Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8748Новости 1748Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений 1917

Кочетова Ю.А.
кандидат психологических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой", факультет «Психология образования», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X
e-mail: kochetovayua@mgppu.ru

Аннотация

В статье представлены основные результаты исследования страхов современных дошкольников, показана их обусловленность изменениями в социокультурной среде, а также их связи с особенностями детско-родительских отношений. Настоящее исследование проводилось в детских психологических центрах, а также в детских дошкольных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями (130 детей из старшей группы и 120 детей подготовительной группы). Результаты исследования позволили описать содержание типичных страхов современных детей старшего дошкольного возраста и их различия у девочек и мальчиков. Сделаны выводы о наличии общих и специфических типов семейного воспитания, связанных с возникновением страхов у детей 5–7 лет, также выявлены особенности восприятия семейной ситуации детьми с высоким и нормативным уровнем страхов. К общим типам относятся: низкий уровень эмоциональной близости, высокий уровень тревожности. К специфичным типам взаимодействия у детей шестого года жизни относятся низкий уровень принятия и высокая конфронтация родителей; седьмого года жизни – высокая требовательность, высокая строгость и непоследовательность воспитания. В связи с полученными результами исследования была разработана программа психологической коррекции детских страхов, основанная на гармонизации детско-родительских отношений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В рамках нашего исследования особый интерес представляют работы А.И. Захарова, в которых показано влияние особенностей детско-родительских отношений на формирование страхов у детей дошкольного возраста, описаны основные стили детско-родительских отношений, приводящих к возникновению неврозов и страхов у детей, механизмы возникновения детских страхов и др. [6]. Таким образом, семья как составляющая социальной ситуации развития ребенка играет огромную роль в его развитии и становлении на протяжении всего периода детства. Тип взаимодействия и эмоционального отношения родителей является основным фактором, влияющим на психическое здоровье и психоэмоциональное развитие ребенка.

 

Литература
  1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000.
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
  4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1986.
  5. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы и их лечение. Л., 1977.
  6. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2005.
  7. Ибахаджиева Л.А. Образы-символы страхов старших дошкольников // Психологическая наука и образование. 2009. № 2.
  8. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основа семейного консультирования. М., 2006.
  9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб., 2009.
  10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.
  11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  12. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000.
  13. Фрейд А. Норма и патология детского развития. М., 1990.
  14. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992.
  15. Фромм Э. Искусство любви. М., 2004.
  16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкиc В. Семейная психотерапия. СПб., 2000.
  17. Bowlby J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development. N.Y., 1988.
  18. Sears R. R., Maccoby E. E., Levin H. Patterns of child rearing. Evanston, 1957.
comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика