Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8554Ключевые слова 20946 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О системе образования одаренных детей в странах Юго-Восточной Азии 1430

Маркелов Е.В., кандидат исторических наук, директор школы «Интеллектуал», ведущий научный сотрудник лаборатории одаренности Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-markelov@mail.ru

Аннотация

В статье кратко рассмотрены вопросы образования одаренных детей в Китае, Республике Корея (Южная), Сингапуре и Таиланде. Статья не претендует на полноту изложения вопроса, так как проблема излагается, в основном, в ключе деятельности школы «Интеллектуал» и является результатом наблюдений и профессионального общения, имевших место в ходе поездок в Китай и Корею, и прямых контактов с деятелями образования Таиланда и Сингапура. Делается вывод, что экономические успехи указанных стран Юго-Восточной Азии находятся в тесной связи с их политикой в области образования в целом и особым вниманием к работе с одаренными детьми, в частности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Рассказывая о современном состоянии образования в КНР, начать необходимо с «культурной революции», проведенной Мао Цзэдуном в 60-х годах ХХ века. Сегодняшний успех Китая – во многом результат тех неоднозначных событий. Спустя 40 лет можно оглянуться и объективно оценить истинный смысл происшедшего. Для этого необходимо сначала остановиться на некоторых особенностях китайской культуры. Важно отметить, что в китайском языке письменность имеет особое значение. Она гораздо больше влияла на развитие языка, чем у других народов. Иероглифическая система классического китайского письма очень сложная. На протяжении многих веков в Китае формировалась каста «избранных» – способных освоить письменность. Грамотный мог стать чиновником, ученым, словом, непростым человеком. Здесь каждый знает, что положение в обществе определяется образованием и поэтому мотивация на получение образования традиционно очень велика. Но даже имея способности, простой человек раньше не имел времени, чтобы учиться. Положение мало изменилось и после победы социалистической революции в Китае. Необходимо было создавать индустрию, развивать энергетику, современное сельское хозяйство и т.д. Советский союз в 40–50-е годы ХХ века оказал бесценную помощь этой стране, благодаря которой она отстояла свою независимость. Именно так это оценивают сами китайцы. Старшее поколение (те, кому за 50 лет) почти все учили русский язык в школе.

«Культурной революцией» стало создание новой системы письменности. Это было другое, фонетическое письмо. Теперь знаки записывали звуки, как в большинстве языков на Земле. Хотя количество знаков оставалось не маленьким, выучить их стало гораздо проще. Новая письменность стала доступна каждому. Она легко ложится на клавиатуру компьютера. Это фактически буквенное письмо, приспособленное к особенностям китайского языка. Именно благодаря ему в Китае решена проблема всеобщего образования, созданы сотни университетов, подготовлены миллионы специалистов и сотни миллионов грамотных рабочих. Однако и издержки были велики. В жерле «культурной революции» сгорела большая часть носителей традиционной культуры, интеллигенции. Особенно пострадало в этом плане гуманитарное направление.

Только сейчас стали уделять большое внимание таким вопросам, как восстановление национальной психологической школы и вообще гуманитарным курсам. Современность требует все большего внимания к психологии. Именно вопросы сотрудничества в форме обмена студентами, аспирантами и преподавателями-психологами нашли наибольшее понимание у китайских коллег. Сегодня эта страна очень нуждается в восстановлении и развитии национальной психологической школы.

<...>

О том, что от образования зависит твое будущее и будущее твоей страны, в Корее знает каждый. Страна тратит на образование до 10% ВВП. Это один из самых высоких показателей в мире. Но и сами граждане Республики Корея не жалеют денег на образование. Заметим, что это вообще характерно для стран данного региона. Детям здесь уделяют большое внимание и стараются всячески развивать их таланты. Особое внимание уделяется одаренным детям. Главные направления такой работы –создание специальных школ по работе с одаренными и мотивированными детьми, развитие системы дополнительного образования. В частности, появление «супер-школы» для одаренных детей в городе Бусане (второй после Сеула по численности город республики Корея, крупнейший порт и образовательный центр), которая получила название «Bussan Science Academy», а с 2006 года – «Korean Science Academy». Это подчеркивает национальное значение данного образовательного учреждения. Школа совершенно не похожа на китайские «супершколы». Прежде всего, она не привязана жестко к университету, но сама по себе выполняет функции «детского университета». Здесь отрабатываются методы обучения и работы с этой непростой группой учащихся. В связке со школой работает институт «Institute For Gifted Education &Promotion», который занимается анализом работы с одаренными детьми во всем мире. Так, в школе «Интеллектуал» представители института появились через месяц (!!!) после ее открытия. В РФ институт поддерживает дружеские отношения с СУНЦ (специальный университетский научный центр) МГУ, Новосибирским СУНЦем (опыт этих знаменитых российских школ лег в основу концепции «Korean Science Academy»), с Московским химическим лицеем (1303), Лигой школ (1199), большой интерес проявляет к школе № 57. Институт организует четыре международные программы подготовки учителей города Бусана: в США, в Израиле, в России и в Сингапуре. С точки зрения корейских коллег, опыт этих стран в работе с одаренными наиболее инте ресен. Российская программа последние пять лет осуществлялась совместно со школой «Интеллектуал» и, по оценке корейских коллег, была признана наиболее эффективной (см. Примерную программу 2008 года в Приложении). Думается, что это не просто вежливые слова, во-первых, потому, что финансирование год за годом открывали, а во-вторых, число слушателей летних курсов в «Интеллектуале» выросло с 45 в 2004 году до 150 в 2008 году. Вместе с тем, кроме города Бусана, своих слушателей стали присылать еще четыре города, так как аналогичные институты есть в каждом крупном городе Республики Корея. Институт также занимается повышением квалификации всех учителей Бусана, работающих с одаренными детьми. Результаты всех курсов регулярно анализируются и публикуются в виде брошюр с фотографиями. Все участники курсов принимают участие в рефлексии. Эффективность курсов оценивается именно по результатам рефлексии учителей.

В «Korean Science Academy» только старшие классы. Это High School. Все ученики имеют возможность проживания в школе и находятся на полном государственном обеспечении. Конкурс в школу изначально – 150 (!) человек на место, но в последние годы конкурс вырос (по некоторым данным, до 300 человек на одно место). Выпускники освобождены от ЕГЭ, могут поступать в любой университет без экзаменов. Но главное – особенности системы организации работы:

•занятия ведутся на английском языке;

•учителя приглашаются со всего света;

•оплата труда – высокая, на уровне профессорского состава университетов;

•приглашенные преподаватели обеспечиваются общежитием или квартирой;

•контракт заключается обычно не менее чем на один год;

•заказ оборудования для экспериментов по каталогу. Время поставки – месяц. Учителю поставляется любое лабораторное оборудование, что создает уникальные возможности для экспериментальной
работы;

•основное направление – математика и естественные науки;

•учебники самые современные, в основном из США.

Несмотря на то что «Korean Science Academy» – школа молодая, она уже очень известна в мире, особенно в азиатско-тихоокеанском бассейне. Ее ученики участвуют во всех крупных конференциях исследовательских работ школьников. Исследовательская деятельность – очень важное направление деятельности «Korean Science Academy». Для руководства исследованиями приглашают специалистов.

Очень интересную программу совместных исследовательских работ по органической химии осуществляют ученики бусанской школы с лицеистами Московского химического лицея (лицей № 1303). Для этого каждое лето корейские ребята приезжают на практику в Москву. «Korean Science Academy» – место обучения учителей из других школ, для них специалисты из института проводят различные курсы. Учителя совместно строят систему работы с одаренными детьми как в школах повышенного уровня (такие в Корее есть), так и в общеобразовательных школах. Отбор учителей в школу очень серьезный. Внимание уделяется как знанию предмета, так и свободному владению английским языком. Предпочтение отдается тем, кто получал образование в университетах США. Правда, в последние годы все больший интерес проявляется к России. Это связано с тем, что в самой Корее все больше становится специалистов, получающих образование в РФ и понимающих ценность русской научной школы. Однако в целом, очевидно, преобладает ориентация на США.

 

Литература
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика