Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1821Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Эклектичность организации образовательной среды школы как фактор ее неустойчивости 964Поливанова Н.И. Ривина И.В. АннотацияВ статье представлен итог пятилетнего изучения образовательной среды закрытой школы-интерната с религиозной направленностью, в которой была осуществлена попытка административно объединить гуманистическую и авторитарную парадигмы обучения. Изучались особенности функционирования ортодоксальной образовательной среды, эмоциональное отношение детей к учению и их познавательная активность на уроках. Выявлено, что эклектичное объединение противоположных по направленности парадигм обучения приводит к конфликтности отношений основных субъектов образовательной среды, и, как следствие, к негативным переживаниям детей на уроках и снижении их познавательной мотивации. Фрагмент статьи
Настоящая работа является итогом пятилетнего изучения образовательной среды закрытой конфессиональной мужской школы-интерната. За это время школа пережила разные периоды своего развития и на наших глазах либерально-коммуникативная образовательная среда ПРЕОБРАЗОВАЛАСЬ в авторитарно-дисциплинарную. Причем это превращение произошло стремительно, в течение нескольких месяцев. Таким образом, мы получили возможность наблюдать результаты, своего рода, социального эксперимента, обусловленного особенностями реорганизации среды. Руководство школыь изначально предполагало соединить две парадигмы обучения: 1) гуманистическую (личностное и интеллектуальное развитие детей, семейная щадящая атмосфера жизни учеников); 2) и авторитарную (догматическая, построенная на определенных идеологических основаниях система обучения). В соответствии с этими парадигмами был подобран педагогический коллектив, состоящий из учителей по общеобразовательным предметам, реализующих развивающие цели обучения, и коллектив учителей по «идеологическим предметам», и, соответственно, в большей степени ориентирующихся на усвоение конфессиональных постулатов и канонов и на авторитарную форму проведения уроков. В процессе функционирования школы как института, построенного на принципах гуманистической парадигмы, с точки зрения концепции личностного роста и комфортности пребывания в ней детей, выявилось явное преимущество первой парадигмы этого подхода, при этом цели конфессионального обучения и воспитания в должной мере достигнуты не были. Руководство и спонсоры школы осознали, что подлинные их задачи несколько иные и направлены, прежде всего, не СТОЛЬКО на свободное личностное развитие детей, СКОЛЬКО на усвоение конфессиональных знаний и традиций. Вследствие этого концепция школы и ее установки были скорректированы в сторону усиления контроля за содержанием и способами преподавания как общеобразовательных, так и конфессиональных уроков. Литература
Статьи по теме
Психология развития, Социальная психология | Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже Психология развития | Нечаев Н.Н. Педагогическое образование | Корнелаки А.К., Плакитси К. Психология образования, Психология развития | Лыонг М.Х. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|