизации взрослого этапа онтогенеза. Предлагается подойти к исследованию этапов взрослости как к имеющим условные возрастные границы, но детерминированные общевозрастными задачами развития. Возрастные задачи существуют в идеальной форме в культуре и транслируются представителям этой культуры через различные социальные институты в виде норм, общепризнанных канонов, правил и ожиданий. Каждому возрасту в культуре соответствует определенная возрастная идеальная форма. Отраженная в сознании конкретного развивающегося индивида идеальная форма представлена в виде индивидуального образа будущего, который включает временные представления о динамике собственных изменений, отношений, достижений, целей и другие элементы картины мира в будущем. Субъективные, индивидные, особенности, личный опыт вносят определенные коррективы в идеальный образ возраста, но не исключают общевозрастных закономерностей развития. Переход между возрастными стадиями носит нормативно-кризисный характер. В статье рассматривается динамика возрастного кризиса в логике культурно-исторической концепции. Вводятся понятия «эго-идентичность» и «статус эго-идентичности». Эго-идентичность рассматривается как интегрирующее личностные изменения динамическое образование, которое соответствует понятиям «автономность личности», «личностная зрелость» и является новообразованием каждого нормативного кризиса взрослости. Структура эго-идентичности на каждом возрастном этапе определяется задачами соответствующего возраста, а статус связан с фазами кризиса развития.

Общая информация

Ключевые слова: возрастные задачи, образ будущего, эго-идентичность, взрослость, кризис

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Солдатова Е.Л. Динамика эго-идентичности и представлений о будущем в нормативных кризисах взрослости // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 2. С. 16–30.

Фрагмент статьи

<...>

Среди психологических теорий, рассматривающих развитие личности в периоды взрослости, существует огромное разнообразие в объяснительных подходах к детерминации динамических процессов. Современное состояние психологической науки отличается не только полифонией подходов, но и взаимопроникновением, ассимиляцией знаний, накопленных в других областях научного знания, в иных парадигмах. Это позволяет исследовать онтогенез личности более широко, нежели это принято в каждой отдельной теории.

В ряду многих рассмотренных концепций наиболее логичное и системное знание о развитии, на наш взгляд, дает культурно-историческая теория. Она опирается на хорошо разработанный философско-методологический фундамент в виде диалектического объяснительного принципа, системного подхода, принципа соответствия теории и эмпирии. Эта теория строго соблюдает принцип экспериментально-эмпирической проверки теоретического знания. В ней определены основные категории и параметры, характеризующие процесс развития, описано их содержание, выделены закономерности. Основные положения культурно-исторической теории признаны в научном сообществе, у этой научной школы есть последователи. Все это является свидетельством того, что данное знание находится на том уровне своего развития, которое соответствует уровню научной парадигмы.

Культурно-исторический подход в психологии развития активно разрабатывается современными исследователями. Накоплен огромный теоретический и экспериментальный материал. Основные теоретические постулаты постоянно углубляются, и это подтверждает научность и актуальность данного подхода. В то же время новые эмпирические данные, теоретические представления о реальности процессов развития человека в онтогенезе обнажают некоторые противоречия, назревшие в
культурно-историческом подходе. Во-первых, фундаментальный диалектический объяснительный принцип, принятый в данной концепции, трактует развитие как всеобщий, нескончаемый процесс. Тогда вполне обоснованно возникает вопрос: почему теория, говоря о развитии, рассматривает только ту часть онтогенеза, которая
описывает процессы роста, ее прогрессивную часть? Вовторых, многие современные теории развития, подтверждая логический, обусловленный, закономерный, поэтапный, целеориентированный процесс психических преобразований, описывают закономерные общевозрастные особенности развития, исследуя взрослые периоды
развития.

<...>

Литература

  1. Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 2.
  2. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.
  5. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Моск. ун-та: Серия 14. Психология. 1980. № 2.
  6. Вересов Н.Н. Ведущая деятельность в психологии развития: понятия и принцип // Культурно-историческая психология. 2005. № 2.
  7. Выготский Л.С. Психология. М.. 2000.
  8. Кравцова Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития // Культурно-историческая психология. 2005. № 2.
  9. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни – развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.
  10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.,1995.
  12. Солдатова Е.Л. Кризис перехода к взрослости // Профессиональное образование. 2005. №11.
  13. Солдатова Е.Л. Психология нормативных кризисов взрослости: Монография. Челябинск, 2005.
  14. Солдатова Е.Л. Особенности  динамики кризиса перехода к взрослости // Психология образования: региональный опыт: Материалы второй научно-практической конференции. М., 2005.
  15. Солдатова Е.Л. Развитие и кризисы зрелости // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. Серия 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология. 2005. Т. 2. №6.
  16. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология: онтогенез и дизонтогенез. Ростов н/Д, 2004.
  17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. М., 1996.
  18. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: Пер. с англ. СПб., 1999.

Информация об авторах

Солдатова Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии развития, Южно-Уральский государ. университет, Россия, e-mail: elena_soldatova@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2485
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 2252
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13