Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с задержкой психического развития при подготовке к школе

1202

Аннотация

В статье представлены материалы исследования, посвященного разработке и апробации комплексной методики групповой работы, направленной на формирование зрительно-вербальных функций у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) при подготовке их к школе. Экспериментальную группу составили 6 дошкольников с ЗПР 6–7 лет, посещающих группу подготовки к школе в ГОУ ЦПМССДиП. Контрольную группу составили 6 детей 6–7 лет с ЗПР, посещающих подготовительную к школе группу детского сада компенсирующего вида. С детьми экспериментальной группы проводилась коррекционно-развивающая работа по развитию зрительно-вербальных функций. Полученные результаты позволяют говорить об увеличении эффективности работы над развитием речи, когда она проводится в тесной взаимосвязи с работой над зрительно-перцептивной сферой, а также свидетельствуют о необходимости индивидуального подхода к детям.

Общая информация

Ключевые слова: зрительное восприятие, вербальное опосредование, подготовка к школе, задержка психического развития, нейропсихологический подход

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Для цитаты: Скитяева Н.М. Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с задержкой психического развития при подготовке к школе // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 5. С. 81–88.

Фрагмент статьи

В настоящее время вопрос о подготовке детей к школе очень широко обсуждается в педагогической и психологической литературе. В данном исследовании мы рассматриваем проблему формирования речевой готовности к школе детей, отнесенных к группе риска возникновения трудностей обучения. Многие авторы говорят о необходимости специальной работы с дошкольниками по подготовке их к обучению грамоте, по совершенствованию звуковой культуры речи, по обогащению словаря, развитию грамматического строя речи и связной речи [7; 8; 10; 14; 16–19]. Но важно то, что преодоление речевых трудностей у детей с задержкой психического развития (ЗПР) требует понимания механизмов этих трудностей.

При работе с детьми, имеющими особенности в развитии, необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с точки зрения его установки на познавательную деятельность, качественного своеобразия высших психических функций (ВПФ) данного конкретного ребенка, т. е. его нейропсихологической характеристики.

Речевое нарушение у ребенка существует не само по себе, а является частью симптомокомплекса отставания развития других высших психических функций. Нейропсихология, изучающая мозговую организацию психических функций, дает возможность рассмотреть речевые проблемы ребенка во взаимосвязи с другими сторонами психического развития, с его невербальными возможностями [2; 13]. Сочетание нейро-психологического и логопедического подходов характеризует современный подход к анализу механизмов речевых нарушений ребенка в связи с состоянием других психических функций, к разработке эффективных программ, обеспечивающих преодоление трудностей речи, письма и чтения [9].

В профессиональной литературе представлены данные о связи развития зрительных функций и лексической стороны речи у детей [2; 6; 4]. Отмечается, что формирование зрительно-вербальных функций является одной из основных задач подготовки детей к школе. К школьному возрасту зрительное восприятие считается достаточно зрелым, на его основе строятся учебные программы. В то же время школа предъявляет очень высокие требования к развитию полноты и точности стоящих за словом представлений, которые являются основой формирования вербально-логического мышления. Однако данные исследований Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой показали, что значительная часть будущих первоклассников обнаруживают определенные трудности зрительно-предметного восприятия [2].

Проблемам развития зрительного восприятия и словаря в их взаимосвязи при подготовке детей к школе и посвящена наша работа. При работе с детьми в группе и при подборе материала для занятий мы учитывали основные принципы коррекционно-развивающей работы, выделенные в нейропсихологии, исходя из теоретических позиций Л. С. Выготского–А. Р. Лурии:

  • учет закономерностей формирования ВПФ;
  • учет слабого звена ВПФ в процессе развития и коррекции;
  • высокая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в коррекционный процесс

Литература

  1. Ахутина Т. В., Камардина И. О. Коррекционно-развивающая помощь детям с трудностями обучения, основанная на идеях Л. С. Выготского и А. Р. Лурии: анализ эффективности // Культурно-историческая психология. 2008. № 1.
  2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М.,2003.
  3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб., 2008.
  4. Гришина Е. Г. Состояние сферы образов представлений у детей с трудностями обучения // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие. М.,2001.
  5. Гришина Е. Г., Гогберашвили Т. Ю. Общая организация и методы формирующего обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами развития психики // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие. М., 2001.
  6. Громова О. Е. Влияние зрительного предметного восприятия на накопление словаря у детей второго года жизни // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. СПб., 2001.
  7. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. СПб., 2002.
  8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М., 1985.
  9. 9. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.,1997.
  10. Лобанова Т. Г. Подготовка ребенка с отклонениями в развитии к обучению в школе //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 2.
  11. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой,С. Н. Шаховской. М., 1998.
  12. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии.СПб., 2006.
  13. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.,1973.
  14. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Шевченко С. Г., Тригер Р. Д., Капустина Г. М., Волкова И. Н. М.,2004.
  15. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Учимся видеть и называть. Рабочая тетрадь 1 и 2. СПб.,2008.
  16. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Доронова Т. Н.,Якобсон С. Г., Соловьёва Е. В., Гризик Т. И.,Гербова В. В. М., 2004.
  17. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О. М. Дьяченко. М., 1999.
  18. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения: программно-методическое пособие / Под общей ред. Т. Г. Неретиной. М., 2004.
  19. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.,1993.
  20. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.,2007.

Информация об авторах

Скитяева Н.М., аспирантка кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, e-mail: noznad@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2371
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1202
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 17