Жестовая речь и психическое развитие глухих детей: современное состояние вопроса (обзор зарубежных исследований)

665

Аннотация

В статье представлен обзор исследований, проведенных зарубежными психологами, о роли жестового языка в коммуникативном, когнитивном и социальном развитии детей с нарушениями слуха. Каждый национальный жестовый язык — это своеобразная лингвистическая система, которая имеет сложную грамматику, специфические лексику и синтаксис. Обсуждаются основные проблемы, возникающие у глухих детей в ситуации игнорирования возможностей жестовой речи. В ряде исследований показано, что глухие дети глухих родителей не уступают слышащим детям по уровню когнитивных возможностей и что владение жестовой речью положительно влияет на когнитивные функции и приводит к большей творческой активности, к лучшему пониманию пространственных отношений, к большей гибкости при решении задач. Исследователи признают необходимость раннего освоения жестовой речи глухими детьми даже в случае использования современных способов реабилитации. Именно жестовая речь могла бы восполнить дефицит средств общения, характерный для начальных этапов психического развития ребенка, и способствовать развитию познавательной и личностной сферы, созданию условий для эмоционального благополучия. В обзоре уделяется внимание тем трудностям в использовании жестовой речи, которые наблюдаются при подборе диагностического инструментария и проведении психологического обследования.

Общая информация

Ключевые слова: глухие дети, жестовая речь, жестовый язык, эмоциональное благополучие, когнитивное развитие

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100202

Тематический сетевой сборник: Клинико-психологические аспекты развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Для цитаты: Богданова Т.Г. Жестовая речь и психическое развитие глухих детей: современное состояние вопроса (обзор зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 3–22. DOI: 10.17759/cpse.2021100202

Литература

  1. Басилова Т.А., Моисеева И.В., Саприна Е.А. и др. Особенности глухих учащихся современной специальной школы и факторы, влияющие на сохранность их психического здоровья // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 82–90.
  2. Богданова Т.Г. Структурно-динамические изменения интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха в онтогенезе // Психологический журнал. 2013. Том 34. № 3. С. 101–109.
  3. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии/ М.: Педагогика, 1983. С. 196–218.
  4. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 3. С. 21–27.
  5. Томсон В.А. К вопросу об обучении русскому языку глухих школьников // Специальное образование. 2012. № 3 (27). С. 114–121.
  6. Хохлова А.Ю. Роль жестового языка в интеллектуальном и социальном развитии глухих детей: обзор зарубежных публикаций [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Том 2. № 4. С. 59–68. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2013/n4/65488.shtml (дата обращения: 13.06.2021)
  7. Antia S.D., Kreimeyer K.H. Social competence of deaf and hard of hearing children. NY: Oxford University Press, 2015, 315 р.
  8. Arnaud S. From gesture to sign: Sign language dictionaries and the invention of
    a language // Sign Language Studies. 2019. Vol. 20. № 1. P. 41–82. DOI: 10.1353/sls.2019.0014.
  9. Arnaud S. The order of signs: Perspectives on the relationship between language and thought during the first century of widespread sign language teaching // History of Education Quarterly. 2020. Vol. 60. № 4. Р. 520–545. DOI: 10.1017/heq.2020.46.
  10. Bradham T., Jones J. Cochlear implant candidacy in the United States: Prevalence in children 12 months to 6 years of age // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology 2008. Vol. 72. № 7. P. 1023–1028. DOI: 10.1016/j.ijporl.2008.03.005.
  11. Branson J., Miller D. Damned for their difference: The cultural construction of deaf people as "disabled" // Scandinavian Journal of Disability Research. 2005. Vol. 7. № 2.
    P. 129–132. DOI: 10.1080/15017410510032244.
  12. Björkqvist K. Gender differences in aggression (Review) // Current Opinion in Psychology. 2018. Vol. 19. P. 39–42. DOI: 10.1016/j.copsyc.2017.03.030.
  13. Burkova S., Filimonova E. Lexical expressions of time in Russian sign language // Sign Language Studies. 2018. Vol. 19. № 2. P. 175–203. DOI: 10.1353/sls.2018.0031.
  14. Campbell R., MacSweeney M., Waters D. Sign language and the brain: A review // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2008. Vol. 13. № 1. P. 3–20. DOI: 10.1093/deafed/enm035.
  15. Caulderon R. Parental involvement in deaf children's education programs as
    a predictor of child's language, early reading, and social-emotional development // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2000. Vol. 5. № 2. P. 140–155. DOI: 10.1093/deafed/5.2.140.
  16. Caulderon R. Successful partnerships with families of children who are deaf // Teaching Exceptional Children. 2007. Vol. 39. № 3. P. 130–143. DOI: 10.1177/ 004005990703900308.
  17. Charlene Ch., Morford J.P., Mayberry R. Language acquisition by eye. NJ: Erlbaum, 2000. 275 p.    
  18. Christiansen J.B. Fifteen cochlear implant stories // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2014. Vol. 19. № 4. p. 560.
  19. Courtin С. The impact of sign language on the cognitive development of deaf children: The case of theories of mind // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2000. Vol. 5. № 3. P. 266–276. DOI: 10.1093/deafed/5.3.266.
  20. Cummins J. Language, power and pedagogy: Bilingual children in the crossfire // Language Policy. 2002. Vol. 1. № 2. P. 193–195. DOI: 10.1023/A:1016129519220.
  21. Devise I., Loots G. Early interaction and early intervention: A visual communication course for hearing parents and families of deaf and hard of hearing children // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2005. Vol.10. №4. Р. 357–375. DOI: 10.1093/ deafed/eni036.
  22. Emmorey K., Harlan L. The signs of language revisited: An anthology to honor Ursula Bellugi and Edward Klima // Language. 2013. Vol. 77. № 4. P. 845–846. DOI: 10.1353/lan.2001.0231.
  23. Gale E., Benedict B. Deaf adults in early intervention program // Deafness & Education International. 2019. Vol.23. № 1. Р. 1–22. DOI: 10.1080/14643154. 2019.1664795.
  24. Greenberg M.T., Kusché C.A. Promoting social and emotional development in deaf children: The PATHS project. Seattle, WA: University of Washington Press, 1993. 250 p.
  25. Hintermair M. Parental resources, parental stress, and socioemotional development of deaf and hard of hearing children // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2006. Vol. 11. № 4. P. 493–513. DOI: 10.1093/deafed/enl005.
  26. Humphries M., Kushalnagar P. Avoiding linguistic neglect of deaf children // Social Service Review. 2016. Vol. 90. № 4. P. 589–619. DOI: 10.1086/689543.
  27. Humphries T., Kushalnagar P., Mathur G. Language acquisition for deaf children: Reducing the harms of zero tolerance to the use of alternative approaches // Harm Reduction Journal. 2012. Vol. 9(1). № 16. P. 9–16. DOI: 10.1186/1477-7517-9-16.
  28. Humphries T., Kushalnagar P., Mathur G. Language choices for deaf infants: Advice for parents regarding sign languages // Clinical Pediatrics. 2016. Vol. 55. № 6. P. 513–517. DOI: 10.1177/0009922815616891.
  29. Humphries T., Kushalnagar P., Mathur G. The right to language // Journal of Law Medicine & Ethics. 2013. Vol. 41. № 4. P. 872–884. DOI: 10.1111/jlme.12097.
  30. Keck T., Wolgemuth K. American sign language phonological awareness and English reading abilities: Continuing to explore new relationships // Sign Language Studies. 2020. Vol. 20. № 2. P. 334–352. DOI: 10.1353/sls.2020.0004.
  31. Knutson J.F., Johnson C.R., Sullivan P.M. Disciplinary choices of mothers of deaf children and mothers of normally hearing children // Journal Child Abuse & Neglect. 2004. Vol. 28. № 9. P. 925–937. DOI: 10.1016/j.chiabu.2004.04.005.
  32. Kovelman I., Shalinsky M.H., White K.S. Dual language use in sign-speech bimodal bilinguals // Brain & Language. 2009. Vol. 109. № 2-3. P. 112–123. DOI: 10.1016/ j.bandl.2008.09.008.
  33. Levine E. The Psychology of Deafness. Techniques of appraisal for rehabilitation. NY: Columbia University Press. 1960. 383 p.
  34. Marschark M. Psychological development of deaf children. NY: Oxford University Press, 1997. 275 p.
  35. Marschark M., Hauser P.C. Deaf cognition: Foundation and outcomes. NY: Oxford University Press, 2008. 480 p. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780195368673.001.0001.
  36. Marschark M., Sapere P. Access to postsecondary education through sign interpreting // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2007. Vol. 12. № 1. P. 38–50. DOI: 10.1093/deafed/eni002.
  37. Mayberry R.I. Cognitive development in deaf children: The interface of language and perception in neuropsychology // Handbook of Neuropsychology, 2nd ed., vol. 8, part II // J. Segalowitz and I. Rapin (eds). Amsterdam: Elsevier, 2002. P. 71–107.
  38. Mitchell R., Karchmer M.A. Demographics of deaf education: More students in more places //American Annals of the Deaf. 2006. Vol.151. № 2. P. 95–104. DOI: 10.1353/aad.2006.0029.
  39. Mitchiner J., Berlin D. The implications of bimodal bilingual approaches for children with cochlear implants // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2014. Vol. 20. № 1.
    P. 51–66. DOI: 10.1093/deafed/enu028.
  40. Napoli D., Mellon Nancy K. Should all deaf children learn sign language? // Lantos Pediatrics. 2015. Vol. 136. № 1. P. 170–176. DOI: 10.1542/peds.2014-1632.
  41. Olusanya B., Wirz S.L., Luxon L.M. Community-based infant hearing screening for early detection of permanent hearing loss in Lagos, Nigeria: a cross-sectional study // Bull World Health Organization. 2008. Vol. 86. № 12. P. 956–963. DOI: 10.2471/blt.07.050005.
  42. Padden, C. Grammatical theory and signed languages. In F. Newmeyer (ed.), Linguistics: The Cambridge Survey. Cambridge: Cambridge University Press. 2008. Р. 250–266. DOI: 10.1017/CBO9780511621055.014.
  43. Perfetti Ch. Reading optimally builds on spoken language: Implications for deaf readers // The Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2000. Vol. 5. № 1. P. 32–50. DOI: 10.1093/deafed/5.1.32.
  44. Petitto L.A., Katerelos M., Levy B.G. Bilingual signed and spoken language acquisition from birth: Implications for the mechanisms underlying early bilingual language acquisition // Journal оf Child Language. 2001. Vol. 28. № 2. P. 453–496. DOI: 10.1017/S0305000901004718.
  45. Pizzo L. Vocabulary instruction for the development of American sign language in young deaf children: An investigation into teacher knowledge and Practice // Sign Language Studies. 2018. Vol. 18. № 2. P. 238–265. DOI: 10.1353/sls.2018.0002.
  46. Sass-Lehrer M. Families: Partnerships in practice. Early intervention for deaf and hard-of-hearing infants, toddlers, and their families: Interdisciplinary perspectives. NY: Oxford University Press, 2015. 384 p.
  47. Schenkel L.S. Child maltreatment and trauma exposure among deaf and hard of hearing young adults // Journal Child Abuse and Neglect. 2014. Vol. 38. № 10. P. 1581–1589. DOI: 10.1016/j.chiabu.2014.04.010.
  48. Sebald A.M. Child abuse and deafness: an overview // American Annals of the Deaf. 2008. Vol. 153. № 4. P. 376–383. DOI: 10.1353/aad.0.0059.
  49. Semushina N., Mayberry R. Numeral incorporation in Russian sign language: Phonological constraints on simultaneous morphology // Sign Language Studies. 2019.
    Vol. 20. № 1. P. 83–98. DOI: 10.1353/sls.2019.0015.
  50. Shaw C. Deaf in the USSR: Marginality, community, and soviet identity, 1917–1991. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2017. 310 p. DOI: 10.25285/2078-1938-2019-11-2-167-173.
  51. Stokoe W. Sign language structure: an outline of the visual communication systems of the American deaf // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2005. Vol. 10. № 1.
    P. 3–37. DOI: 10.1093/deafed/eni001.
  52. Vaccari C., Marschark M. Communication between parents and deaf children: Implications for social‐emotional development // Journal of Child Psychology & Psychiatry. 1997. Vol. 38. № 7. P. 793–801. DOI: 10.1111/j.1469-7610.1997.tb01597.
  53. Vernon M., Miller K. Issues in the sexual molestation of deaf youth // American Annals of the Deaf. 2002. Vol. 147. № 5. P. 28–36. DOI: 10.1353/aad.2012.0218.
  54. Vernon M., Miller K. Obstacles faced by deaf people in the criminal justice system // American Annals of the Deaf. 2005. Vol. 150. № 3. P. 283–291. DOI: 10.1353/aad. 2005.0036.
  55. Walker R. Child mental health and deafness // Advances in Mental Health. 2013. Vol. 11. № 1. P. 2141–2163 DOI: 10.5172/jamh.2012.2141.

Информация об авторах

Богданова Тамара Геннадиевна, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5886-6494, e-mail: bogdanovatg@mgpu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 935
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 665
В прошлом месяце: 54
В текущем месяце: 2