Психологическая наука и образование
2007. Том 12. № 1. С. 5–17
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологические условия творческого развития подростков с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ДЦП, подростковый возраст, творчество, деятельность , личностно-ориентированный подход, образование
Рубрика издания: Клиническая и специальная психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шулаева М.В. Психологические условия творческого развития подростков с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 1. С. 5–17.
Фрагмент статьи
На сегодняшний день большинство детей и подростков с последствиями ДЦП находятся в специализированных учреждениях медицинского и педагогического профиля. Эти учреждения обеспечивают прежде всего медицинскую помощь и обучение данного контингента учащихся.
Небольшое число детей и подростков с данным заболеванием имеют возможность посещать студии при Домах творчества Набережных Челнов и другие учреждения дополнительного образования, где учащиеся занимаются по имеющимся там программам доступными им видами творчества. Педагоги, волонтеры, студенты из педагогических вузов помогают детям и подросткам с ДЦП заниматься в различных студиях и организуют их досуг.
Эта работа, безусловно, необходима. Однако остается открытым вопрос о реализации огромной потребности в общении этих подростков, а также возможностей их творческого развития.
Нами было проведено специальное исследование с подростками 14–16 лет, имеющими как последствие ДЦП множественные двигательные расстройства, но сохранными интеллектуально. Работа проходила в период с 1998 по 2006 год. В работе участвовали 116 учеников.
Специально отметим, что организация общения как в специализированных медицинских, так и в образовательных учреждениях часто носит односторонний и эпизодический характер. Инициаторами диалога между больными подростками и их здоровыми сверстниками выступают чаще всего педагоги, родители и те здоровые сверстники, которые приглашаются в названные учреждения для сотрудничества с больными подростками.
В этом случае дети с последствиями ДЦП выступают, как правило, в качестве относительно пассивных потребителей той помощи, которая идет извне. Их позиция чаще всего иждивенческая, а деятельность носит репродуктивный характер, когда они воспринимают предлагаемые для усвоения готовые знания, а также определенные формы и содержание общения.
Сегодня представляется крайне недостаточной проработка того, как сделать работу с данным контингентом детей и подростков максимально активной прежде всего в личностном плане.
В своем исследовании мы поставили задачу организовать деятельность наших подростков таким образом, чтобы она носила по возможности творческий, активный, а не репродуктивный характер. Учениками были, повторяем, интеллектуально сохранные подростки, но с нарушениями в двигательной сфере. ...
Литература
- Айдарова Л.И. Система программ «Открытие мира» // Новое начальное образование в России. М., 1994.
- Айдарова Л.И. На пути к личностно-ориентированному образованию // Материалы IV Международного конгресса по теории деятельности и культурно-историческим достижениям в социальной практике. Дания, 1998.
- Айдарова Л.И. От идеи развивающего обучения к построению личностно-ориентированного образования // Психологическая наука и образование. 1998. № 4.
- Айдарова Л.И. Какое образование способно обеспечить защиту творческих возможностей человека // Материалы Международной конференции «Образование как социально психологический институт защиты детства». Уфа, 2006.
- Выготский Л.С. Проблемы общей психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2 / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982.
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов / 2-е изд. М. 2005.
- Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сборник научных трудов. М., 1991.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // М., 1975.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура, динамика смысловой реальности / М., 1999.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1986.
- Шулаева М.В. Особенности творческого развития подростков с ДЦП // Материалы Международной конференции «Образование как социально-психологический институт защиты детства. Уфа, 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2790
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 559
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1