Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Изменения в распределении школьных страхов первоклассников в течение учебного года 1610Гузанова Т.В. АннотацияВ статье представлены результаты исследования динамики содержания школьных страхов у первоклассников. Целью работы было изучить изменения в распределении содержания школьных страхов первоклассников в течение учебного года. В исследовании принимали участие: 81 первоклассник, 12 учителей одной из московских школ и 97 взрослых представителей ребенка. В качестве методик исследования были использованы авторские анкеты для всех участников образовательного процесса, схема наблюдения школьного психолога. План исследования разработан в соответствии с динамикой становления образовательного процесса в первом классе. Выявлены следующие изменения в распределении содержания школьных страхов первоклассников: в начале обучения преобладают страхи адаптации; в середине года типичными могут быть страхи отношений с одноклассниками, другими детьми; введение системы оценивания (только положительные оценки) приводит к увеличению страха получить плохую отметку Ключевые слова: страх, тревожность, школьные страхи Рубрика: Психология образования Фрагмент статьи
Понятие «школьный страх» в российской психолого-педагогической литературе Одной из проблем, с которыми сталкивается психолог в школе, является проблема школьных страхов. Особенно остро эта проблема стоит в начальных классах, где происходит становление учебной деятельности учащихся. Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека (А. И. Захаров). В своем исследовании мы определяем школьные страхи в широком смысле, т. е. как страхи, связанные со школой, что позволяет нам рассматривать содержание школьного страха как часть образовательного процесса школы. В отечественной психолого-педагогической литературе школьные страхи первоначально рассматривались с точки зрения возрастных изменений в психическом развитии ребенка, без учета присущей им специфики. Так, по мнению ряда авторов (Н. И. Гуткиной, О. В. Хухлаевой и др.), ребенок, готовый к обучению в школе, не испытывает страха перед ней [4]. А. И. Захаров считает, что предпосылки возникновения страхов в школьном возрасте кроются, во-первых, в проблемах развития ребенка до школы, а во-вторых, в тех социально-психологических изменениях, которые происходят с ребенком на момент поступления в школу. «Ведущий страх в данном возрасте –это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» [2]. В последнее десятилетие стали появляться более детальные исследования, посвященные анализу именно школьных страхов, представленные такими авторами, как Ю. В. Климакова, В. А. Петченко и др. Эти исследования описывают, как правило, какой-либо один аспект школьного страха, без учета основного фактора возникновения, развития и преодоления школьных страхов – учебной деятельности младшего школьника. Острые проявления школьных страхов традиционно попадают в сферу интересов клинической психологии и психиатрии. Психиатры выделяют школьные фобии, связь которых с образовательной ситуацией рассматривается только в том случае, если данная фобия относится к дидактогенным расстройствам. Один из отечественных исследователей страхов – Ю. В. Щербатых при описании содержания основных страхов не выделяет этап обучения ребенка в школе и затрагивает только один страх, связанный со школой: страх перед экзаменом, однако и его рассматривает в широком социальном контексте. Н. П. Слободяник видит причину возникновения страха в некорректном поведении участников образовательного процесса, наложенном на сложности психического развития ребенка. Близким к этой позиции является исследование Ю. В. Климаковой, посвященное анализу страха ошибки у детей начальных классов. При этом анализ страха ошибки основывается в большей мере на представлении о страхе в клинической психологии: рассматриваются взаимоотношения ученика и учителя, выделяется ведущая роль эмоционального развития ребенка [3]. Часто в литературе, посвященной страхам в школьном возрасте, вообще не встречается понятие «школьный страх». Так, в работе Т. А. Арефьевой и Н. И. Галкиной, описывающей подходы к преодолению страхов у детей, в перечне факторов, вызывающих страхи, школа и система школьного образования не упоминаются [1]. В целом можно сделать вывод, что в отечественной теории педагогической психологии пока не существует серьезного обобщения проблемы школьных страхов. В исследованиях, посвященных школьным страхам, школа обычно выступает в
качестве фактора возникновения школьного страха и в очень редких случаях – как
фактор преодоления данной проблемы. Авторская методика исследования школьных страхов первоклассников Цель нашего исследования: изучить изменения в распределении
содержания школьных страхов первоклассников в течение учебного года. 1) методика должна диагностировать наличие или отсутствие различных по
содержанию школьных страхов, а также выявлять уровень их выраженности; Литература
Статьи по теме
Психология образования | Щебланова Е.И., Петрова С.О. Современные зарубежные исследования тревожности интеллектуально одаренных школьников Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов Василенко В.Е., Савенышева С.С., Заплетина О.О. Родительский и повседневный стресс у матерей детей раннего и дошкольного возраста Трошихина Е.Г., Манукян В.Р. Тревожность и устойчивые эмоциональные состояния в структуре психоэмоционального благополучия |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|