Возвращение классики

495

Общая информация

Рубрика издания: Обзор литературы

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Степанова М.А., Степанов С.С. Возвращение классики // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 2. С. 105–109.

Полный текст

 

 

 В наши дни редкая серьезная книга по психологии обходится без ссылок на классические труды известных отечественных авторов. В то же время сами эти труды давно стали библиографической редкостью и доступны далеко не всем, кому в силу самой принадлежности к психологическому сообществу просто необходимо их прочитать. В последние годы эта проблема успешно решается - классические раритеты переиздаются, причем зачастую в собрании с еще более трудно доступными редкими статьями, а также биографическими материалами, обширными комментариями. Рецензировать эти издания в буквальном смысле, разумеется, нет никакой необходимости, поскольку их авторы давно и бесспорно зарекомендовали себя как признанные авторитеты в психологической науке. В кратком обзоре изданий последних лет хотелось бы лишь привлечь внимание заинтересованных читателей к самому факту возвращения классических работ широким читательским массам, а также указать на их непреходящее значение для психологов нынешних и будущих.

Эльконин Д.Б. Детская психология /Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Имя Д.Б. Эльконина хорошо известно российским психологам, но далеко не каждый может похвастаться тем, что достаточно знаком с трудами одного из создателей отечественной психологической науки. При этом не стоит обвинять молодых психологов в лености или отсутствии желания изучить ставшие классическими работы Д.Б. Эльконина, так как многие из них давно не переиздавались. С выходом в свет «Детской психологии» у всех нас появилась возможность не только прочитать, но и поставить на рабочую полку это уникальное по богатству содержащегося в ней экспериментального и теоретического материала издание. В свое время Д.Б. Эльконин говорил о Л.С. Выготском, что его работы невозможно понять с первого раза, что каждое обращение к ним приводит к открытию в них чего-то нового. Сегодня то же самое следует сказать и о Д.Б. Эльконине.

«Детская психология», впервые увидевшая свет в 1960 г., составляет основное содержание данной книги. Кроме того, в сборник включены работы Д.Б. Эльконина по проблемам школьного обучения и его влияния на умственное развитие, по психологии подростков и др. В последнее время много говорится о необходимости создания особой практико ориентированной теории, призванной стать основанием для практической работы в области образования. Данные работы Д.Б. Эльконина представляют собой образец именно таких исследований. В этой связи интересно напомнить, что сам Д.Б. Эльконин не принадлежал к разряду «чистых» теоретиков и немало времени уделял практической работе в школе, наверное, поэтому его многочисленные описания выглядят жизненно и убедительно.

Было бы наивно в книге Д.Б. Эльконина искать набор конкретных советов и рекомендаций, разработок уроков или описаний развивающих занятий. В то же время не вызывает сомнения, что содержащиеся сведения по вопросам школьного обучения, в частности обучения в начальной школе, полезны психологу, занятому в образовании. Предлагаемые автором принципы подхода к анализу процесса обучения младших школьников при желании могут быть перенесены и на другие школьные возрасты.

Книга Д.Б. Эльконина вышла в серии «Классическая учебная книга», однако назвать ее учебником было бы не совсем правильно, а точнее - недостаточно. Трудно не согласиться с автором вступительной статьи Б.Д. Элькониным, что это не только учебник, но и монография, которая в первую очередь интересна и созидательна и лишь во вторую полезна и назидательна. Этот действительно авторский учебник помогает взглянуть на накопленные в истории психологии данные относительно характера детского развития с единых научных позиций, что способствует появлению не мозаичного, а целостного представления об общих закономерностях психического развития. Подобные сведения нужны всем: психологам-теоретикам и школьным практикам, а также тем, кто только собирается стать психологом. Поэтому в данном случае даже не представляется возможным ограничить круг потенциальных читателей книги Д.Б. Эльконина.

Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Подавляющему большинству психологов и деятелей образования В.В. Давыдов известен как один из создателей системы развивающего обучения. Однако этим научное наследие В.В. Давыдова не ограничивается, о чем свидетельствуют многочисленные материалы из его личного архива. Данное издание представляет собой подготовленный к печати вдовой Давыдо­ва, тоже психологом, Л.В. Берцфаи курс лекций по общей психологии, который был прочитан примерно 20 лет назад. По своему содержанию оно может быть рассмотрено скорее как введение в психологию - о чем свидетельствует и его небольшой объем, - в котором основные общепсихо­логические проблемы лишь поставлены. Автор обращается к проблемам значения психологического знания и основных областей его приложения, методов исследования, дает краткую характеристику познавательных и эмоционально-личностных процессов, схематично излагает сущность психологического анализа деятельности.

По манере преподнесения материала «Лекции...» значительно отличаются от хорошо известных всем психологам со студенческих лет работ по развивающему обучению. Редкое обращение к фундаментальным философским положениям, отсутствие цитат из научных трудов, оперирование хорошо известными психологическими понятиями, большое число примеров и иллюстраций - все это делает издание доступным широкому кругу психологов, тем более что это не научная монография, а учебное пособие.

Трудно однозначно сказать, насколько подход Давыдова к общепсихологическим вопросам является авторским, но налицо сочетание принятых в отечественной психологии интерпретаций с оригинальным пониманием ряда проблем, например соотношения биологического и социального в человеке. Правда, справедливости ради следует отметить, что значительно раньше В.В. Давыдова эти идеи о биологическом (органическом) и социальном были высказаны П.Я. Гальпериным, но впоследствии не получили развития у других ученых.

Данная книга по общей психологии, как следует из аннотации, полезна прежде всего психологам, занятым в образовании. По-видимому, это не случайно, и интерес В.В. Давыдова к проблемам воспитания теоретического мышления и творческой личности нашел свое отражение во всех его публикациях, в том числе и по вопросам, на первый взгляд далеким от педагогической психологии. В частности, хотелось бы обратить внимание на то огромное значение, которое придавал В.В. Давыдов искусству в деле формирования творческой личности. То же самое В.В. Давыдов говорил и практическим психологам: чтобы совершенствоваться в практической психологии, необходимы познания в искусстве, особенно в художественной литературе. Но он также подчеркивал, что этих знаний явно недостаточно: если объектом воздействия является человек, то этого человека нужно знать прежде всего с точки зрения своеобразия его психической деятельности. Спустя 20 лет эти слова не только не устарели, но в связи с поступательным развитием психологической практики приобрели еще большую актуальность.

Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. М.: Наука, 2004.

Имя Б.М. Теплова знакомо не одному поколению психологов, что, однако, совсем не означает, что хорошо известен его вклад в отечественную науку. Кто-то назовет его небольшую книгу «Ум полководца», а кто-то - «Заметки психолога при чтении художественной литературы». Психологи постарше наверняка вспомнят учебник Б.М. Теплова по психологии для средней школы (который выдержал около 10 изданий) или его брошюру «Об объективном методе в психологии». А если мы обратимся к современным справочным изданиям, то прочитаем, что Б.М. Теплов является основателем отечественной школы дифференциальной психологии.

Действительно, научное наследие Б.М. Теплова отличается большим разнообразием, но долгое время далеко не все его работы были известны широкому кругу профессиональных психологов. В последние 10-15 лет ситуация изменилась в лучшую сторону, и его основные теоретические исследования переизданы. Данная книга, как следует из ее названия, включает в себя работы, посвященные психологии индивидуальных различий. Это статьи и выступления с докладами по вопросам типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений, а также по проблемам общей психофизиологии (например, восприятия цвета). Не вызывает сомнений научный характер издания, которое вышло в серии «Памятники психологической мысли». Оно рассчитано прежде всего на специалистов, занятых разработкой теоретических аспектов дифференциальной психологии, и наивно ожидать извлечения из него сугубо практической информации.

Тем не менее из сказанного не следует делать вывод о том, что книга предназначена только ученым и ее место - на полке Государственной научной библиотеки. Она может быть не столько полезна, сколько интересна практикующим психологам, имеющим намерение разобраться в основаниях своей работы и построить ее в соответствии с научно обоснованными принципами. В качестве доказательства данного утверждения можно привести следующий пример. Про Анну Анастази и ее книги, посвященные психологической диагностике, знают многие психологи (по крайней мере хочется в это верить). А в данную книгу Б.М. Теплова включены его конспекты и комментарии к до сих пор не переведенной у нас работе А. Анастази «Дифференциальная психология». Интерес представляют и отрывки из книги А. Анастази, и скупые комментарии к ним Теплова. В частности, по мнению Б.М. Теплова, А. Анастази развивает культурно-историческую теорию, так как ей удалось показать, что возрастные особенности не носят универсального характера и определяются исторической традицией. Вызывает большое уважение - причем не только профессиональное, но и человеческое, если учесть то время, когда были написаны эти слова, - и общий вывод Б.М. Теплова: американская дифференциальная психология представляет собой научную дисциплину со своим предметом и методом, которые не безупречны, но не стоит ее критиковать с пустого места. Уже одного этого примера достаточно, чтобы появилось желание взять эту, а может быть, и другие книги Б.М. Теплова.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.

Рецензирование работ А.Н. Леонтьева (равно как и других известных психологов) - дело не только очень трудное, но и ненужное, так как о его вкладе в науку написано столько, что вряд ли удастся сказать что-нибудь новое. Поэтому единственное, что остается в данном случае, - определить специфику и место данного издания среди других книг одного из основателей советской психологии.

Следует напомнить, что в историю отечественной психологии А.Н. Леонтьев вошел как создатель теории деятельности. Подготовленная Д.А. Леонтьевым книга объединяет в себе работы по теории деятельности, основной из которых является книга «Деятельность. Сознание. Личность». Это фундаментальное исследование увидело свет в 1975 г. и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест среди теоретических психологических трудов, что и позволило составителю издания по этой монографии дать название всему сборнику. Как отмечается в предисловии, все включенные в книгу статьи и выступления А.Н. Леонтьева ранее уже были опубликованы, но многие из них успели стать библиографической редкостью. Помещенный в конце книги комментарий дает возможность получить полное представление о том, где и когда они были напечатаны. В частности, в сборнике представлены материалы «домашней» дискуссии по теории деятельности, которые не только интересны с историко-психологической точки зрения, но и наглядно свидетельствуют о том, что рождение и становление любой теории происходят в ходе серьезных научных обсуждений. Напрашивается вывод о том, что подобные дискуссии носят не разрушительный, а созидательный характер и способствуют лучшему осознанию автором собственной научной позиции.

Книга А.Н. Леонтьева вышла в серии «Классическая учебная книга» и прочно вошла в список работ, которые должны прочитать будущие психологи. Однако одно дело - обязательное чтение на студенческой скамье с последующим разбором основных положений на семинарах, а другое - самостоятельное изучение с иным проставлением акцентов.

Очевидно, что данное издание не имеет практической направленности и без него легко можно обойтись при проведении диагностических или тренинговых занятий. Поэтому было бы ошибочно рекомендовать его в качестве настольной книги для психологов образования. В то же время очень хочется верить, что не все психологи образования сводят свою работу к проведению практических мероприятий. Эта книга рассчитана на тех, кто готов найти время вырваться из рутины повседневных обязанностей, с тем чтобы разобраться в сущности таких фундаментальных психологических понятий, как «мотивация» и «личность». Тогда станет понятным, почему «не работают» опросники мотивации, чем некорректно выражение «мотивированные дети», чем опасны тренинги личностного роста и многое другое, чего, конечно, можно и не знать, но тогда и не надо причислять себя к психологам.

Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколо­ва Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005.

Эта книга не очередное переиздание трудов А.Н. Леонтьева и даже не описание его вклада в психологию: она - о жизненном и профессиональном пути известного ученого. Причем написана она уникальным авторским коллективом, в который вошли сын и внук А.Н. Леонтьева, также посвятившие себя служению психологической науке.

Коллективная монография состоит из трех частей, названных в соответствии с заглавием одной из основных работ А.Н. Леонтьева - «Деятельность. Сознание. Личность», которая стала его научным завещанием будущим поколениям психологов.

В первой части книги - «Деятельность» - ведется неторопливый рассказ, напоминающий дружескую беседу, об основных этапах становления и развития философского и психологического мировоззрения А.Н. Ле­онтьева. Профессиональная жизнь оказалась неотделимой от общественной, и такие события, как закрытие педологии, Отечественная война, Павловская сессия, не могли не сказаться на его судьбе. Исследования по восстановлению двигательных функций, к примеру, были объективной необходимостью. Однако яркая личность не только находится под влиянием внешних условий, но и способна их создавать - достаточно вспомнить об открытии А.Н. Леонтьевым факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Во второй части - «Сознание» - в полемическом ключе обсуждаются содержательные вопросы разработанной А.Н. Ле­онтьевым теории деятельности. Это, пожалуй, единственный раздел - сравнительно небольшой по своему объему, - который написан в соответствии с канонами академической науки.

Последняя, третья, часть - «Личность» - включает в себя воспоминания людей, которые работали вместе с А.Н. Леонтьевым. Эта часть книги читается легко, с особым интересом, так как в ней приводятся факты и события из жизни А.Н. Леонтьева и других известных психологов того времени.

Добрые слова следует сказать и о качестве самого издания, которое приятно держать в руках, а многочисленные иллюстрации - фотографии из личного архива - помогают в прямом смысле слова посмотреть в глаза А.Н. Леонтьеву и Д.Б. Эльконину, А.Р. Лурии и Л.И. Божович, увидеть мэтра отечественной психологии в домашней и официальной обстановке.

Авторы задумали книгу как научную биографию ученого, а удалось им значительно больше: получилась иллюстрированная биография отечественной психологии прошлого столетия.

 

Информация об авторах

Степанова Марина Анатольевна, доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2308-058X, e-mail: marina.stepanova@list.ru

Степанов Сергей Сергеевич, доцент кафедры педагогической психологии факультета "Психология образования", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Cтарший научный сотрудник Межведомственного центра социальных исследований и инноваций, заведующий отделом теории и истории психологии в журнале "Школьный психолог", Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1053
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 495
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0