Введение
Необходимость оказания кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений сопряжена со множеством факторов — от глобальных изменений в стране и мире до сложных отношений в семье и образовательной организации, — способных развивать у детей и подростков, их родителей (законных представителей) и педагогов кризисные состояния.
В широком смысле под кризисным состоянием понимают нарушение адаптации, когда в силу событий изменяется привычное течение жизни. Зачастую определения кризисного состояния даются в деструктивном контексте — это «психическое (психологическое) состояние человека, внезапно пережившего субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (вследствие резкого изменения образа жизни, внутриличностной картины мира) или находящегося под угрозой возникновения психотравмирующей ситуации» [Банников, 2015, с. 116].
Своевременная профессионально оказанная психологическая помощь позволяет предупредить деструктивное эмоционально-поведенческое реагирование участников образовательных отношений на кризисное событие и снизить вероятность развития у них психологической травмы.
Значимость деятельности по оказанию кризисной психологической помощи отражена в документах, регламентирующих психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений. Данное направление работы предусматривает наличие у специалистов не только развитых профессиональных компетенций, но и определенных личностных качеств.
В Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2030 года одними из приоритетных направлений обозначены:
- совершенствование системы оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп;
- профилактика суицидального поведения детей и подростков;
- обеспечение психологической безопасности детей, переживших кризисные состояния в связи с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социального характера [Концепция № СК-13/07ВН].
Мероприятия, связанные с оказанием экстренной и кризисной помощи участникам образовательных отношений, зафиксированы в Комплексе дополнительных мероприятий по научно-методическому обеспечению организации психологической помощи членам семей участников (ветеранов) СВО от 17.07.24, утвержденном Министром просвещения РФ С.С. Кравцовым, что подтверждает высокую социальную значимость и востребованность данного направления деятельности психолога образования.
Наиболее уязвимыми в сложных жизненных ситуациях становятся дети и подростки в силу незрелости их психики, неготовности противостоять вызовам времени, недостаточной сформированности личностных ресурсов, жизнестойкости, стрессоустойчивости [Баринова, 2022; Бурмистрова, 2006; Васягина, 2023; Шнейдер, 2009]. При этом у несовершеннолетних фиксируется большое количество деструктивных поведенческих реакций на кризисные события и сложные жизненные ситуации, в том числе в форме самоповреждающего и суицидального поведения [Васягина, 2023; Васягина, 2023а; Салманова, 2017].
Профессиональная психологическая помощь в кризисных ситуациях включает осуществление целостной системы мер, направленных на оптимизацию актуального психического состояния и предупреждение неблагополучных психологических последствий негативных событий. При этом в психологической науке и практике встречается целый ряд терминов, относящихся к сопровождению кризисной проблематики в системе образования: «кризисная психологическая помощь», «экстренная психологическая помощь», «неотложная психологическая помощь», «посткризисная психологическая помощь». Данные термины не только близки по организационному смыслу и практической реализации, но могут также характеризовать последовательные этапы работы с кризисными состояниями, различаясь по наличию угрозы жизни и здоровью участников образовательных отношений и времени оказания помощи.
Экстренная и неотложная психологическая помощь нацелены на оптимизацию актуального психологического состояния в условиях кризисной ситуации, снижение рисков возникновения массовых негативных реакций и профилактику эмоционального неблагополучия участников образовательных отношений. Посткризисная психологическая помощь направлена на преодоление возникших отдаленных негативных психологических последствий в условиях кризисной ситуации [Артамонова, 2021].
Экстренная и кризисная психологическая помощь в системе образования включает «организацию и реализацию мер вторичной и третичной профилактики негативных психических последствий у субъектов образовательной среды, пострадавших в кризисных (включая ситуации, субъективно воспринимаемые человеком как кризисные) и/или чрезвычайных ситуациях» [Ульянина, 2022, с. 90].
Среди профессиональных компетенций, необходимых для оказания кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, можно выделить следующие:
- компетенции в области оценки психологического состояния участников образовательных отношений, находящихся в кризисной ситуации, для определения тех, кто относится к «группе риска» и кому требуется экстренная / кризисная психологическая помощь; психологам системы образования важно знать специфику кризисных состояний у детей и подростков [Банников, 2015; Бурмистрова, 2006; Молодцова, 2015; Рылеева, 2016; Шнейдер, 2009], маркеры депрессивных состояний и суицидального поведения несовершеннолетних [Банников, 2018; Васягина, 2023; Васягина, 2023а];
- компетенции в области работы с острыми стрессовыми реакциями на события, выходящие за рамки нормального контекста, — владение приемами экстренной психологической помощи при состояниях страха, тревоги, плача, истерики, апатии, злости, гнева и пр.;
- компетенции в области применения различных технологий работы с кризисным состоянием с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, личностных особенностей их родителей (законных представителей) и педагогов — техники арт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, телесные формы КПТ, нарративные практики, техники десенсибилизации и переработки движением глаз и пр. [Анохина, 2023; Рылеева, 2016; Шнейдер, 2009];
- компетенции в области посткризисного психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, их родителей (законных представителей) и педагогов; значительную роль в работе с кризисной проблематикой детей и подростков играет взаимодействие с семьей [Братчикова, 2023; Шойгу, 2021], направленное на создание комфортной и безопасной среды, способствующей гармонизации психоэмоционального состояния детей и подростков, информирование родителей о последствиях травмы, обучение навыкам поддержки и вовлечение их в терапевтический процесс;
- компетенции в области информирования участников образовательных отношений о возможностях получения психологической помощи с привлечением межведомственной команды специалистов; в частности, при подозрении на психические расстройства, связанные с воздействием травматического события (посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия), требуется незамедлительная организация консультации ребенка и его родителей (законных представителей) у профильных специалистов системы здравоохранения.
Наряду с высоким уровнем профессиональных компетенций в области оказания кризисной помощи участникам образовательных отношений педагогам-психологам необходимы такие личностные качества, как психологическая готовность к оказанию кризисной психологической помощи и нагрузкам на психоэмоциональную сферу, стрессоустойчивость, нервно-психическая устойчивость, жизнестойкость. На наш взгляд, наличие обозначенных личностных качеств является первостепенным по сравнению с наличием соответствующих профессиональных компетенций. Неслучайно в процедуре отбора специалистов для включения в Федеральный реестр педагогов-психологов, имеющих компетенции по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, на первом этапе проводится именно психодиагностика личностных качеств кандидата [Ульянина, 2023].
Цель исследования — анализ регионального опыта и готовности психологов системы образования Свердловской области к оказанию кризисной помощи участникам образовательных отношений.
Анализ регионального опыта оказания кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений
В Свердловской области выстроена система оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений. В ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» создан отдел экстренной психологической помощи, основной целью деятельности которого является оказание экстренной психологической помощи участникам образовательных отношений в образовательных организациях Свердловской области. Отдел осуществляет следующие основные функции:
- оперативное оказание экстренной психологической помощи участникам образовательных отношений в случае возникновения чрезвычайной или кризисной ситуации;
- прием граждан и предоставление услуг по оказанию кризисного сопровождения детям, подросткам и их родителям (законным представителям);
- разработка методических и информационных материалов по актуальным вопросам оказания экстренной и кризисной психологической помощи;
- разработка и реализация дополнительных образовательных программ, направленных на повышение квалификации специалистов системы образования по вопросам оказания экстренной и кризисной психологической помощи.
Для психологов системы образования Свердловской области ежегодно реализуются региональные программы повышения квалификации, в том числе по вопросам оказания кризисной помощи участникам образовательных отношений. Также проводится информирование специалистов о возможности повышения квалификации по федеральным программам повышения квалификации.
Функционирует региональный телефон экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
58 специалистов психологической службы в системе образования Свердловской области входят в Федеральный реестр педагогов-психологов, имеющих компетенции по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений.
3 специалиста являются супервизорами для педагогов-психологов, оказывающих экстренную и кризисную помощь участникам образовательных отношений.
Стоит отметить, что специалисты, входящие в Федеральный реестр, в основном, являются педагогами-психологами центров психолого-педагогической помощи и ресурсных центров по психолого-педагогическому сопровождению. В связи с чем было важно оценить готовность педагогов-психологов образовательных организаций к оказанию кризисной помощи участникам образовательных отношений. Для этого нами был проведен опрос педагогов-психологов образовательных организаций Свердловской области. Всего в опросе приняли участие 160 специалистов, 55% из них работают в образовательных организациях города Екатеринбурга, 45% — в образовательных организациях других муниципальных образований Свердловской области.
63% респондентов являются педагогами-психологами общеобразовательных организаций, 26% — дошкольных образовательных организаций, 11% — иных образовательных организаций, среди которых организации среднего профессионального образования, высшего образования, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Распределение респондентов в выборке соответствует статистическому распределению специалистов по образовательным организациям различных типов.
На вопрос «Приходилось ли Вам оказывать кризисную психологическую помощь участникам образовательных отношений?» ответы респондентов распределились следующим образом: «да» — 62,5%, «нет» — 37,5%. То есть большинство специалистов в своей профессиональной деятельности сталкиваются с ситуациями, требующими кризисного психологического сопровождения. Было отмечено, что в 47% случаях помощь оказывается обучающимся, в 25% — родителям (законным представителям) обучающихся, в 21% — педагогам и в 6% — представителям администрации образовательных организаций.
На рис. 1 представлено распределение ответов педагогов-психологов по типам ситуаций, в которых они оказывают кризисную помощь обучающимся.
Рис. 1. Представленность ситуаций, в которых педагоги-психологи
оказывают кризисную психологическую помощь обучающимся
Как видно из рис. 1, чаще всего (20% случаев) кризисная психологическая помощь требуется обучающимся в ситуациях сдачи экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ), выполнения рейтинговых контрольных работ для поступления в профильные классы и пр. Как правило, эти ситуации связаны у обучающихся с сильным эмоциональным напряжением, тревогой, ответственностью за результаты и страхом негативных последствий.
Достаточно выраженными по частоте запросов на кризисную помощь педагога-психолога являются ситуации переживания обучающимися утраты и острого горя (18% случаев), в том числе связанные с участием члена семьи в СВО, переживания обучающимися психотравмирующих событий (18% случаев), ситуации, связанные с жестоким обращением с обучающимися (15% случаев), и ситуации развития у обучающихся суицидального поведения (15% случаев).
Педагоги-психологи отметили, что эти ситуации являются наиболее сложными в их профессиональной деятельности, поскольку требуют от них огромного количества внутренних ресурсов, в связи с чем «оказывая кризисную помощь другим, психолог выгорает сам». В качестве метода профилактики профессионального выгорания в условиях «огромной нагрузки» и «несоизмеримой ответственности» педагоги-психологи рассматривают вариант «бесплатной супервизии и личной терапии».
На рис. 2 представлено распределение ответов педагогов-психологов по типам ситуаций, в которых они оказывают кризисную помощь родителям (законным представителям) обучающихся.
Рис. 2. Представленность ситуаций, в которых педагоги-психологи оказывают
кризисную психологическую помощь родителям (законным представителям) обучающихся
Данные, представленные на рис. 2, показывают, что спектр ситуаций, по которым родители (законные представители) обучающихся обращаются за кризисной помощью к педагогу-психологу, тот же, что и у обучающихся, но их представленность несколько отличается. Самыми востребованными запросами у родителей (законных представителей) обучающихся являются ситуации, связанные с переживанием утраты и острого горя (23% случаев), а также с переживанием психотравмирующего события (20% случаев). В обозначенных ситуациях родители не только испытывают потребность в гармонизации собственного психоэмоционального состояния, но и стремятся понять, как могут помочь своим детям справиться с трудной жизненной ситуацией. В остальных случаях запрос родителей касается возможности оказания поддержки детям.
На рис. 3 представлено распределение ответов педагогов-психологов по типам ситуаций, в которых они оказывают кризисную помощь педагогам.
Рис. 3. Представленность ситуаций, в которых педагоги-психологи
оказывают кризисную психологическую помощь педагогам
Ориентируясь на данные, представленные на рис. 3, можно заключить, что наиболее часто встречающийся запрос педагогов на оказание кризисной помощи связан с ситуациями переживания психотравмирующего события (33% случаев), как своего собственного, так и переживаемого обучающимися. Вторым по частоте встречаемости является запрос, связанный с переживанием утраты и острого горя (20% случаев). В остальных случаях запросы педагогов касаются возможности оказания ими поддержки обучающимся в стрессогенных ситуациях.
Свои компетенции в области оказания кризисной психологической помощи детям и подросткам в ситуациях переживания горя и детям и подросткам с признаками посттравматического стрессового расстройства по шкале от 1 до 10 педагоги-психологи оценивают преимущественно средними баллами (рис. 4).
Рис. 4. Самооценка компетенций педагогов-психологов в области оказания
кризисной психологической помощи детям и подросткам
Данные, представленные на рис. 4, подтверждают, что для педагогов-психологов оказание кризисной психологической помощи детям и подросткам в ситуациях переживания горя и, особенно, детям и подросткам с признаками посттравматического стрессового расстройства требует особых компетенций, которыми четверть специалистов не обладают. Кроме этого, некоторые специалисты отмечают не только отсутствие компетенций, но и внутреннюю неготовность к оказанию кризисной помощи участникам образовательных отношений.
72,5% специалистов обозначили потребность в повышении квалификации по вопросам оказания кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений — «нужны практические занятия с проработкой алгоритмов действий в конкретных ситуациях, требующих оказания экстренной / кризисной психологической помощи».
Выводы
Таким образом, анализ регионального опыта оказания кризисной помощи участникам образовательных отношений и результаты опроса педагогов-психологов показали, что деятельность по оказанию кризисной помощи детям, подросткам, их родителям (законным представителям) и педагогам в условиях образовательной организации является актуальной и востребованной. С одной стороны, в Свердловской области сложилась система оказания кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений. С другой стороны, готовность специалистов к оказанию такой помощи находится на недостаточном уровне и имеются определенные профессиональные дефициты.
В этой связи важной представляется разработка системы мероприятий по повышению квалификации психологов системы образования Свердловской области и траекторий их профессионального и личностного развития.