Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии личности в образовании 1128Шамионов Р.М. АннотацияОбсуждаются теоретические и прикладные аспекты проблематики социальной психологии личности в образовании. Предлагается ряд ключевых для образования тематических комплексов, необходимых для разработки в проблемном поле социальной психологии личности: социально-психологической структуры личности, социализации с учетом ее нормативности и «издержек», психологической культуры, субъективного благополучия личности, подчеркивается необходимость избрания субъектной парадигмы для решения соответствующих задач этого направления исследований. Параллельно обсуждаются возможные практические выходы, прикладные исследования, которые могут способствовать оптимизации образовательного процесса на уровне взаимодействия его субъектов. Ключевые слова: личность, субъект, социализация, нормативность, субъективное благополучие, психологическая культура, образование, психологическая служба Рубрика: Социальная психология Тип: научная статья Фрагмент статьи
<...> Среди наиболее актуальных и необходимых для разработки проблем социальной психологии личности в образовании можно выделить, прежде всего, проблему социализации личности. Как известно, усложнение отношений между социальными субъектами, вхождение индивида в различные социальные группы и подверженность его различным институциональным влияниям, которые обнаруживаются на протяжении достаточно долгого времени, создают условия для противоречивости самих усваиваемых норм. Научно-психологическое изучение этого феномена связывается с началом исследований, определивших в немалой степени интерес психологов к явлению массовой культуры, и «норм масс», в которых об наруживается унификация, упрощение императивов. В силу этого естественно обращение исследователей к вопросу о том, что есть норма и «не норма» в социально-психологическом облике современного человека. Возникает необходимость управления процессом его социализации на основе изучения личности в различных условиях. С точки зрения теоретического анализа эффектов социализации, существенное внимание необходимо уделить обобщенному показателю – социальной зрелости. Очевидно, она и является тем феноменом, который характеризует определенную нормативность с точки зрения поведения, деятельности и в целом социального существования на разных этапах социализации. Наиболее общими ее личностными характеристиками являются ответственность, терпимость, позитивное мышление, самостоятельность, социально-интеллектуальные особенности, иерархичность ценностей, степень выраженности которых различается в зависимости от стадии социализации [4, 7, 8]. <...> Литература
Статьи по теме
Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов Сапогова Е.Е. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|