Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Развитие Я-концепции младшего подростка (11–12 лет) 2332Владимирова Ю.Н. АннотацияПредставлены результаты лонгитюдного исследования развития Я-концепции подростка (11–12 лет) на рубеже обучения от 5 к 6 классу. Анализируются содержательные характеристики развития Я-концепции современного подростка. Ключевые слова: Я-концепция, младший подростковый возраст, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент, переживание потребности в самопознании Рубрика: Психология развития Тип: научная статья Фрагмент статьи
... Подростку было предложено ответить на вопрос «Кто Я?», описать себя и оценить себя. Результаты исследования показали, что в 6 классе выражено предпочтение по значимости у детей таких категорий, как «самооценка, качества личности и характера» и «умения, интересы, способности». Эти данные подтверждают, что именно отношение к себе, начиная с 6-го класса, является основным компонентом «образа Я». Н. Н. Толстых отмечает потребность во «встрече» с собственным «образом Я» у учащихся 4–5 классов [10]. Исследования эмоционально-ценностного отношения к себе, проведенные А. М. Прихожан [10], показывают, что младшие подростки (10–11 лет) характеризуются общим позитивным представлением о себе (принятие себя). Негативные оценки окружающих воспринимаются как ситуативные и не оказывают значительного влияния на отношение к себе. Подчеркивается, что в 11–12 лет обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время неумение оценить себя. И. В. Дубровина также отмечает, что 11 лет –это период, когда появляется желание понять, лучше узнать себя и появляется потребность в самооценке [7]. Однако большее внимание в упомянутом выше исследовании отводится старшему подростку 13–14 лет (8-й, 9-й, 10-й классы), так как в 6–7-м классах по анализу не выявлены существенные отличия в самооценке учащихся [10, с. 76]. Г. А. Цукерман в 1998 г. подняла вопрос о психологическом содержании возрастного периода 10–12 лет. Она обратила внимание на отсутствие достаточных знаний об этом периоде развития и предположила, что это связано с приписыванием этому возрастному интервалу тех же характеристик, которые отличают детей 8–10 лет. При этом было обращено внимание, что многие исследователи отмечают наличие здесь всех зачатков отрочества. Также было отмечено, что большинство сведений о данном возрасте на то время было собрано в американских исследованиях [11]. Данная работа стала толчком для более интенсивного изучения возрастного интервала 10–12 лет в последние десятилетия. К. Н. Поливанова, Л. Б. Слугина изучали динамику отношения к себе особенности содержания «Я» у третьеклассников на 11-м году жизни (к 5-му классу). Они выделяют, что «Я» младшего подростка, объективное и целостное на 10-м году жизни, вначале «рассыпается» по различным ситуациям на 11-м году, а затем собирается посредством упорядочивания на оси времени. Целостное Я превращается во множество ситуационно зависимых» [5, с. 155]. В исследовании Т. Л. Богатыревой [3] сделан акцент на том, что творческое сотрудничество сверстников в период 10–12 лет является базовым компонентом развития Я-концепции, т. е. именно здесь создаются определенные условия, которые способствуют ее развитию. Исследователь также выделяет тенденцию к расширению в этом возрастном периоде (к 6 классу) представления о себе. Но эти данные не раскрывают возрастные содержательные характеристики развития Я-концепции младшего подростка. ... Литература
Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология здоровья | Вачков И.В., Одинцова М.А., Тристан О.А. Особенности переживания духовного кризиса и отношение к своему Я при спинальной травме Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. Психология личности, Психология развития | Ярощук И.В. Юридическая психология | Вартанян Г.А., Горбатов С.В., Муртазина И.Р. Особенности Я-концепции женщин, занимающихся коммерческим сексом |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|