Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8748Новости 1748Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья 1653

Басилова Т.А.
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
e-mail: bassilova@yandex.ru

Моисеева И.В.
педагог-психолог специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната №65 для глухих детей, Москва, Россия
e-mail: curlyirka@gmail.com

Саприна Е.А.
младший научный сотрудник лаборатории цитогенетики Научного Центра Психического Здоровья РАМН, Москва, Россия
e-mail: saprinaea@gmail.com

Хохлова А.Ю.
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
e-mail: ehalina2@yahoo.com

Аннотация

Статья посвящена анализу разнородного состава учащихся школы для глухих детей и его изменению в последние десятилетия. Рассматривается влияние жестового языка на познавательное развитие глухих детей. Приведены данные исследования невербального мышления на российской выборке в группах глухих детей младшего школьного возраста, владеющих жестовым языком и использующих его в общении с родителями и не использующими жестовый язык в семье (глухие дети глухих и слышащих родителей), в сравнении со слышащими сверстниками. Показано влияние фактора дополнительных нарушений на уровень выполнения логических операций. Приводится описание кохлеарной имплантации как одного из технических средств коррекции слуха и ее ограничения. Описывается роль семьи – слышащих или глухих родителей – на формирование личностного и познавательного развития ребенка с нарушением слуха. Приводятся данные зарубежных и отечественных авторов о группе глухих с дополнительными нарушениями, а также результаты исследования состава учащихся школы глухих за период 16 лет, анализируются возможные причины этих изменений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время принято рассматривать группу учащихся с выраженным нарушением слуха как достаточно разнородную по составу. В нее входят дети с разной структурой нарушения, во многом определяющейся сложным сочетанием влияний биологических и социально-психологических факторов; имеющие разную историю развития, в зависимости от своевременности выявления нарушений слуха и качества слухопротезирования, особенностей воспитания в семье и состояния слуха их родителей, уровня и продолжительности педагогической помощи.

С конца 60-х гг. прошлого века произошли огромные изменения в образовании и изучении глухих. Отношение к этому сообществу как культурному и языковому меньшинству повлекло за собой признание многими государствами статуса жестовых языков, в том числе и права глухих получать образование на жестовом языке [5]. В этой связи стало принятым считать, что отсутствуют какие-либо интеллектуальные ограничения, непосредственно вытекающие только из нарушений слуха. Furth (1964) предположил, что причиной некоторого отставания глухих от слышащих может служить только недостаточность их речевого и социального опыта. McCay Vernon впервые показал, что более низкие, по сравнению со слышащими, результаты исследований глухих зависят от методов тестирования – вслучае использования в диагностике невербальных методик различий между глухими и слышащими не наблюдается. Аналогичные результаты были получены нами на российской выборке глухих детей при выполнении теста «Цветные прогрессивные матрицы Равенна».

В нашем исследовании анализировалось влияние дополнительных нарушений на уровень развития невербальных логических операций у глухих детей 6–9 лет. В качестве участников исследования выступили слышащие (25 чел.) и глухие учащиеся (28 чел.) первого и второго классов. Глухие дети питогам анализа медицинской и педагогической документации были разделены на две группы: 1) не имеющие дополнительных нарушений (27 чел.); 2) имеющие разнообразные дополнительные проблемы развития. Дисперсионный анализ полученных данных показал, что фактор дополнительных нарушений значимо влияет на успешность выполнения теста глухими детьми. По результатам парных сравнений глухие, имеющие дополнительные нарушения, выполняли задания теста Равенна значимо хуже, чем глухие без дополнительных нарушений и слышащие (F(1,75)=17,07; p<0,0001). Различия между глухими, не имеющими другой патологии, и нормально развивающимися первоклассниками оказались незначимыми (F (1,75)=2,17; p=0,2) [2; 11]. Данные об отсутствии значимых различий в уровне развития невербального интеллекта между слышащими и глухими без дополнительных нарушений были получены А. Ю. Хохловой и при анализе результатов по невербальной шкале теста Кауфманов. Это позволяет говорить, что глухие дети без дополнительных нарушений имеют схожие с их слышащими сверстниками предпосылки развития невербального мышления, однако остаются серьезные проблемы в реализации этих возможностей в образовании.

Литература
  1. Басилова Т. А., Саприна Е. А., Меликсетян Н. А., Юров И. Ю. Увеличение числа детей с дополнительными нарушениями в составе учащихся современной школы для глухих детей за последние два десятилетия // Другое детство. Сб. тез. участников II Всероссийской научн.-практ. конф. по психологии развития. М., 2009.
  2. Басилова Т. А., Хохлова А. Ю. Проблемы диагностики психического развития детей с нарушениями слуха // Тезисы докладов участников Международной научно-практической конференции «Верботональный метод. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушением слуха. Проблемы. Поиски. Решения». М., 2003.
  3. Бертынь Г. П., Розанова Т. В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 1993. № 4.
  4. Богданова Т. Г., Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. М., 1998. № 3.
  5. Зайцева Г. Л. Жестовая речь // Дактилология. М., 2000.
  6. Замалетдинова Ю. З. Осознание своего нарушения неслышащими детьми 6–8 лет // Культурно-историческая психология. 2008. № 6.
  7. Моисеева И. В. Презентация отношения глухого ребенка к членам семьи в рисунке семьи // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно практическая конференция, посвященная 10-летию МГППУ. Т. 1. М., 2005.
  8. Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи // Дефектология. 1991. № 1.
  9. Соловьева И. Л. Оздоровительная школа-интернат для глухих детей со сложной структурой дефекта – модель нового типа специального (коррекционного) образовательного учреждения // Дисс. … канд. пед. наук. М., 1998.
  10. Специальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лубовского. М., 2003.
  11. Хохлова А. Ю., Моисеева И. В. Проблемы оценки развития мышления глухих детей // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации: Материалы пятых чтений памяти Л. С. Выготского (Труды института психологии им. Л. С. Выготского, т. 2). М., 2005.
  12. Хохлова А. Ю. Эффективность детско-родительского общения и интеллектуальное развитие глухих детей // Культурно-историческая психология. 2008. № 3.
  13. Ari-Even Roth D., Hildesheimer M., Maayan-Metzger A. Low prevalence of hearing impairment among very low birthweight infants as detected by universal neonatal hearing screening // Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed 2006. Vol. 91. № 257.
  14. Basilova T. The problem of self-identity in the deaf child // Deaf children and bilingual Education (Proceedings of the International Conference on Bilingual Education of Deaf Children). М., 1998.
  15. Marshark M. Psychological Development of Deaf Children. New York, Oxford University Press, 1993.
  16. Meadow К. Early Manual Communication in Relation to the Deaf Child’s Intellectual, Social and Communicative Functioning // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2005. Vol. 10. № 4.
  17. Moores D. Educating The Deaf: Psychology, Principles and Practices // Boston, 1987.
  18. Peterson C., Wellman H., Liu D. Steps in Theory-of-Mind Development for Children With Deafness or Autism // Child Development. 2005. Vol. 76. № 2.
  19. Schlesinger H. & Meadow K. P. Sound and Sign. Childhood deafness & Mental Health. University of California Press, Berkeley, 1972.
  20. Sullivan Р., Schutle L. Factor Analysis of WISC-R with Deaf and Hard-of-Hearing Children// Psychological Assessment. 1992. Vol. 4. № 4.
  21. Surowiecke V. N., Maruff P., Busby P. A., Sarant J., Blamey P. J.; Clark G. M. Cognitive Processing in Children Using Cochlear Implants: the Relationship between Visual Memory, Attention, and Executive Functions and Developing Language Skills // Annals of Otology, Rhinology & Laryngology; Part 2, Supplement 189, 2002. Vol. 111. № 5.
comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика