Особенности развития творчества старших дошкольников на основе сочинения историй, сказок по методике Джанни Родари

1939

Аннотация

В статье раскрывается один из современных подходов к изучению творческих способностей у детей дошкольного возраста. Проведено квазиэкспериментальное исследование, целью которого стало выявление психологических особенностей развития творчества старших дошкольников на материале сочинения сказок, историй по методике Джанни Родари. Сравнительный анализ результатов исследований 1995 и 2011 гг., выполненных на единой методологической основе, подтвердил гипотезу о существовании особенностей развития способности к творчеству двух групп старших дошкольников. Они состоят в различиях основных показателей, выделенных по критериям: 1) «продуктивность-репродуктивность», 2) «волшебность-прагматичность», 3) «просоциальная направленность-агрессивность», в сочиненных детьми сказках и историях. Отмечено значительное увеличение прагматических, репродуктивных и просоциально направленных результатов творчества группы современных дошкольников. Динамика развития агрессивности в высказываниях испытуемых не зафиксирована. Значимых гендерных различий не обнаружено.

Общая информация

Ключевые слова: воображение, агрессивность, дошкольный возраст, креативность, творческие способности, репродуктивность, прагматичность, просоциальная направленность

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Бобкова И.К., Кулямзина О.В., Евстигнеева Е.В. Особенности развития творчества старших дошкольников на основе сочинения историй, сказок по методике Джанни Родари // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 5. С. 38–43.

Литература

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк. М., 1991.
  2. Космачева Н. В. Формирование нравствен­ных ценностных ориентаций у дошкольников. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Колом­на, 2009.
  3. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001.
  4. Лысакова Е. Н. Взаимосвязь развития памя­ти и становления новообразований личности дошкольников. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1997.
  5. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у млад­ших школьников. Кишинев, 1983.
  6. Нахалова М. А., Якушева С. Д. Развитие твор­ческих способностей у детей дошкольного возра­ста // В мире научных открытий. 2010. № 5 (11). Ч. 3.
  7. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1998.
  8. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 2011.
  9. Субботский Е. В. Выживание в мире машин: взгляд психолога на причины веры в магию // Национальный психологический журнал. 2010. №1 (3).
  10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Мн., 1982.

Информация об авторах

Бобкова Ирина Константиновна, студент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: irabobkova0@mail.ru

Кулямзина Ольга Владимировна, студент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: kuljamzinaolga@mail.ru

Евстигнеева Елена Вадимовна, студент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета экстремальной психологии, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: lesya-sunny@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2536
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1939
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 9