А.И. Мещеряков о формировании человеческой психики у слепоглухих детей

525

Аннотация

Публикуется стенограмма доклада Александра Ивановича Мещерякова «Формирование психики у слепоглухонемых», сделанного на заседании Президиума Академии наук СССР 27 июля 1969 года. В докладе подводятся теоретические итоги Загорского эксперимента, продолжившего многолетнюю работу профессора И.А. Соколянского по воспитанию слепоглухих детей. Эта работа осмысливается с позиций культурно-исторической концепции целенаправленного формирования человеческой психики и речи на основе «разделенных предметных действий» воспитателя и ребенка. А.И. Мещеряков экспериментально демонстрирует технологию интериоризации ребенком форм человеческой деятельности через посредство предметов культуры, в которых, по его выражению, сосредоточена «мудрость человечества» – общественно-исторический опыт преобразования человеком мира и самого себя. В докладе особое внимание уделяется формированию культурных средств общения: от сигнальных прикосновений и жестового языка до устной и письменной речи.

Общая информация

Ключевые слова: формирование психики, слепоглухота, Загорский эксперимент, разделенное предметное действие, жестовый язык, словесный язык

Рубрика издания: Научные дискуссии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090410

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 20-18-00028.

Благодарности. А.Д. Майданский благодарит сотрудников Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» (so-edinenie.org) за предоставленные материалы

Для цитаты: Майданский А.Д. А.И. Мещеряков о формировании человеческой психики у слепоглухих детей [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 188–200. DOI: 10.17759/cpse.2020090410

Литература

  1. Meshcheryakov A.I. Iz istorii obucheniya slepoglukhonemykh detei [From the history of teaching deaf-blind children]. Spetsial’naya shkola=Special School, 1969, no. 1 (133), pp. 23–32. (In Russ.).
  2. Meshcheryakov A.I. Kak formiruetsya chelovecheskaya psikhika pri otsutstvii zreniya, slukha i rechi [How the human psyche is formed in the absence of sight, hearing and speech]. Voprosy filosofii=Problems of Philosophy, 1968, no. 9, pp. 109–118. (In Russ.).
  3. Meshcheryakov A.I. [Some problems of image in light of peculiarities of formation of the psyche of a deaf-blind child]. Voprosy psikhologii=Problems of Psychology, 1960, no. 4, pp. 111–120. (In Russ.).
  4. Meshcheryakov A.I. Slepoglukhonemota [Blind-deafness]. Bol’shaya meditsinskaya entsiklopediya=Big Medical Encyclopedia. Vol. 30. Mosсow: Sovetskaya entsiklopediya, 1963, pp. 647–651. (In Russ.).
  5. Meshcheryakov A.I., Mareeva R.A. Pervonachal’noe obuchenie slepoglukhonemogo rebenka [Initial training for a deaf-blind child]. Moscow: Prosveshchenie, 1964. 55 p. (In Russ.).
  6. Obuchenie i vospitanie slepoglukhonemykh [Training and education of the deaf-blind]. Ed. by I.A. Sokolyansky, A.I. Meshcheryakov. Izvestiya APN RSFSR=APN RSFSR Bulletin, 1962, no. 121. 199 p. (In Russ.).
  7. Yarmolenko A.V. Ocherki psikhologii slepoglukhonemykh [Essays on the psychology of the deaf-blind]. Leningrad: LGU, 1961. 162 p. (In Russ.).

Информация об авторах

Майданский Андрей Дмитриевич, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (ФГАОУ ВО НИУ «БелГУ»), ассоциированный научный сотрудник, Институт философии Российской Академии наук, г. Москва, Российская Федерация, Белгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2061-3878, e-mail: caute@nm.ru