Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей 2355Авдеева Н.Н. Кочетова Ю.А. АннотацияВ статье представлены результаты эмпирического исследования влияния стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей. Установлено, что возникновению страхов у дошкольников способствуют следующие параметры детско-родительских отношений: отсутствие эмоциональной близости родителя с ребенком, непринятие (отвержение) ребенка родителем, а также высокий уровень тревожности в детско-родительских отношениях. Определены ведущие типы детско-родительских отношений в возникновении страхов у младших школьников: повышенный уровень требований родителя по отношению к ребенку, сверхвысокий уровень контроля со стороны родителя, отсутствие эмоциональной близости родителя с ребенком, а также высокий уровень тревожности в детско-родительских отношениях. Представлены также материалы, отражающие особенности эмоциональной сферы детей, связанные с наличием страхов. Было выявлено, что наиболее часто встречающими страхами в дошкольном возрасте являются страх смерти, страх сказочных персонажей, страх психологического одиночества, страхи нападения и страх войны. Выделен ранее не упоминаемый при исследовании детей дошкольного возраста страх – страх терроризма. Ведущие страхи в младшем школьном возрасте: страх не соответствовать требования родителей, страх наказания/порицания родителей, страх нападения и войны, страх психологического одиночества, страх магических существ, страх смерти родителей и страх смерти. Выделенные факторы семейного воспитания позволяют наметить основные линии коррекционной работы в области детско-родительских отношений, в целях профилактики и снижения уровня страхов у детей, сохранения их психического здоровья и эмоционального благополучия. Ключевые слова: страх, тревожность, стиль родительского поведения, детско-родительские отношения, дошкольный возраст, младший школьный возраст Рубрика: Психология развития Фрагмент статьи
Рассмотрим страхи, типичные для развития детей разных возрастных категорий. У большинства новорожденных обнаруживаются инстинктивные формы защиты при внезапном приближении большого предмета или при громких звуках. Однако такая реакция быстро угасает. О страхе в подлинном значении данного слова можно говорить не ранее чем когда ребенку исполнится полгода. В этом возрасте у младенцев наблюдается выраженная сепарационная тревога, возникающая при разлуке с матерью [5]. В. И. Гарбузов отмечает, что в семь месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии матери. В основе данного страха чувство беспокойства является осознанной реакцией, служит прообразом чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми в будущем [3]. В восемь месяцев появляется страх перед незнакомыми, чужими взрослыми. Он указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой», в более широком смысле – страха перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. На втором году жизни практически половина детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, боли, находясь на высоте и от пребывания в одиночестве. В этом возрасте может возникнуть страх перед животными, перед движущимся транспортом. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Вацлавик Д., Бехор М., Фостер А., Гральник Л.М,, Бар-Хаим Я., Пайн Д.С., Биксон М., Сильверман В.К., Риб-Сазерленд Б.С., Петтит Дж.В. Клиническая психология | Горман Э.Д., Берк Х.Х., Рубино Л.Дж., Варгас И., Хеффель Дж.Дж. Специфика влияния симптомов депрессии и тревоги на академические результаты Психология образования, Психология развития | Юдина Т.А. Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|