Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование О концепции духовно-нравственного воспитания в школе 1981Любимов Л.Л. АннотацияСтатья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания (ДНВ). Вместе с авторской концепцией ДНВ в ней предлагается обзор корпуса ценностных установок и ориентаций, примерный набор принципов, механизмов и условий духовно-нравственного развития ребенка в школе. Не обходятся стороной такие вызывающие острые дискуссии вопросы, как духовное образование, реинкарнация традиционных смыслов понятий «духа» и «духовность». Признается необходимость сопрягать деятельность по духовно-нравственному воспитанию прежде всего с конституционно избранным и выстраданным в потрясениях и трагедиях России в ХХ веке новым вектором ее исторического развития. В статье подчеркивается понимание того, что ДНВ – императивная (номер один) задача школы, общества и государства, решение которой может действительно при последующих сменах поколений привести к базовому ценностному консенсусу и духовному возрождению России. Ключевые слова: ценностные ориентации личности , ценностные установки, дух, духовность, образование, нравственное развитие, нравственность, ценности, консенсус, патриотизм, поликультурное образование Рубрика: Междисциплинарные исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи
Современный период в российской истории – время серьезного испытания для ценностных ориентаций нашего народа, переосмысления и, вероятно, перезагрузки нравственных и духовных установок. Советские идеалы и нормы поведения, среди которых было немало и тех, что принимались людьми столетиями не только в России, но и во всем цивилизованном мире, подверглись переоценке, а многие и нивелированию. Тем более что многие из советских идеалов были либо декларативны, либо противоречили реальной политике советского государства, либо молчаливо не разделялись многими людьми, – они их просто терпели, – ибо советская репрессивная машина была огромна и вездесуща. Важно отметить, что в целом система этих идеалов и норм, поддерживаемая силовыми гарантиями, соблюдалась и наряду с силой служила существенной консолидации общества. 90-е годы прошлого века принесли с собой много изменений. Ушли в историю навязывавшиеся обществу в качестве базовых классовые ценности и интересы, угас приоритет мифов интернационализма. Начался процесс усвоения общечеловеческих, наднациональных ценностей. С энтузиазмом были приняты свобода слова, право выезда за границу, право на предпринимательство, обладание собственностью. Но заметное ослабление государственной власти, как и после 1917 г., принесло вседозволенность, ослабление обязательств человека перед государством и обществом, законом и ближним. Резко снизился уровень гражданского согласия, общественной консолидации, без которых, как это видно из всей истории человечества, невозможно эффективное развитие любого народа. <…> В последнее десятилетие удалось восстановить и государственную власть, и престиж России на мировой арене, и высокие темпы экономического роста, но начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис больнее всего ударил по нашей стране. Он беспощадно выявил, что мы, конституционно объявив новый вектор исторического развития России, еще не начинали для этого серьезную модернизацию общества, государства и экономики. Он выявил и то главное, что должно открыть путь этой модернизации, – необходимость осмысления и изменения самих себя. Осмысления глубинных, зачастую исторических корней отсталости, коррупции, полуобразованности, ленивости, правового нигилизма, пьянства, иждивенчества, пренебрежения к важнейшей ценности – жизни человека, отсутствия рефлексивности и, как много раз указывал Н. А. Бердяев, «срединной культуры», т. е. постоянного тяготения массы народа к крайностям. А без «срединной культуры» общественное согласие останется мечтой, обрекая именно государство, т. е. силу, быть источником консолидации народа. Изменение самих себя – задача, достижимость которой в том числе зависит и от возраста людей. Чем моложе человек, тем вероятнее успех в обновлении его системы ценностей. Но дети – часть общества, которая не нуждается в обновлении. Мы можем и должны пробудить духовность уже в детстве, сформировать в развивающейся личности ту систему нравственных и духовных установок, тех поведенческих компонентов культуры, вокруг которых постепенно можно будет через поколение консолидировать все общество, весь народ, открыв ему путь к постоянному восхождению. Школа – единственный институт, через который проходит вся нация и который тем самым дает нам уникальный шанс «изменения самих себя» через систему общего образования. Литература
Статьи по теме
Психология образования | Авдеева Н.Н., Егорова М.А., Кочетова Ю.А. Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования Междисциплинарные исследования, Психология личности | Мосечкин И.Н. Дистанционное психическое насилие: перспективы совершенствования уголовного законодательства Психология развития | Бусыгина Н.П., Горобцова А.В. Качественная методология и доказательные практики в психологии и образовании Междисциплинарные исследования | Бахиркин М.В., Лукин В.Н. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|