Использование психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних

660

Аннотация

В статье изложены результаты исследования психологических трудностей, которые испытывают сотрудники органов внутренних дел при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних, а также реальные и возможные формы участия психолога на этапе предварительного следствия. Предложены функции психолога как специалиста и консультанта, привлекаемого для участия в расследовании групповых преступлений несовершеннолетних. Использование следователем психологических знаний и психотехнологий, а также обращение к помощи психолога-специалиста и (или) психолога-консультанта по наиболее сложным уголовным делам будет способствовать повышению эффективности расследования групповых преступлений несовершеннолетних.

Общая информация

Ключевые слова: сотрудники, преступность, подростковый возраст, практический психолог, психологическое сопровождение, психологическое обследование, специальные навыки

Рубрика издания: Юридическая психология

Для цитаты: Костина Л.Н. Использование психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 2. С. 104–111.

Полный текст

 

Идеи об использовании специальных психологических знаний следователями, о необходимости и возможности учета ими закономерностей проявления человеческой психики подозреваемых (обвиняемых) в практике расследования преступлений для повышения эффективности следственных действий не являются новыми. Еще в XIX столетии в трудах выдающихся ученых В. М. Бехтерева, Л. Е. Владимирова, М. Н. Гернета, Г. Гросса, Д. А. Дриля, А. Ф. Кони, В. Д. Спасовича, А. У. Фрезе и других были систематизированы представления о путях использования психологических знаний в судебной деятельности. В их работах была заложена мысль о том, что юридическая (судебная) психология востребуется судебной практикой, так как способна психологическими средствами обеспечить ее потребности.

Прогрессивные юристы того времени высказывали мнение в защиту детей и подростков, критикуя законодателя за отсутствие учета возраста несовершеннолетнего обвиняемого в уголовном судопроизводстве. Они отмечали, что необходимо учитывать не только возраст несовершеннолетних обвиняемых, но и соответствие нравственного и умственного развития установленным для этого этапа нормам. Специфика расследования преступлений несовершеннолетних была впервые учтена в Уставе уголовного судопроизводства Российской империи от 2 июня 1897 года, в котором был предусмотрен отдельный раздел, посвященный особенностям предварительного следствия по делам несовершеннолетних. Следователь, основываясь на соответствующих психологических познаниях и информации, получаемой от родителей, обвиняемых и иных лиц, должен был выявить умственное, нравственное развитие и свойства воли несовершеннолетнего обвиняемого. В случае душевных расстройств несовершеннолетнего приглашались «сведущие люди» - «врачи, воспитатели, учителя и другие лица, занимающиеся воспитанием юношества» [1].

Гуманистическое содержание расследования преступлений несовершеннолетних в дореволюционный период нашло отражение в современном уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации. Введенная в 1978 г. в органах внутренних дел специализация следователей по делам несовершеннолетних подчеркивала, что для обеспечения расследования преступлений несовершеннолетних следователю и сотрудникам милиции необходимы особые психолого-юридические знания. Отметим, что и в настоящее время сохранившаяся специализация следователей в органах внутренних дел имеет гуманистические, психолого-педагогические аспекты, связанные с защитой и обеспечением прав несовершеннолетних.

Цель проводимого исследования состоит в разработке концепции психологического обеспечения расследования органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних. Среди методов исследования были использованы: анкетирование сотрудников, интервьюирование опытных следователей, психологический анализ материалов архивных уголовных дел, стандартизированное наблюдение за деятельностью следователя при проведении им следственных действий, методы математической обработки информации и др.[*]

Проведенное исследование показало, что сотрудники органов внутренних дел испытывают психологические трудности в процессе расследования групповых преступлений несовершеннолетних. Эти трудности обусловлены возрастными и социально-психологическими свойствами детей, подростков и юношей, групповым характером преступной деятельности, особенностями поведения несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) при подготовке и совершении преступления, на допросе и других следственных действиях.

Поскольку речь идет о расследовании преступлений несовершеннолетних, то не только следственная ситуация, но и закон обязывают следователя обращаться к специалисту-психологу (в области возрастной, детской, социальной, криминальной психологии и т.д.). Ответы на вопрос «Если бы в Вашем подразделении работал практический психолог, какие функции он бы мог выполнять при организации психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних?» распределились следующим образом. Каждый второй опрошенный следователь и дознаватель (52,3 %) обратился бы к помощи практического психолога в распознавании лжи/правды в показаниях несовершеннолетних обвиняемых, а также аномалий психического развития несовершеннолетних. Половина респондентов (соответственно 50,8 и 49,7%) выделили функцию помощи в исследовании и обобщении индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних подозреваемых для построения прогнозов их поведения при проведении следственных действий; функцию помощи в установлении статусно-ролевых характеристик преступной группы несовершеннолетних. Четверо из десяти из числа опрошенных (39,3%) обратились бы за помощью в составлении перечня вопросов при подготовке к допросу, очной ставке, в установлении психологического контакта и поддержании доверительных отношений с несовершеннолетним допрашиваемым, оказании психолого-педагогического воздействия на него. Третья часть респондентов (35,6%) в качестве функции практического психолога выделили оказание помощи в решении вопроса о необходимости назначения несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) судебно-психологической, судебно-психиатрической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Применение специальных психологических знаний составляет неотъемлемую и очень важную часть практической деятельности следователя по собиранию, проверке и оценке доказательств. Специальные психологические знания используются в процессуальных и непроцессу­альных формах. К первым относятся: использование следователем собственных специальных познаний, производство судебно-психологических экспертиз, участие психолога-специалиста в следственных действиях. Ко вторым - представление психологом специальных психологических познаний в виде консультации.

Оставляя вне рамок рассмотрения вопрос о работе эксперта-психолога, обозначим реальное положение и тенденции в практике расследования органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних в связи с участием психолога как специалиста и консультанта.

Согласно п.3 ст. 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации психолог или педагог обязательно участвует в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Но в законе до сегодняшнего дня остаются неурегулирован­ными процессуальные требования к функциям, характеру и результату деятельности психолога-специалиста, хотя уровень сложности некоторых уголовных дел таков, что для обеспечения полноты и всесторонности расследования требуется применение специальных психологических познаний.

Результаты проведенного исследования показали, что участие психолога или педагога в расследовании групповых преступлений несовершеннолетних сводилось: в половине случаев (48,7%) к удостоверению своей подписи о присутствии на допросе; в каждом четвертом случае (25,7 %) к предоставлению дополнительной информации о личности несовершеннолетнего; в каждом пятом случае (20,4%) к оказанию помощи в установлении психологического контакта. Таким образом, в половине случаев специалисты-психологи присутствуют на допросе как пассивные наблюдатели. Возникает закономерный вопрос: почему следователи не обращаются за помощью к психологу для решения проблем, сталкиваясь при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних. Полученные на этот вопрос ответы следователей выглядят следующим образом: «считаю, что в недостаточной мере использую специальный опыт и знания психологов»; «при необходимости получаю консультации непосредственно по телефону (у преподавателей возрастной, социальной или юридической психологии)»; «трудно согласовать время встречи со специалистом по причине его занятости на работе; не отлажен механизм привлечения психолога к производству следствия»; «не проработан вопрос об оплате труда специалистов-психологов».

Принявшие участие в интервью следователи и руководители органов предварительного следствия предложили различные варианты решения проблем, связанного с участием психолога-специалиста. Чаще всего они настаивают на введении штатной должности практического психолога в следственном отделе (следственной части) или подразделении по делам несовершеннолетних. Такой вариант, по их мнению, является наиболее оптимальным, поскольку преодолеваются препятствия, связанные с участием психолога как специалиста и консультанта в расследовании групповых преступлений несовершеннолетних. Кроме того, обеспечивается не менее важный принцип психологической помощи - своевременность.

Проведенное интервью с психологами органов внутренних дел показало, что желание с их стороны оказать помощь сотрудникам при расследовании преступлений несовершеннолетних, безусловно, имеется. При этом практические психологи отметили: «чтобы оказать квалифицированную помощь, необходимо получить соответствующую подготовку, заняться самообразованием, изучить психолого-юридические вопросы, связанные со спецификой расследования этой категории дел».

В настоящее время в некоторых управлениях и отделах внутренних дел за психологами в рамках должностных инструкций закреплена функция «сопровождение допросов» (например, в Управлении внутренних дел Северного административного округа Москвы), «сопровождение оперативно­служебной деятельности» (в Министерстве внутренних дел по Удмуртской Республике, ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УВД по Омской области и др.). Психологи органов внутренних дел участвуют по приглашению следователей на допросе с целью оказания помощи в установлении с подозреваемым несовершеннолетним психологического контакта на этапе подготовки к допросу и непосредственно в ходе допроса; в формулировке вопросов несовершеннолетним при проведении допроса; для предоставления дополнительной информации о личности допрашиваемого несовершеннолетнего. Практические психологи органов внутренних дел выступают в данном случае как специалисты и консультанты, накапливают специфический опыт работы. Тем более, что согласно п. 23.6. «Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом», утвержденному приказом МВД России, в качестве одного из направлений работы практического психолога закреплено: «консультирование сотрудников органов внутренних дел по психологическим аспектам оперативно­служебной деятельности, участие в составлении психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений» [3]. Отметим еще очень важное направление психологического обеспечения деятельности личного состава - проведение занятий по профессионально-психологической подготовке. Психологи органов внутренних дел, преподаватели психологии высших образовательных учреждений МВД России проводят теоретические и практические занятия по наиболее актуальным проблемам, которые возникают у сотрудников при расследовании преступлений несовершеннолетних.

С учетом реальной потребности следователей и дознавателей в своевременной и квалифицированной помощи психологов при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних необходимо предусмотреть введение соответствующего спецкурса в учебные планы высших образовательных учреждений Министерства внутренних дел России, где осуществляется подготовка и повышение квалификации психологов. Практический психолог органов внутренних дел после прохождения соответствующей подготовки может принимать участие в качестве специалиста и (или) консультанта при расследовании наиболее сложных групповых преступлений несовершеннолетних.

Важно отметить, что роль практического психолога четко определена в концепции психологической службы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Ученые кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России отмечают, что «... психолог занимает в системе психологического обеспечения органов внутренних дел центральное место, он играет роль проводника новейших научных знаний в работе с людьми в сложных условиях, носителя современных технологий, специалиста, призванного реализовывать гуманистическую основу» [4].

В данной связи представляется целесообразным изучение и использование зарубежного опыта применения психологических знаний в практике расследования преступлений. Так, узкая специализация практических психологов востребована и в различных подразделениях полиции зарубежных стран (США, Канады, Великобритании, Франции, Германии и т. д.). Привлекаемые специалисты в области возрастной, социальной и криминальной психологии оказывают необходимую помощь в раскрытии и расследовании преступлений несовершеннолетних.

Учитывая специфику групповых преступлений несовершеннолетних и характер трудностей, которые испытывают следователи на этапе предварительного следствия этой категории дел, считаем:

•помощь психолога необходима, во- первых, не только в работе с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, но и со всеми иными категориями малолетних и несовершеннолетних субъектов уголовного процесса;

•во-вторых, необходимо активное участие психолога (а не формальное присутствие) не только в допросах, но и на очной ставке, при предъявлении для опознания, при проверке и уточнении показаний на месте, освидетельствовании с участием малолетних и несовершеннолетних;

•в-третьих, следователь обладает правом привлечения не одного, а нескольких специалистов, которые по роду своей основной работы общаются с детьми и подростками того же возраста, что и участник следственного действия.

Психолог-специалист может оказать помощь:

•   в проведении конкретных следственных действий. Речь идет о подготовке несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего к допросу, иному следственному действию, а также об оказании психологической помощи несовершеннолетнему и следователю непосредственно в ходе следственного действия (в установлении психологического контакта, снятии психологических барьеров, формулировке вопросов и пр.);

•   в установлении отдельных качеств и социально-психологических особенностей несовершеннолетнего, в отношении которого проводятся следственные действия (особенностей восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли, темперамента, характера; предполагаемом статусе и роли в группе и др.), с последующим построением прогноза поведения этого лица при проведении других следственных действий;

•   в определении степени полноты информации, предоставляемой несовершеннолетним допрашиваемым; рекомендации приемов, при помощи которых можно получить недостающие данные с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетнего;

•в распознании возможных лжесвиде­тельств, аномалий психического развития несовершеннолетнего; в решении вопроса о необходимости назначения несовершеннолетнему судебно-психологической экспертизы; в формулировке вопросов эксперту-психологу;

•   в обобщении информации о преступной группе несовершеннолетних и составлении социально-психологической характеристики; выдвижении версий по поводу причин, мотивов и механизма совершения несовершеннолетними группового преступления.

Функция психолога как консультанта в процессе расследования преступления заключается в том, что он, знакомясь с представленной ему информацией, анализирует, синтезирует, конкретизирует ее, т.е. проводит мысленное исследование. Цель деятельности психолога-консультанта заключается в передаче следователю определенной предварительной информации, позволяющей правильно ориентироваться в создавшейся обстановке.

При расследовании групповых преступлений несовершеннолетних практический психолог может проконсультировать следователя, дознавателя, других сотрудников органов внутренних дел по следующим вопросам:

•особенности восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли, темперамента, характера несовершеннолетних; учет этих особенностей при проведении допроса и других следственных действий;

•   возрастные и индивидуальные особенности несовершеннолетних правонарушителей, возможные специфические проявления в поведении, групповой преступной деятельности, при проведении следственных действий; учет этих особенностей при установлении психологического контакта с несовершеннолетним, в целом при производстве предварительного следствия;

•   социально-психологические характеристики преступной группы несовершеннолетних, предполагаемого распределения в ней ролей, взаимоотношений между соучастниками в зависимости от уровня организованности, состава группы, возраста и психологических особенностей ее членов;

•социально-психологические черты несовершеннолетних правонарушителей,воз- можные варианты совместных действий и поведения, мотивов в зависимости от положения и роли в преступной группе;

•   влияние перенесенных или наличных психических и соматических заболеваний, задержки психического развития, уровня деформированности личности, особенностей групповых процессов и механизмов на психологию несовершеннолетних, их поведение и деятельность на этапе подготовки к совершению преступления, в момент совершения преступления, а также при проведении следственных действий;

•   отдельные психологические и социально-психологических феномены, состояния и процессы, их наличие или отсутствие в ситуации совершенного группового преступления;

•   возможные приемы лжи/искренности, используемые несовершеннолетними подозреваемыми, а также приемы изобличения во лжи и склонения к раскаянию и пр.;

•   рекомендации средств и приемов психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в целях стабилизации их поведения, переориентации, предотвращения возможных дальнейших преступлений.

Для установления различных обстоятельств предмета доказывания психолог должен не только обладать познаниями в области общей, детской, возрастной, социальной, юридической психологии, педагогики, но и знать специфику предварительного следствия. Важно отметить, что кроме психологической помощи, оказываемой следователю, деятельность психолога способствует охране законных интересов и обеспечению прав несовершеннолетних участников процесса. Эта особая роль требует от специалиста не только высокой квалификации, но и проявления гражданской сознательности и нравственности.

Использование психологических знаний и психотехнологий в практике расследования органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних является объективным процессом интеграции науки и практики, юриспруденции и психологии как реализация своеобразного заказа практики предварительного следствия на объективное, научно достоверное знание о психике несовершеннолетнего правонарушителя, группы лиц и ее проявлениях.

В настоящее время потребности практики расследования органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних в психологических знаниях и психологических технологиях определяются не только криминогенной обстановкой и ростом преступности несовершеннолетних, но и омоложением личного состава органов внутренних дел, а значит, и отсутствием у них должного профессионально­психологического опыта. Полученные результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что своевременная и квалифицированная психологическая помощь сотрудникам необходима и будет способствовать повышению эффективности деятельности служб и подразделений органов внутренних дел в расследовании групповых преступлений несовершеннолетних.

 


[*] В анкетировании приняли участие 694 сотрудника органов внутренних дел (предварительного следствия, дознания, подразделений по делам несовершеннолетних, криминальной милиции и милиции общественной безопасности), в интервью - 97 опытных следователей и руководителей органов предварительного следствия Москвы и Московской области, г. Курска, г. Орла и Орловской области, г. Рязани и других регионов Российской Федерации. Были проанализированы материалы 487 архивных уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних (с 1999 по 2005 г.) в архивах судов пяти регионов Российской Федерации (Москвы, Московской области, гг. Орла, Курска, Рязани).

Литература

  1. Случевский В. Учебник русского уголовного процесса (судоустройство-судопроизводство). - СПб., 1910. С. 304.
  2. Гольдман А.М. Основания и формы применения специальных познаний в советском уголовном законодательстве // Вопросы экспертизы в работе защитника. - Л., 1970. С. 27-44.
  3. Приказ МВД России № 770 от 26 сентября 2006 года «Об утверждении положения об основах организации психологического обеспечении работы с личным составом органов внутренних дел».
  4. Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Введение в специальность и обучение практического психолога органов внутренних дел. – М., 1995. С. 4-5.

Информация об авторах

Костина Любовь Николаевна, доктор психологических наук, доцент, начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя (ФГКОУ ВО МосУ МВД России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7285-2817, e-mail: kostin62@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2493
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 660
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2