Методика оценки доступного уровня символизации в общении у детей с нарушениями слуха и зрения и множественными нарушениями развития

1632

Аннотация

В статье описывается возможный способ оценки уровня коммуникативных средств у детей с нарушениями зрения и слуха в структуре множественных нарушений развития. Методика предназначена для обследования детей со сложными и множественными нарушениями развития. Целесообразно использовать методику для оценки уровня языкового развития у тех детей, которые не пользуются развернутой словесной или жестовой речью, особенно в тех случаях, когда окружающим трудно оценить, какие обращения и в какой мере понимает ребенок. Предложенную процедуру оценки уровня символов, понятных ребенку, можно применять для первоначальной диагностики, а также для динамического отслеживания языкового развития в процессе обучения. Данный вариант методики возможно применять с детьми, имеющими предметное зрение. Возрастная адресованность – дети школьного возраста. Стимульный материал методики подобран на основе модели символической лестницы (М. Скелли), согласно которой первым уровнем символизации является реальный объект (демонстрация какого-либо объекта становится постоянным знаком начала соответствующего события, например, шапка – символ прогулки), а наивысшим уровнем символизации становится понятие языка, слово. Он включает 15 реальных предметов (5 предметов одежды, 5 предметов посуды и 5 учебных принадлежностей), фотографии этих предметов, реалистичные цветные рисунки, а также контурные изображения. Кроме того, прилагаются таблички с напечатанными названиями этих же вещей и фото с их жестовыми обозначениями. Описана процедура проведения обследования и протоколирования результатов. Анализ протокола позволяет определить, с каким уровнем символических обозначений предметов ребенок действует наиболее успешно и какой максимальный уровень символизации ему доступен. Приведены примеры описания и анализа результатов.

Общая информация

Ключевые слова: коммуникация, символическая лестница, дети с множественными нарушениями развития, нарушения развития, глухие дети, диагностика навыков общения

Рубрика издания: Методы и методики

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2016050209

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Хохлова А.Ю. Методика оценки доступного уровня символизации в общении у детей с нарушениями слуха и зрения и множественными нарушениями развития [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 121–134. DOI: 10.17759/cpse.2016050209

Литература

  1. Басилова Т.А. Об использовании жестовой и тактильной формы  речи в обучении сложных детей / Под ред. Е.Л. Инденбаум // Предпосылки и условия успешной социализации при трудностях развития. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. С. 20–24.
  2. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. М.: Просвещение, 2008. 111 с.
  3. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974. 327 с.
  4. Пташник Е. Несимволическая и Символическая коммуникация слепоглухих детей (системы, средства, оценка, методические приемы работы). Сергиев Посад, 2005. 80 с.
  5. Течнер С. фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. М.: Теревинф, 2014. 432 с.
  6. Фрадкина Р.Н. Говорящие руки (тематический словарь жестового языка глухих России). М.: Сопричастность, 2001. 597 с.
  7. Хайдт К. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения. Часть 1. Методические основы. М.: Теревинф, 2011. 200 с.
  8. Уайд Р. Предпосылки и развитие ААК. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.calameo.com/read/002015598651ab97fffe6 (дата обращения: 29.05.2016).
  9. Morford J. Insights to Language from the Study of Gesture: a Review of Research on the Gestural Communication of Non-signing Deaf People // Language and Communication. 1996. Vol. 16. № 2. Pp. 165–178.
  10. Spread The Sign: Sign Language Dictionary [Словарь жестового языка «Распространим жест»] [Электронный ресурс]. URL:https://www.spreadthesign.com/ (дата обращения: 29.16.2016).

Информация об авторах

Хохлова Алина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), психолог в АНО Ресурсный центр поддержки слепоглухих и членов их семей «Ясенева поляна», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8495-2823, e-mail: ehalina2@yahoo.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2880
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1632
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2