Введение
Сегодня психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений, и в первую очередь обучающихся, является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса [Алехина, 2017; Дубровина, 2011; Марголис, 2015; Рубцов, 2017; Flanagan, 2020].
В большинстве образовательных организаций страны созданы психологические службы, деятельность которых обеспечивают педагоги-психологи. Функциональные направления работы психологов системы образования обширны, многообразны и определены профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее — профстандарт) [Васягина, 2017; Долгоаршинных, 2017; Егорова, 2017; Приказ Министерства труда].
Успешно функционируют психолого-педагогические и медико-социальные центры. Существует институт главных внештатных педагогов-психологов в субъектах Российской Федерации.
В рамках реализации Концепции развития психологической службы в системе образования до 2025 г. создан Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации (далее — ФКЦ) [Концепция развития психологической].
На данном этапе развития спроектирована полноценная инфраструктура психологической службы в системе образования, охватывающая различные ее звенья и уровни. Следует отметить, что данная инфраструктура является гибкой конструкцией, непрерывно формирующейся и подстраивающейся под запрос общества, системы образования, современных семей и детей [Ярецкий, 2017; Darling-Hammond, 2020; Flanagan, 2011; Sapargaliyeva, 2015]. Социальный запрос нашел отображение в целом ряде стратегических нормативных документов [Концепция развития психологической; Приказ Министерства труда; Указ Президента Российской; Федеральный закон Российской], в том числе плане мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства [Указ Президента Российской], а также обсуждаемом сегодня законопроекте о психологической помощи.
События последних полутора лет порождают новые вызовы, а значит, и новые запросы на работу психологов в системе образования. Речь идет в первую очередь о поддержке семей и детей мобилизованных военнослужащих, психологической помощи детям — вынужденным переселенцам из Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Херсонской, Запорожской областей и не только. Данные обстоятельства обуславливают необходимость построения комплексной системы оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, формирования и подготовки команды высококвалифицированных кризисных психологов в системе образования.
Подобные обстоятельства обуславливают необходимость актуализации и пересмотра содержания профстандарта и в части, касающейся трудовых функций психолога в сфере образования и его профессиональных компетенций [Андронникова, 2020; Егорова, 2017; Забродин, 2017]. В этих целях на площадке ФКЦ МГППУ было организовано проведение стратегических сессий и опроса по данной тематике, в которых приняли участие психологи и эксперты в сфере образования со всей России.
Анализ результатов обсуждения ключевых вопросов деятельности психолога в системе образования на стратегических сессиях и в рамках анкетного опроса позволяет получить объективную всестороннюю оценку проблемных областей профстандарта, требующих пересмотра и совершенствования.
Программа исследования
В целях определения основных направлений актуализации профстандарта в феврале 2023 года специалистами ФКЦ МГППУ был проведен опрос, в котором приняли участие 1616 специалистов психологической службы в системе образования из 8 федеральных округов Российской Федерации, а также Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики и Херсонской области.
В состав выборки вошли следующие категории респондентов: специалисты органов исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации, курирующие деятельность по психолого-педагогическому сопровождению, главные внештатные педагоги-психологи, руководители региональных и муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, директора образовательных организаций, педагоги-психологи (психологи в сфере образования) с опытом работы более 5 лет высшей квалификационной категории, члены Федерации психологов образования России.
Инструмент анкетного опроса ориентирован на изучение основных предложений по внесению изменений в профстандарт, из них:
- определение необходимого уровня профессионального образования педагога-психолога;
- актуализация и внесение правок в основную цель профессиональной деятельности педагога-психолога в части сопровождения участников образовательных отношений в образовательных организациях высшего профессионального образования;
- дополнение основного вида профессиональной деятельности педагога-психолога в части оказания психологической помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии;
- дополнение трудовых функций деятельностью по организации межведомственного взаимодействия.
Сбор данных осуществлялся посредством заполнения анкет в отечественной системе «AnketologBox», обеспечивающей защиту персональных данных.
Результаты исследования
Относительно актуальности основной цели профессиональной деятельности педагога-психолога (вопрос: «Есть ли необходимость в актуализации и внесении правок в основную цель профессиональной деятельности?») большая часть экспертов — 81% — дали положительный ответ, тогда как только 19% опрошенных не считают целесообразным внести в формулировку основной цели правки.
Эксперты, которые считают, что в основной цели деятельности педагога-психолога необходимы правки, внесли свои предложения по ее дополнению в части:
- оказания экстренной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- осуществления психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в кризисных ситуациях;
- добавления образовательных организаций высшего профессионального образования в перечень образовательных организаций, которые представлены в основной цели.
По мнению опрошенных, отдельно в содержании цели также стоит выделить и добавить психологическое сопровождение детей из числа вынужденных переселенцев.
Кроме дополнения цели, экспертами было предложено изменить ее структурную составляющую и разделить на две самостоятельные цели:
- психолого-педагогическое сопровождение нормотипичных детей,
- психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
На вопрос о необходимости включения в основную цель такого вида профессиональной деятельности педагога-психолога, как сопровождение участников образовательных отношений в образовательных организациях высшего профессионального образования (вопрос: «Считаете ли Вы необходимым в основную цель вида профессиональной деятельности включить сопровождение в образовательных организациях высшего профессионального образования?»), положительно ответили 61% опрошенных.
При этом на вопрос о целесообразности включения сопровождения участников образовательных отношений в образовательных организациях высшего профессионального образования в качестве новой обобщенной трудовой функции (с присвоением кода и дальнейшим описанием отдельных трудовых функций) положительно ответили 71% процент опрошенных. В то время как 29% экспертов обозначили, что данную позицию в большей степени уместно включить в качестве дополнения к уже обозначенным трудовым функциям, а не выделять в отдельный блок.
На вопрос относительно необходимости дополнения трудовых функций деятельностью по организации межведомственного взаимодействия при оказании образовательных, психологических, медицинских и иных услуг (вопрос: «Есть ли необходимость, по Вашему мнению, в дополнении трудовых функций деятельностью по организации межведомственного взаимодействия при оказании образовательных, психологических, медицинских и иных услуг?») 53% опрошенных ответили положительно.
Заинтересованность в дополнении трудовых функций деятельностью по организации межведомственного взаимодействия в большей степени отмечается у главных внештатных педагогов-психологов, чем у педагогов-психологов и руководителей образовательных организаций.
В таблицах 1 и 2 представлены ответы экспертов по видам трудовых функций, в которые, по их мнению, возможно включить организацию межведомственного взаимодействия.
Табл. 1. Распределение ответов экспертов по видам трудовых функций в обобщенных трудовых функциях под кодом А, в которые возможно включить организацию межведомственного взаимодействия
|
Код функции |
Вид функции |
Количество |
Процент выборов |
|
Код А: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ (множественный выбор) |
А/01.7 Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ |
249 |
13% |
|
А/02.7 Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций |
168 |
8,7% |
|
|
А/04.7 Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации |
333 |
17,3% |
|
|
А/05.7 Психологическая диагностика детей и обучающихся |
270 |
14,0% |
|
|
А/06.7 Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса |
231 |
12% |
|
|
А/07.7 Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) |
305 |
15,9% |
|
|
Отдельная трудовая функция под кодом А/08.7 Организация межведомственного взаимодействия в психолого-педагогическом сопровождении субъектов образовательного процесса |
362 |
18,8% |
|
|
Ваш вариант ответа |
4 |
0,2% |
|
|
Общее количество: |
1922 |
100% |
Табл. 2. Распределение ответов респондентов по видам трудовых функций в обобщенных трудовых функциях под кодом В, в которые возможно включить организацию межведомственного взаимодействия
|
Код функции |
Вид функции |
Количество выборов |
Процент выборов |
|
Код В: Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (множественный выбор) |
В/01.7 Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
308 |
17% |
|
В/02.7 Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
332 |
17,8% |
|
|
В/03.7 Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
266 |
15% |
|
|
В/04.7 Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
303 |
17% |
|
|
В/05.7 Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
243 |
13% |
|
|
Отдельная трудовая функция под кодом В/06.7 Организация межведомственного взаимодействия в психолого-педагогическом сопровождении лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
360 |
20% |
|
|
Ваш вариант ответа |
4 |
0,2% |
|
|
Общее количество: |
1816 |
100% |
Согласно полученным данным (таблица 1, 2), большая часть опрошенных считают, что организацию межведомственного взаимодействия стоит включить в отдельный вид обобщенных трудовых функций под кодами А: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» и В: «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» с предложенными формулировками:
- А/08.7 «Организация межведомственного взаимодействия в психолого-педагогическом сопровождении субъектов образовательного процесса»;
- В/06.7 «Организация межведомственного взаимодействия в психолого-педагогическом сопровождении лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации».
На вопрос о целесообразности дополнения основной цели вида профессиональной деятельности в части оказания психологической помощи лицам, находящимся в кризисном состоянии, дали положительный ответ 67% респондентов. Из них 58% отметили, что данное дополнение уместно включить в качестве новой обобщенной трудовой функции с присвоением нового кода и дальнейшим описанием отдельных трудовых функций. Тогда как 42% экспертов предлагают данное дополнение включить в уже имеющиеся трудовые функции.
В ходе опроса экспертам предлагалось выразить свое мнение относительно актуализации информации об уровне образования, необходимого для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождения основных и дополнительных образовательных программ.
54% экспертов считают, что обязательным и необходимым уровнем высшего образования для педагога-психолога является специалитет, магистратура. В то время как бакалавриат достаточным уровнем высшего образования считают 46% опрошенных.
Для оказания психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, 67% экспертов также считают необходимым уровнем высшего образования специалитет и магистратуру, тогда как только 33% опрошенных отметили, что достаточным уровнем высшего образования является бакалавриат.
Таким образом, большинство опрошенных считают, что для качественного оказания психологической помощи детям необходимым уровнем высшего образования являются специалитет и магистратура.
Экспертам было предложено отметить необходимые, по их мнению, направления подготовки, обеспечивающие выполнение обобщенной трудовой функции под кодом А: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ». Полученные ответы представлены в таблице 3.
Табл. 3. Процентное распределение ответов на вопрос: «Какие направления подготовки, с Вашей точки зрения, обеспечивают выполнение профессиональной деятельности в рамках обобщенной трудовой функции под кодом А?»
|
Шифр направления подготовки / специальности |
Количество выборов |
Процент выборов |
|
44.03.02 Психолого-педагогическое образование (бакалавриат) |
877 |
20% |
|
44.04.02 Психолого-педагогическое образование (магистратура) |
999 |
23% |
|
37.03.01 Психология (бакалавриат) |
491 |
11% |
|
37.04.01 Психология (магистратура) |
616 |
14% |
|
37.05.01 Психология служебной деятельности (специалитет) |
314 |
7% |
|
37.05.02 Клиническая психология (специалитет) |
422 |
9% |
|
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (специалитет) |
707 |
16% |
В большей мере, по мнению экспертов, обеспечение выполнения профессиональной деятельности в рамках обобщенной трудовой функции под кодом «А» возможно благодаря такому направлению подготовки, как «Психолого-педагогическое образование (магистратура)» (23% опрошенных), тогда как направление: «Психология служебной деятельности» (7%) в меньшей мере будет обеспечивать выполнение профессиональной деятельности.
Аналогичным образом экспертам предлагалось выбрать направления подготовки, которые позволили бы обеспечить выполнение профессиональной деятельности педагогами-психологами в рамках обобщенной трудовой функции под кодом В: «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления». Полученные ответы представлены в таблице 4.
Табл. 4. Процентное распределение ответов на вопрос: «Какие направления подготовки, с Вашей точки зрения, обеспечивают выполнение профессиональной деятельности в рамках обобщенной трудовой функции под кодом В?»
|
Шифр направления подготовки / специальности |
Количество выборов |
Процент выборов |
|
44.03.02 Психолого-педагогическое образование (бакалавриат) |
607 |
12,7% |
|
44.04.02 Психолого-педагогическое образование (магистратура) |
885 |
18,9% |
|
37.03.01 Психология (бакалавриат) |
376 |
8% |
|
37.04.01 Психология (магистратура) |
630 |
13,6% |
|
37.05.01 Психология служебной деятельности (специалитет) |
402 |
8,9% |
|
37.05.02 Клиническая психология (специалитет) |
850 |
18,1% |
|
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (специалитет) |
928 |
19,8% |
Для выполнения профессиональной деятельности в рамках обобщенной трудовой функции под кодом В эксперты определяют приоритетными следующие направления: «Педагогика и психология девиантного поведения (специалитет)» (19,8% опрошенных), «Психолого-педагогическое образование (магистратура)» (18,9% опрошенных) и «Клиническая психология (специалитет)» (18,1% опрошенных).
Также эксперты обозначили основные проблемы, с которыми они столкнулись при внедрении профстандарта в свою профессиональную деятельность. Среди них были отмечены:
- трудности в организации работы с родителями (законными представителями), воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;
- трудности при распределении рабочего времени на выполнение трудовых функций;
- недостаточный уровень знаний в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и обучающимися с девиантным поведением;
- недостаточный уровень знаний о работе с обучающимися, оказавшимися в кризисных ситуациях.
В рамках данного опроса эксперты отметили, что отсутствие разграничений по распределению трудовых функций в профстандарте для разных типов образовательных организаций: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, — существенно осложняет реализацию основных трудовых функций.
Выводы
Таким образом, проведенный опрос позволяет нам сделать выводы, что внесение изменений в профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» является целесообразным и актуальным. Пересмотр содержания стандарта позволит повысить качество оказываемой психологической помощи участникам образовательных отношений, своевременно отвечать на вызовы и угрозы в области современного детства, запросы общества на работу педагога-психолога и в целом определить перспективы развития психологической службы в системе образования.