Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Нейропсихологический анализ составления рассказов детьми с аутистическими расстройствами и трудностями обучения: особенности смысловой организации * 1215Романова А.А. АннотацияРост числа детей с аутистическими расстройствами поставил перед современной школой и особенно перед инклюзивным образованием задачу обучения и развития этих детей с учетом их эмоционально-волевых, когнитивных и речевых особенностей. В статье описано исследование особенностей составления рассказов по картинкам детьми с аутистическими расстройствами и детьми с трудностями обучения. Его цель – выявление общих и специфических особенностей смысловой организации речи детей обеих групп. Многокомпонентный состав синдрома нарушений ВПФ у детей с аутистическими расстройствами позволил предположить, что у них будут наблюдаться комплексные нарушения смысловой стороны речи, включающие смысловые искажения (как у детей с трудностями обучения из-за слабости правополушарных функций) и смысловую неполноту (как у детей с трудностями обучения из-за слабости левополушарных функций). При этом из-за проблем в эмоциональной регуляции дефекты понимания социальных и эмоциональных аспектов у них будут выражены грубее, чем у детей с трудностями обучения. В исследовании участвовал 131 ребенок 8–10 лет: 33 ребенка с аутистическими расстройствами и 98 детей с трудностями обучения. Результаты исследования показали, что у детей с аутизмом превалируют смысловые ошибки по типу искажения, выраженность которых усугубляется дефектами понимания социальной ситуации, намерений и эмоционального состояния персонажей. * Работа выполнена под руководством Т. В. Ахутиной. Ключевые слова: инклюзивное образование, аутистические расстройства, трудности обучения, смысл текста, прагматическая организация речи, нейропсихология Рубрика: Инклюзивное образование Тип: научная статья Фрагмент статьи
В последнее время число детей с отклонениями в развитии резко увеличилось, в частности, значительно возросла распространенность аутистических расстройств. В связи с этим перед современной школой и особенно перед инклюзивным образованием встала задача обучения и развития этих детей с учетом их эмоционально-волевых, когнитивных и речевых особенностей. Данная статья посвящена специфике развития связной речи учащихся с аутистическими расстройствами, с точки зрения как лексико-грамматического ее оформления, так и смысловой организации. Известно, что спектр речевых расстройств при аутизме довольно широк. Эти расстройства варьируют от полного мутизма до опережающего, в сравнении нормой, развития [6]. К особенностям речи детей с аутистическими расстройствами, прежде всего, относят недостаточное развитие коммуникативной функции, что может выражаться в трудностях ведения диалога, недостаточном понимании высказываний, жестов, мимики, интонаций говорящего [1; 7]. Интонационная сторона речи этих детей тоже может быть изменена [4; 7]. Нередко отмечаются нарушения синтаксиса и связной речи, трудности в использовании личных местоимений и глаголов [10]. <...> Литература
Статьи по теме
Культурно-историческая психология: традиции и инновации | Юдина Т.А., Алехина С.В. Инклюзивное образование, Клиническая психология | Алмазова А.А., Никандрова Т.С., Тушева Е.С., Хаустов А.В. Клиническая психология, Специальная психология | Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. Петухова А.В., Ковязина М.С. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|