Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Психологические условия творческого развития подростков с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) 840Шулаева М.В. АннотацияСистема программ «Открытие мира», разработанная проф. Л.И. Айдаровой, в основу которой положены главные принципы теории культурноисторического развития (Л.С. Выготский), позволяет организовать деятельность подростков с последствиями детского церебрального паралича как авторскую, творческую. Работа внутри названных программ позволяет выйти на освоение нашими подростками таких позиций и сфер общения, как учиться быть «юными педагогами» для детей, страдающих тем же недугом; становиться активными дискутантами со специалистами в различных сферах жизнедеятельности; выступать заинтересованными собеседниками и реальными помощниками для более старшей аудитории. Продуктивная деятельность подростков в названных сферах общения позволяет им сдвинуться с потребительской, иждивенческой позиции на иную – творческую, активную, когда то, что они делают, становится востребованным и ожидаемым другими. Ключевые слова: ДЦП, подростковый возраст, творчество, деятельность , личностно-ориентированный подход, образование Рубрика: Клиническая и специальная психология Тип: научная статья Фрагмент статьи
На сегодняшний день большинство детей и подростков с последствиями ДЦП находятся в специализированных учреждениях медицинского и педагогического профиля. Эти учреждения обеспечивают прежде всего медицинскую помощь и обучение данного контингента учащихся. Небольшое число детей и подростков с данным заболеванием имеют возможность посещать студии при Домах творчества Набережных Челнов и другие учреждения дополнительного образования, где учащиеся занимаются по имеющимся там программам доступными им видами творчества. Педагоги, волонтеры, студенты из педагогических вузов помогают детям и подросткам с ДЦП заниматься в различных студиях и организуют их досуг. Эта работа, безусловно, необходима. Однако остается открытым вопрос о реализации огромной потребности в общении этих подростков, а также возможностей их творческого развития. Нами было проведено специальное исследование с подростками 14–16 лет, имеющими как последствие ДЦП множественные двигательные расстройства, но сохранными интеллектуально. Работа проходила в период с 1998 по 2006 год. В работе участвовали 116 учеников. Специально отметим, что организация общения как в специализированных медицинских, так и в образовательных учреждениях часто носит односторонний и эпизодический характер. Инициаторами диалога между больными подростками и их здоровыми сверстниками выступают чаще всего педагоги, родители и те здоровые сверстники, которые приглашаются в названные учреждения для сотрудничества с больными подростками. В этом случае дети с последствиями ДЦП выступают, как правило, в качестве относительно пассивных потребителей той помощи, которая идет извне. Их позиция чаще всего иждивенческая, а деятельность носит репродуктивный характер, когда они воспринимают предлагаемые для усвоения готовые знания, а также определенные формы и содержание общения. Сегодня представляется крайне недостаточной проработка того, как сделать работу с данным контингентом детей и подростков максимально активной прежде всего в личностном плане. В своем исследовании мы поставили задачу организовать деятельность наших подростков таким образом, чтобы она носила по возможности творческий, активный, а не репродуктивный характер. Учениками были, повторяем, интеллектуально сохранные подростки, но с нарушениями в двигательной сфере. ... Литература
Статьи по теме
Клиническая психология, Специальная психология | Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. Клиническая психология, Специальная психология | Запесоцкая И.В., Чуйкова Ж.В. Галимзянова М.В., Касьяник П.М., Романова Е.В. Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами Марченко О.Н., Шаммедова А.З. Тема творчества в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскобленные» Декина Е.В., Шалагинова К.С. Мотивационно-личностные особенности обучающихся в поликультурной среде сельской местности |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|