Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах 1947Венедиктова А.В. АннотацияИзложены результаты исследования по выявлению уровня распространенности Интернет-аддикции в студенческой среде. Показано, что Интернет-аддикция присуща всем испытуемым в той или иной степени выраженности и оказывает влияние на аттракционные отношения, а также на адекватность самовосприятия в рамках такой универсальной интрагрупповой структуры, как структура неформальной власти. Выявлены межгрупповые различия в предпочитаемых лидерских качествах. Установлено, что в студенческой среде предрасположенность к Интернет-аддикции более выражена у тех, кто специализируется в сфере технических наук, по сравнению с теми, кто изучает гуманитарные дисциплины. Было установлено наличие взаимосвязи между значительным завышением своей позиции в группе и профессиональным самоопределением, а также между завышением позиции в группе и склонностью к Интернет-аддикции. Ключевые слова: интернет-аддикция, аттракционные отношения, статусно-ролевая позиция Рубрика: Психология развития Тип: научная статья Фрагмент статьи
... В отечественной психологии существует ряд работ, посвященных исследованию самого феномена, а также его взаимосвязи с виртуальной коммуникацией и структурой идентичности. Так, можно отметить исследования А. Е. Жичкиной [2] и А. Е. Войскунского [5]. Вместе с тем данные исследования далеко не исчерпывают настоящую проблематику во многих ее существенных аспектах. В частности, само понятие Интернетаддикции представляется во многих работах чрезмерно широким и недостаточно конкретизированным для эмпирических исследований. Практически не изучены социально-психологические проявления Интернет-аддикции в группе и ее влияние на различные групповые процессы. Данная проблема является одной из наиболее разработанной в социальной психологии. Среди зарубежных исследователей можно выделить Ф. Олпорта, М. Шерифа, К. Левина, Я. Морено. Среди отечественных – А. В. Петровского, Р. Л. Кричевского, Е. М. Дубовскую, А. И. Донцова, М. Ю. Кондратьева. Однако взаимосвязь такого нового социального явления, как виртуальная реальность и происходящие в ней и под ее влиянием процессы и особенностей групповых процессов до сих пор рассматривалась крайне эпизодически. В этой связи нами было предпринято исследование влияния феномена Интернет-аддикции на групповые процессы в молодежной среде. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что большинство российской учащейся молодежи в связи со своей профессиональной специализацией в той или иной степени связаны с работой с Интернетом, оказываются в зоне риска попадания в категорию «Интернет-зависимых» личностей. При этом Интернет-аддикция как одна из возможных личностных зависимостей приводит на своей начальной стадии к качественной деформации оценки своей позиции в системе статусно-ролевых отношений в группе членства. Поскольку данная гипотеза, очевидно, не может быть подтверждена или опровергнута, в рамках прямого эксперимента нами был выдвинут ряд частных гипотез, подлежащих непосредственной эмпирической проверке и в совокупности позволяющих судить о справедливости основной гипотезы диссертационного исследования:
Данное исследование было проведено в 2004–2005 гг. и включало в себя два этапа. ... Литература
Статьи по теме
Психология развития | Казаринова Е.Ю., Холмогорова А.Б. Клиническая психология | Зотова Д.В., Розанов В.А. Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|