Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 1. С. 103–107
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Углубленное изучение иностранного языка младшими школьниками в представлении учителей и родителей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: обучение иностранному языку, представление, учитель, младший школьный возраст, родители, интеллектуальное развитие, мотивация
Рубрика издания: Психологическая диагностика
Для цитаты: Дорохова С.В. Углубленное изучение иностранного языка младшими школьниками в представлении учителей и родителей // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 1. С. 103–107.
Полный текст
О значимости языковой среды
Изучение иностранных языков было введено в школах достаточно давно и стало обычным явлением. Естественно, с течением времени совершенствуются методики преподавания иностранных языков, появляются новые техники и приемы. Но это прежде всего педагогические новшества. Психологическая составляющая процесса изучения иностранных языков выражена специфическими особенностями мотивации и содержания учебной деятельности.
Особое значение приобретает мотивация изучения иностранных языков младшими школьниками, у которых учебная деятельность только формируется. Иностранный язык как учебный предмет введен с первого класса в школах с углубленным изучением иностранного языка. Это связано с тем, что формирование коммуникативной компетентности во втором языке продуктивнее и эффективнее возрасте. Однако в отсутствии языковой среды слабо выражена заинтересованность детей в изучении иностранного языка, что отражается на их низкой успеваемости.
Своим первым языком ребенок овладевает бессознательно. Он мотивирован потребностью в общении. В связи с этим логично предположить, что проблема изучения иностранного языка младшими школьниками - это прежде всего проблема создания среды общения, мотивирующей самого ребенка.
Сформированная мотивация будет способствовать поддержанию устойчивого интереса к учению.
Проблемы изучения иностранного языка рассматривалась в педагогической литературе с позиции выявления средств поддержания интереса к изучению языка со стороныучащихся, т.е. в сугубо практическом аспекте (Т.В. Семахина, О.Ю. Савченко, И. Мохначева и др.). В психологических работах изучение данной проблемы шло в направлениях исследования устойчивости учебной мотивации в процессе обучения иностранному языку (Н.В. Имедад- зе, З.М. Хизроева), взаимодействия навыков родной и иноязычной речи в процессе овладения иностранным языком (В.А. Артемов), специфики обучения иностранным языкам в школе (И.А. Зимняя, Е.И. Пассов), вопросов психолингвистического сопровождения процесса обучения иностранным языкам (А.А. Залевская, А.А. Леонтьев).
Иностранный язык. Содержание мотиваций изучения
В Кыргызстане изучалась в основном проблема изучения русского как второго языка. В исследованиях анализировались проблемы билингвизма с педагогической точки зрения (Л.А. Шейман, С.И. Гершун и др.), в социолингвистическом аспекте (А.О. Орузбаев, Б.О. Орузбаева), с позиций формирования интернационального общения и воспитания школьников (Н.А. Асипова, Г.Т. Карабалаева).
Специальных исследований специфики учебной деятельности младших школьников при углубленном изучении иностранного (английского) языка недостаточно, однако проблема требует особого внимания, поскольку изучение английского языка специфично в связи с тем, что ребенок не слышит в быту англоязычной речи.
Целью нашего исследования явилось изучение особенностей учебной деятельности младших школьников при углубленном изучении иностранного (английского) языка. В частности, мы попытались рассмотреть имеющуюся практику мотивации учебной деятельности в школах с углубленным изучением иностранного (английского) языка.
В отсутствие англоязычной среды общения мотивация изучения этого языка осуществляется учителями и родителями. Мы попытались исследовать содержание мотивации путем анкетирования учителей английского языка, преподающих в начальных классах школ города Бишкек (79 человек), и родителей, отдавших своих детей в школы с углубленным изучением английского языка (100 человек).
Анкета для учителей включала вопросы о причинах интереса к изучению иностранного языка, о мотивах выбора школы с углубленным изучением иностранного языка, о степени заинтересованности детей и родителей в изучении иностранного (английского) языка и динамике этого интереса.
Из ответов учителей следует, что внимание к английскому языку прежде всего связано с возможностью последующего трудоустройства (58,2%), с расширением международных связей (32%), с увлечением западной культурой (7,2%), с возможностью развития личности ребенка (2,6%). Причем, по мнению учителей, большинство родителей хотели бы, чтобы их дети знали иностранный язык, потому что в будущем это поможет им найти хорошую работу (64,6%). И лишь некоторые родители, по мнению учителей (35,4%), считают, что изучение иностранного (английского) языка способствует умственному и личностному развитию ребенка.
На вопрос о том, насколько дети заинтересованы в изучении английского языка, мнения учителей разделились: 45,5% учителей считают, что в этом, скорее, заинтересованы родители, а не дети. Именно они отдают ребенка в школу с тем или иным языком обучения, именно они знают, для чего нужно изучать тот или иной язык, именно они побуждают детей учиться. 33% учителей считают, что детям интересно изучать английский язык независимо от позиции родителей, 21,5% учителей полагают, что дети понимают важность его изучения для своего будущего.
Подавляющее большинство учителей не согласились с мнением о том, что ученики могут постепенно терять интерес к изучению иностранного языка. По их мнению, это зависит от индивидуальных особенностей учащихся (81%). И лишь небольшой процент учителей согласился с тем, что существуют некоторые закономерности снижения интереса детей к изучению английского языка, однако и тут мнения разделились: 6,3% учителей считают, что это происходит примерно к концу второго - началу третьего года обучения, а 12,7% учителей полагают, что это происходит примерно в период перехода в среднюю школу.
Устойчивая мотивация ребенка к изучению английского языка, по мнению педагогов, зависит прежде всего от мастерства учителя (67,1%),а также от общего интереса к учению у школьников (32,9%). Кроме того, учителя предложили большое количество методических приемов, с помощью которых можно поддерживать мотивацию учеников к изучению английского языка на высоком уровне:
строгий контроль, оценочное подкрепление со стороны учителя (83% опрошенных);
использование наглядных пособий - раздаточного материала, картинок, схем (55% опрошенных);
психологические особенности учителя - эмоциональность, увлеченность, любовь к языку, умение заинтересовать (45% опрошенных);
игровые техники - разыгрывание спектаклей, сценок, дидактические и ролевые игры (35% опрошенных);
соревновательные техники - КВН, соревнования по рядам (25% опрошенных);
работа в минигруппах - составление диалогов, интервью (24% опрошенных);
творческие задания - техники критического мышления, составление кроссвордов, ребусов (18% опрошенных);
объяснение важности и нужности знания иностранных языков (15% опрошенных);
использование аудио- и видеотехники (5,8% опрошенных);
общение с носителями языка, приобщение детей к английской культуре (3,3% опрошенных).
Таким образом, среди основных условий повышения мотивации учителя называют строгий контроль за процессом обучения и учениками, а также наличие наглядных пособий. Использование творческих заданий, а также формирование интереса к языку через культуру как метод повышения мотивации встречается достаточно редко.
Анкетирование проводилось также среди родителей, чьи дети учились в школах с углубленным изучением иностранного (английского) языка. В исследовании приняли участие 100 человек. Из них 15 мужчин и 75 женщин разного возраста, социального положения, профессий и образования. Выборка была разделена по этническому признаку (европейцы - 47 человек; азиаты - 53 человека).
При этом родителей первоклассников было 47 человек (27 человек азиаты и 20 человек европейцы); родителей второклассников - 28 человек (12 человек азиаты и 16 человек европейцы); родителей третьеклассников - 25 человек (14 человек азиаты и 11 человек европейцы).
Школу с углубленным изучением иностранного (английского) языка в основном выбирали родители, оба супруга совместно (51% респондентов) и только 7% респондентов включили в процесс обсуждения будущей школы своего ребенка.
Из ответов родителей следует, что основной причиной, по которой родители отдают своих детей в школу с углубленным изучением иностранного языка, является желание, чтобы ребенок хорошо знал английский язык (48% респондентов), второй причиной выбора школы с углубленным изучением иностранного языка является то, что эти школы являются одними из лучших в городе, и в них дети получат хорошие знания и по другим предметам (41% респондентов). При этом можно отметить достоверные различия в выборе причин между азиатской и европейской выборками (ф*=1,9 при Р<0,05): респонденты-азиаты достоверно чаще выбирали в качестве основной причины желание, чтобы их дети хорошо говорили по-английски, а для респондентов-европейцев более значимой причиной явилось то, что в этих школах хорошо обучают всем основным предметам.
100% респондентов ответили утвердительно на вопрос, так ли обязательно детям в настоящее время знать иностранный язык. При этом 57% родителей указали на перспективность владения иностранным языком для последующего трудоустройства, и лишь 7% опрошенных заявили, что это развивает личность ребенка.
Среди опрошенных 57% родителей владеют каким-либо иностранным языком, 43% не владеют. При этом только 35,1% владеющих иностранным языком время от времени разговаривают со своими детьми на иностранном языке. 64,9% владеющих иностранным языком никогда не разговаривали со своими детьми по-английски.
В связи с этими данными важным кажется выяснение, насколько детям интересны уроки английского языка. Было выявлено, что в выборе ответов на этот вопрос имеются достоверные различия между родителями первоклассников, второклассников и третьеклассников.
При этом отмечаются достоверные различия при выборе ответов «очень интерес-
Таблица
Отношение младших школьников к урокам английского языка в представлении
родителей
Выбор ответа |
Очень интересно |
Чаще всего интересно |
Редко интересно |
Не интересно |
||||
азиаты |
европейцы |
азиаты |
европейцы |
азиаты |
европейцы |
азиаты |
европейцы |
|
Первоклассники |
48,2% |
40% |
51,8% |
60% |
|
|
|
|
Второклассники |
|
6,25% |
58,3% |
31,25% |
25% |
50% |
16,7% |
12,5% |
Третьеклассники |
|
|
21,4% |
27,3% |
28,6% |
63,6% |
50% |
9,1% |
но» между первым и вторым классами (р*=4,54 при Р<0,01), а также между первым и третьим классами (р*=2,92 при Р<0,01); при выборе ответов «чаще всего интересно» между первым и третьим классами (р*=2,64 при Р<0,01); при выборе ответов «редко» между первым и вторым классами (р*=2,7 при Р<0,01), а также между первым и третьим классами (р*=2,86 при Р<0,01); при выборе ответов «не интересно» между первым и вторым классами (р*=2,55 при Р<0,01), а также между первым и третьим классами (р*=2,86 при Р<0,01). Таким образом, можно отметить достоверную тенденцию к снижению интереса к изучению английского языка от первого к третьему классу. Кроме того, отмечаются достоверные различия между азиатами и европейцами при выборе ответов «редко» (ф*=1,78 при Р<0,05) и «не интересно» (р*=2,4 при Р<0,01) в третьем классе. В связи с этим можно отметить, что учащимся-азиатам в большей степени становятся неинтересны занятия английским языком, чем учащимся-европейцам.
При изучении ответов на вопрос о том, как менялось отношение ребенка к урокам иностранного языка, можно отметить следующее: получены достоверные различия между респондентами: при выборе ответов «интерес был всегда» между первым и вторым классами (ф*=2,86 при Р<0,01), между первым и третьим классами (ф*=2,91 при Р<0,01), а также между вторым и третьим классами (ф*=2,38 при Р<0,01); при выборе ответов «интерес снизился» между первым и вторым классами (ф*=2,36 при Р<0,01), между первым и третьим классами (ф*=2,69 при Р<0,01). Таким образом, можно отметить, что, по мнению родителей, наблюдается отчетливое снижение интереса к изучению иностранного языка у детей от первого к третьему классу.
Интегральный анализ
Большая часть родителей (56%) не удовлетворена условиями изучения детьми иностранного языка. Отмечается тенденция к достоверному снижению удовлетворенности родителей этими условиями при переходе от первого ко второму классу. Основные претензии родителей сводятся к следующему: мало наглядных пособий, с детьми мало играют, их делят на большие подгруппы, что препятствует реализации индивидуального подхода к каждому ребенку и учету уровня его развития.
На вопрос о том, знакомит ли ребенок родителей с тем, что происходит на уроках английского языка, были получены следующие ответы: 43% респондентов ответили «всегда», 54% респондентов выбрали ответ «иногда» и 3% ответили «никогда». При этом обнаружились достоверные различия при выборе ответов «всегда» и «иногда» между первыми и третьими классами (ф*=1,73 при Р<0,05 и ф*=1,92 при Р<0,05 соответственно). В связи с этим
можно предположить, что в третьем классе большинство детей все реже и реже знакомит своих родителей с тем, что происходит на уроках английского языка. Это может быть связано как с уменьшением интереса детей к тому, что происходит на уроках, так и со снижением внимания взрослых к самому процессу обучения.
Проведя анкетирование учителей и родителей и проанализировав его результаты, мы пришли к следующим выводам.
Все опрошенные нами учителя и родители считают важным изучение иностранного языка детьми.
Высказывания учителей подтверждают наше предположение о том, что в изучении иностранного (английского) языка больше заинтересованы родители, нежели их дети.
Большинство учителей (83% опрошенных) считают, что лучшим способом поддержания интереса школьников к изучению иностранного (английского) языка и сохранения хорошей успеваемости по предмету является строгий контроль за успеваемостью и оценочное поощрение или наказание.
Мотивация обучения направлена на преимущества дальнейшего трудоустройства детей. В этом сказывается особенность нашей нестабильной ситуации и кризисной экономики, когда достойную зарплату можно получить в иностранных фирмах или за рубежом.
Мотив интеллектуального развития и личностного совершенствования детей посредством изучения иностранного языка выразили лишь 7% родителей.
Прагматичная нацеленность мотивации со стороны взрослых заставляет предположить, что использование игровых приемов в обучении иностранному языку целесообразно строить вокруг таких сюжетов, как условия трудоустройства или получения образования в англоязычных странах. В содержание таких сюжетов легко включить знакомую детям лексику о климате, характере, обычаях и культуре англоязычных стран и придать жизненный смысл иноязычным диалогам.
В дополнение к прагматической мотивации необходимо вызвать интерес к своеобразию языковых форм и оборотов, к теории языка, иначе углубленное изучение английского языка не будет привлекательным.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1910
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 470
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1