К обоснованию понятия «личностно значимый выбор»

1691

Аннотация

Статья посвящена проблеме выбора, рассматриваемой в практическом и теоретическом аспектах. Целью работы являлось обоснование понятия «личностно значимый выбор», которое, с одной стороны, описывает определенную эмпирическую реальность, а с другой – встраивается в научную традицию культурно-деятельностного подхода, выступающего здесь методологическим основанием. Проводится разграничение между понятием «личностно значимый выбор» и частично сходными с ним категориями «жизненный выбор», «жизненно важный выбор», «смысловой выбор», «личностный выбор», «экзистенциальный выбор». Обоснование понятия осуществляется при использовании ряда теоретических конструктов, разработанных в психологии смысла Д. А. Леонтьева (модель структурной организации личности; мультирегуляторная модель личности). Показана связь личностно значимого выбора со смысловой системой регуляции поведения человека, т. е. специфичным для личности уровнем отношений человека с миром. Обосновывается продуктивность использования психологии переживания Ф. Е. Василюка для рассмотрения процесса личностно значимого выбора.

Общая информация

Ключевые слова: выбор, личностно-значимый выбор, личность, переживание, смысл

Рубрика издания: Общая психология

Для цитаты: Филоник М.С. К обоснованию понятия «личностно значимый выбор» // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 5. С. 117–124.

Фрагмент статьи

Актуальность проблемы выбора в терапевтической и образовательной практике не вызывает сомнений. Этот вопрос также является предметом философских размышлений и психологических исследований. Но, как правило, можно наблюдать разрыв между теориями выбора, принятия решения и конкретными способами практической, психотерапевтической работы с выбором. Такая ситуация: увеличивающийся разрыв между двумя линиями ее развития – исследований и практики, характерна для современного состояния психологии.Это не раз отмечали многие авторы [24; 20;19; 27].

В 30-х годах прошлого столетия Л. С. Выготский сформулировал принципиальную идею «философии практики», или психотехники как особого рода методологии, которая синтезирует эти две линии развития психологии [10]. В рамках культурно-деятельностной традиции она была серьезно проработана на теоретикометодологическом уровне [22; 23; 6; 5], «однако на уровне конкретно-научном наблюдается дефицит исследований, целенаправленно воплощающих принципы психотехнического подхода» [26]. Исследование А. Н. Молостовой, одно из первых в этом ряду, показало ряд уникальных преимуществ использования этого подхода [17].

Данная работа является частью проводимого в настоящее время психотехнического исследования, в котором процесс выбора изучается в ходе оказания психотерапевтической помощи клиентам, обратившимся с трудностью совершения важного в их жизни выбора. Клинический опыт на данном этапе позволяет выделить определенную эмпирическую реальность, которая требует теперь своего очерчивания и терминологического называния. Для всякого научного исследования принципиальным является четкое определение предмета. Необходимо найти такое понятие, которое, с одной стороны, легко узнаваемо для психологов-практиков, описывает реальность клиентских запросов, и с другой, встраивается в научную традицию культурно-деятельностного подхода.

Слово «выбор» имеет три основных значения:

  1. как набор возможностей;
  2. как динамический процесс предпочтения;
  3. как итог, результат выбора.

В центре нашего интереса – выбор как процесс, сам акт деятельности, ведущей к предпочтению одной из ряда альтернатив.

Формулируя понятие «личностно значимый выбор» изначально на феноменологическом уровне, можно сказать, что это такой выбор, «который

а) оценивается самим человеком как особо значимый и важный, и

б) существенно влияет на его дальнейшую жизнь» [25].

Именно с такими выборами клиенты обращаются за помощью к психотерапевтам. Клинический опыт показывает, что в большинстве случаев это выборы, связанные с профессиональной либо семейной сферой, – выбор профессионального пути, работы, спутника жизни, решения о браке или разводе, о сохранении или разрыве отношений и т. п. Но сами по себе сфера деятельности или область жизненных отношений не могут стать для нас критерием для обоснования предмета исследования, так как не сферой определяется субъективная значимость выбора и его влияние на изменения образа жизни и развитие личности.

Важно, в какой внутренней логике этот выбор совершается, на какие основания опирается, какую внутреннюю деятельность совершает человек в поворотные моменты, принимая порой судьбоносные для себя решения; каковы закономерности процесса такого выбора – центральные исследовательские вопросы работы, в рамках которой необходимым становится обоснование понятия «личностно значимый выбор».

Общее проблемное поле, в котором выстраивается данное понятие, – это проблема личности. Коснемся теоретических оснований, в логике которых ставится и обсуждается проблема личности, а в связи с ней и проблема выбора. Сохраняя верность отечественной традиции, мы выбираем в качестве таких оснований модель структурной организации личности, описанную Д. А. Леонтьевым [15], разработанную на основе подходов Б. С. Братуся [3] и А. Г. Асмолова [2].

Литература

  1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
  3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.,1988.
  4. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис:типологический анализ // Психологический журнал. 1995. № 3.
  5. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  6. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1.
  7. Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: Автореф.дисс. ... докт. психол. наук. М., 2007.
  8. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур.М., 1997.
  9. Василюк Ф. Е. Психология переживания.М., 1984.
  10. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Психология развития человека. М., 2003.
  11. Комлев А. А. Психологические факторы значимого жизненного выбора: Дисс. ... канд.психол. наук. Тамбов, 2003.
  12. Кравченко Л. С. Жизненный выбор личности психологический анализ): Дисс. ...канд. психол. наук. М., 1987.
  13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.Личность. М., 1977.
  14. Леонтьев Д. А. О предмете экзистенциальной психологии // Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. С. Мазур,А. И. Сосланда. М., 2001.
  15. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.,2003.
  16. Леонтьев Д. А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция выбора личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред.Е. И. Яцуты. Кемерово, 2002.
  17. Леонтьев Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. 1995. № 1.
  18. Молостова А. Н. Психотехника помощи при решении творческих задач // Психологическая наука и образование. 2008.№ 5.
  19. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
  20. Пахальян В. Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. СПб., 2006.
  21. Петухов В. В., Столин В. В. Психология.М., 1989.
  22. Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М., 1986.
  23. Пузырей А. А. Психология. Психотехника.Психагогика. М., 2005.
  24. Радзиховский Л. А. О практической деятельности в области психологии // Вопросы психологии. 1987. № 3.
  25. Филоник М. С. Субъективные критерии правильности / неправильности личностно-значимого выбора // Психологическая наука и образование. 2008. № 5.
  26. Шведовский О. В. Микродинамика личностных изменений в процессе понимающей психотерапии: Дисс. ... канд. психол. наук. М.,2007.
  27. Юревич А. В. Психология и методология. М., 2005.

Информация об авторах

Филоник Марина Сергеевна, научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, психотерапевт и преподаватель Ассоциации Понимающей Психотерапии, Москва, Россия, e-mail: fpc_grant@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3794
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1691
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7