Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности символического опосредствования у младших школьников 887

Веракса А.Н.
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080
e-mail: veraksa@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы соотношения символического и знакового опосредствования. На выборке младших школьников (87 учеников) было показано, что специфика символического опосредствования обусловлена замещением ориентировки в реальности ориентировкой в свойствах символа, которая применяется для интерпретации объективной ситуации. Символическое опосредствование используется детьми в условиях познавательной ситуации с высокой степенью неопределенности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Здесь возникает справедливый вопрос,как символ может быть средством продуктивной деятельности, если он не приводит к значению. А. М. Поляков в своей работе отмечает возможность интерпретации символа, но в то же время задается вопросом, каким образом разные люди могут понимать его одинаково, если содержание последнего изначально не дано в опыте человека. На наш взгляд, ответ на этот вопрос лежит в устройстве символа – основанием подобной интерпретации является его внешняя оболочка. А. В. Нарышкин справедливо отмечает, что если для знака пространственность, внешняя представленность не является существенной характеристикой, то для символа она играет ключевую роль. Значение знака жестко задано и трудно поддается изменению; у символа смысловое поле не просто значительно шире, а часто и вообще не определено, поэтому «в зависимости от контекста ситуа ции чувственно представленная форма символа может изменяться, высвечивая различные грани идеального содержания» [10. С. 69]. В этом отношении мы можем согласиться с рядом авторов, которые говорят о том, что если за знаком стоит значение, то за символом – смысл, т. е. отношение между значениями. Однако еще раз подчеркнем, что при этом собственного значения у символа нет. Другими словами, специфика ориентировки на основе символа заключается в том, что вместо действия в реальности субъект ищет способы действия в теле символа.


Важно подчеркнуть, что движение в оболочке символа может дать результат, соотносимый с реальностью. Из истории физики можно привести тот факт, что когда в качестве символа атомного ядра (форма которого была неизвестна) была выбрана сферическая капля, то рассчитанные для нее параметры оказались соотносимыми с параметрами атомного ядра. Если перефразировать известное выражение Л. С. Выготского, что функция знака состоит в том, чтобы репрезентировать нечто отличное от него самого, и является его значением, то функция символа – репрезентировать самого себя.


Что касается перехода от знака к символу (и обратно), можно утверждать, что дотех пор, пока знак соотнесен со значением, он является самим собой. Но когда он отрывается от значения и начинает анализироваться с точки зрения его оболочки, он обретает функцию символа [9]. Верно и то, что после нахождения решения, выхода из сложившейся неопределенной ситуации символы исчезают, поскольку появляются значения.


Особая роль символического отражения действительности подчеркивается в работах авторов психоаналитического направления. С точки зрения З. Фрейда, символы говорят о наличии аффективных переживаний. ...

Литература
  1. Асмолов А. Г., Цветков А. В. О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики // Вопросы психологиии. 2005. № 1.
  2. Веракса А. Н. Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии // Вопросы психологии. 2006. № 6.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
  4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
  5. Кулагина Н. В. Символ и символическое сознание // Культурно-историческая психология. 2006. № 1.
  6. Леонтьев А. Н. Проблема развития психики. М., 1972.
  7. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
  8. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1997.
  9. Мантатов В. В. Образ, знак, условность. М., 1980.
  10. Нарышкин А. В. Строение образа мира человека и соотношение понятий «знак» – «символ» и «значение» – «смысл» // Вопросы психологии. 2005. № 1.
  11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психологи. М., 1969.
  12. Поляков А. М. Символ как условие продуктивного действия // Вопросы психологии. 2006. № 1.
  13. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
  14. Салмина Н. Г. Знаковосимволическое развитие детей в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  15. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула, 1993.
  16. Юнг К. Г. Избранное. Минск, 1998.
  17. DeLoache J. S. Symbolic development // Blackwell Handbook of Childhood Cognitive Development / U. Goswami, Editor. Blackwell, 2002.
  18. DeLoache J. S. The symbolmindedness of young children // Child Psychology in Retrospect and Prospect: in Celebration of the 75th Anniversary of the Institute of Child Development / W. Hartup, R.A. Weinberg, Editors. Erlbaum, 2002.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика