Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8643Ключевые слова 21148 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психолого-педагогические технологии в реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением 1499

Петрынин А.Г.
кандидат педагогических наук, директор муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска, Хабаровск, Россия
e-mail: petrynin@mail.redcom.ru

Полный текст

По признанию Министерства внутрен-волну беспризорности. Даже по самым при­них дел Российской Федерации в настоящее близительным подсчетам, в стране 2 милли­время Россия переживает третью – после она неграмотных подростков, более 6 милли­Гражданской и Великой Отечественной войн – онов несовершеннолетних находятся в соци­ально неблагополучных условиях. По стати­стике, на каждого беспризорника приходится 23 безнадзорных ребенка.

Возникающее у безнадзорных детей чув­ство одиночества и безысходности, нрав­ственной глухоты, растерянности приводит к крайним формам социальной нетерпимости и отчаяния. Такие дети, прежде всего, глубоко несчастны лично и представляют серьезную угрозу для общества.

Нами предприняты попытки системного подхода к разработке, становлению и разви­тию реабилитационно-воспитательной систе­мы для детей с девиантным и делинквентным поведением. Мы считаем, что более точно это явление отражает термин «девиантно­криминальное поведение», прописав в ис­следовании его специфическую сущность и вскрыв факторы, его обусловливающие. Предлагается иная концепция профилакти­ки девиантно-криминального поведения не­совершеннолетних, основанная на создании психолого-педагогических условий взращи­вания внутренних и замены ими внешних ре­гулятивов поведения.

В ходе реализации реабилитационно­воспитательной системы использовались психолого-педагогические технологии – тра­диционные и инновационные, сложившиеся в ходе многолетней опытно-экспериментальной работы на базе федеральной инновацион­ной площадки – Хабаровского краевого цен­тра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Психолого-педагогические техно­логии ориентированы на усвоение подростком с девиантно-криминальным поведением нрав­ственных норм и ценностных смыслов, разви­тие способностей к рефлексии, проявление оперативной адаптации в нестандартных (кри­зисных) ситуациях, приобретение опыта дея­тельности, направленной на преобразование окружающего социума и самого себя, развитие положительного субъективного опыта общения с педагогами и сверстниками, развитие у под­ростка способностей, направленных на само­познание, саморегуляцию, самоуправление и самосозидание. Эти технологи могут быть при­менены на уроках, в воспитательной работе и могут рассматриваться как отдельные элемен­ты внеучебной деятельности с детьми.

В рамках разработанной нами реабили­тационно-воспитательной системы теорети­чески обоснована необходимость разработ­ки новой, гуманистически-ориентированной программы профессионального становления педагога, ведущего воспитательную рабо­ту с детьми, страдающими различными фор­мами девиантно-криминального поведения. Применение разработанной нами реабили­тационно-воспитательной системы открывает возможность осуществления гуманитарного подхода в психолого-педагогической реаби­литации несовершеннолетних, основанного на актуализации, стимулировании и поддерж­ке личностного саморазвития ребенка.

Новизна реабилитационно-воспитатель­ной системы заключается в том, что:

  • система построена на гуманистической основе и ориентирована на психолого-педаго­гическую реабилитацию детей с девиантно­криминальным поведением в открытом обра­зовательном пространстве;
  • система многомерна, ее концептуальная модель включает преобразование жизненно­го пространства подростка, обеспечивающее эффективный процесс психолого-педаго­гической реабилитации детей с девиантно­криминальным поведением;
  • система методологически строится на предоставлении выбора психолого-педаго­гических технологий, направленных на пре­образование окружающего социума и самого себя, саморегуляцию, самоуправление и са­мосозидание и постановке подростка в усло­вия выбора ценностей;
  • определены критерии и показатели эф­фективности процесса психолого-педагоги­ческой реабилитации детей с девиантно­криминальным поведением.

Практическое применение в тече­ние двадцати лет разработанной нами реабилитационно-воспитательной системы в Хабаровском краевом центре психолого­педагогической реабилитации и коррекции показывает более высокую эффективность деятельности по сравнению с существующи­ми традиционными учебно-воспитательными и пенитенциарными учреждениями. Детям, которым не верили ни родители, ни учите­ля, ни милиция, в Центре поверили и помог­ли взглянуть на самих себя с уважением и ве­рой.

Согласно разработанной нами реабили­тационно-воспитательной системе в Центре обеспечиваются условия для психолого-педа­гогической коррекции, включающие ком­плекс оздоровительных, воспитательных ме­роприятий, занятия общественно полезной деятельностью, безопасные условия прожи­вания, социально-правовую помощь. С це­лью оказания реальной помощи и поддерж­ки детям в Центре проводится их психологи­ческое обследование. По результатам обсле­дования определяется комплекс психолого­педагогических мер, которые помогают ре­шить личные проблемы воспитанников, вос­становить обучение в школе, положительную учебную мотивацию, эмоциональную устой­чивость. По данным нашего исследования, успех в реализации поставленных перед со­трудниками Центра целей и задач во многом зависит от действующей системы функцио­нальных подразделений.

Основными среди них являются:

  • сектор психолого-медико-педагогической помощи, в котором проводят углубленную ди­агностику отклонений в состоянии физиче­ского и психического здоровья, выявление индивидуальных особенностей дезадаптации детей, оказание им медицинской, психолого­педагогической помощи и социальной под­держки;
  • общеобразовательная школа с индивиду­альным обучением, где ребенок получает об­щеобразовательную подготовку в соответ­ствии с госстандартом;
  • учебно-производственный сектор, кото­рый обеспечивает получение профессиональ­ной подготовки, развитие умений техническо­го творчества;
  • сектор внеклассной воспитательной ра­боты, который создается с целью оказа­ния педагогической помощи несовершен­нолетним, имеющим отклонения в физиче­ском, интеллектуальном, нравственном раз­витии, основой деятельности комплекса яв­ляется включение детей в художественную деятельность, обладающую значительными компенсаторными и адаптационными воз­можностями;
  • детский приют, представляющий комплекс подразделений кратковременного (до 10 суток) и долговременного (до 1 года и более) пребы­вания несовершеннолетних. Приют создается с целью создания условий для нормальной жиз­недеятельности детям и подросткам, оказав­шимся в сложных жизненных ситуациях;
  • научно-методический отдел, организую­щий разработку инновационных программ психолого-медико-педагогической реаби­литации несовершеннолетних с девиантно­криминальным поведением, инновационные программы повышения квалификации работ­ников образования и учебно-методические комплекты к ним.

Концепция развития Центра основывает­ся на идеях преодоления уголовной субкуль­туры, разработанных А. С. Макаренко. Мы использовали также идеи гуманистическо­го воспитания О. С. Газмана, И. П. Иванова, лечебной педагогики А. А. Дубровского, ре­абилитационной педагогики и психологии В. А. Иванникова, Б. Н. Алмазова, Р. В. Овча­ровой, гуманистической психологии А. Ма­слоу, А. Адлера, гуманистической педагоги­ки К. Роджерса, В. А. Сухомлинского, тради­ции народной педагогики. В основании данной концепции заложены идеи развития внутрен­него мира человека, соотнесенные с законами развития природы, идея веры в возможности и особенности тех, кто оказался надломлен­ным, непринятым, а порой просто покинутым, находясь под «огнем губительной свободы».

Методологическое значение системного подхода при разработке концепции состоит в том, что он позволяет оценить особые целост­ные свойства теоретического базиса исследу­емых процессов, раскрыть динамику их функ­ционирования и развития.

Важным методологическим основанием для построения концепции являются гумани­стический и деятельностный подходы. Суть гуманистического подхода формулируется следующим образом: ни одно психологиче­ское явление, будь то процесс, состояние или свойство индивида, не может быть правиль­но понято без учета личностной его обуслов­ленности, без учета его системы отношений к миру, природе, обществу, к самому себе, без гуманитаризации реабилитационного процес­са, направленного на взращивание духовно­сти. Деятельностный подход позволяет на­править усилия на освоение предметной де­ятельности, в том числе и духовной, когда ее «предметом» становится сам субъект.

Реабилитационный процесс рассматрива­ется нами с учетом его личностной обуслов­ленности, личностных позиций его участни­ков. Определив методологическую основу, мы определились, в рамках какой стратегии будем работать. Разработанная нами модель Центра ориентирована на стратегию, которая указыва­ет на способность к изменению, к личностной динамике: способность к саморазвитию, само­совершенствованию, самообразованию – стра­тегию открытого типа, которая предлагает не описание конечного результата реабилитации, а описание самих этих процессов в таких орга­низационных, дидактико-методических и пси­хологических характеристиках, которые дают возможность детям и взрослым чувствовать удовлетворение «здесь и теперь», а не рабо­тать с ориентацией на полезные для будущего, но, тем не менее, далекие результаты.

Смещение акцентов с проектирования конечных результатов на обеспечение пси­хологической полноты актуальной учебно­воспитательной ситуации требует измене­ния единиц анализа и планирования рабо­ты педагогов. Мы считаем, что предметно­центрические, узко учебные ориентации долж­ны быть расширены. Центр необходимо рас­сматривать как целостный социокультурный организм, где весь учебно-воспитательный процесс опосредован формами социальных и межличностных отношений.

Особая высокая культура построения от­ношений и форм взаимодействия на всех уровнях жизни школьного общества (педагог – отдельный ученик, группа учеников, педаго­гический коллектив, дети и взрослые Центра) дает возможность говорить о его открытости как способности постановки и решения твор­ческих задач широкого жизненного звучания.

Системообразующая психолого-педагоги­ческая идея Центра – профилактика и преодо­ление безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних через возрождение и раз­витие гуманистических традиций образова­ния, воспитания и развития личности ребенка.

Важным вопросом в ее реализации является максимальная гуманизация и гуманитариза­ция всего процесса жизнедеятельности детей, которая находит свое воплощение в следую­щих психолого-педагогических установках.

Провозглашение идеи самоценности лич­ности каждого ребенка, который никогда не должен быть средством достижения иллю­зорных «результатов» в казенных отчетах. Ребенок всегда – Цель!

  • признание уникальности каждого ребен­ка, вера в его силы и возможности, опора на лучшие качества его личности;
  • патерналистская опека ребенка, кото­рая проявляется в последовательной замене внешних регулятивов его поведения (запре­ты, наказания, административные «нажимы» и всякого рода «педагогические наскоки») на внутренние (мотивы, интересы, потребности ребенка, его природное стремление стать ав­тором самого себя и др.);
  • оказание конкретной помощи в обрете­нии ребенком смысла своей жизни, конкрет­ных и реально достигаемых жизненных пер­спектив и др.

Термин «реабилитация» понимается как восстановление утраченных ребенком свя­зей с природой, с обществом, с самим собой. Реабилитация происходит в коллективной де­ятельности. Коллектив для нас – средство са­моразвития, самореализации, самоопределе­ния, самореабилитации и адаптации личности.

Любая помощь человеку, в том числе и ре­бенку, должна быть основана на комплексной диагностике его личностного развития. Сама помощь должна пониматься не как решение жизненных задач человека (формирующее иждивенчество), а как возвращение веры в себя, в свои силы и возможности, на помощь в создании условий самостоятельного реше­ния своих проблем.

Психологи непосредственно участвуют во всех направлениях реабилитационной дея­тельности.

Психологическое сопровождение реа­билитационного процесса строится в рам­ках гуманистической клиентцентрирован­ной психологии с использованием техноло­гий, применяемых в различных психологи­ческих и психотерапевтических направлени­ях (когнитивно-бихевиоральное, логотерапия, символ-драма, игротерапия).

Основной целью реабилитационного про­цесса детей с девиантно-криминальным пове­дением является их дальнейшая адаптация в просоциальной среде, уход от криминального мира. Поэтому работа психологической служ­бы направлена на развитие личности каждого подростка, способности осознавать свои про­блемы, находить пути решения, ставить цели, выполнять их, уважая и принимая других лю­дей, что соответствует сущности гуманисти­ческой клиентцентрированной психотерапии (К. Роджерс).

В работе со старшим подростками важное значение имеет преодоление экзистенциаль­ного вакуума (отсутствие жизненного смыс­ла и жизненных ценностей и целей, предпола­гающее уход в аддиктивное поведение, либо принятие квазиценностей, наиболее ярко представленных в уголовной субкультуре и тоталитарных сектах). В данном случае наи­более оправданной является деятельность психолога в рамках логотерапии (В. Франкл).

Психологи внедряют в работу педагогов с подростками технологию, предполагающую формирование мотивации подростка к обу­чению и личностному самоизменению, опи­раясь на опыт, мотивируя и поддерживая са­мостоятельные решения, что может быть обо­значено как технология диалогического обра­зования (термин П. Фрейера). Эта технология в сочетании с концепцией «педагогическо­го оптимизма» В. Сухомлинского («в каждом человеке есть что-то хорошее»), уважением к личности каждого воспитанника, понима­нием его душевного состояния позволяет пе­дагогам, работающим с детьми с девиантно­криминальным поведением, создавать усло­вия для социальной и психологической реа­билитации воспитанников и актуализировать осознанную мотивацию подростков к самоиз­менению.

Создание условий для процесса реабили­тации подростков с девиантно-криминальным поведением неразрывно связано с разруше­нием стереотипов и моделей отношений, со­ответствующих правилам уголовной субкуль­туры; с ориентацией на появление у подрост­ков позитивных реакций и желаний к самоиз­менению в соответствии с иными ценностны­ми ориентациями. Когнитивно-поведенческое направление в психологии предполагает, что большая часть человеческого поведения за­учивается посредством наблюдения за моде­лями. Научение через наблюдение включа­ет в себя: проявление внимания (заинтересо­ванность), сохранение (связано с симпатией к объекту), продуцирование («и я так могу») и мотивацию («и я так буду»). Эти идеи являют­ся основополагающими в разработке психо­коррекционной технологии в работе с детьми с девиантно-криминальным поведением.

Проведенное нами исследование показа­ло, что наиболее продуктивной психокоррек­ционная и реабилитационная работа с детьми с девиантно-криминальным поведнием явля­ется в том случае, если к психокоррекционной деятельности привлечены все участники реа­билитационного процесса (учителя, воспита­тели, врачи, руководители), не только объеди­ненные общей целью, но и владеющие прак­тическими навыками в различных психологи­ческих направлениях и информацией о пси­хологическом состоянии каждого подростка и совместно работающие в единой техноло­гии, направленной на личностное самоизме­нение подростка. Интеграция их деятельно­сти осуществляется на основе протокола со­вместных действий. Синтез различных на­правлений позволяет обозначить эту техно­логию как мультимодальную технологию пси­хокоррекции и психотерапии личности детей с девиантно-криминальным поведением. Она включает системные техники гуманистиче­ской психологии, когнитивно-поведенческой психологии, технологии мультимодальной психотерапии, а также ряд прогрессивных на­правлений современной инновационной пе­дагогики. Применение таких технологий по­зволяет достичь оптимальных результатов многостороннего влияния на личность под­ростка как со стороны взрослых, так и со сто­роны сверстников.

В результате перед подростком, зара­женным криминальной субкультурой, вполне адаптированном в криминальном мире и за­частую не выказывающим стремления к воз­вращению в просоциальную среду, предста­ют не одна личность (учитель, воспитатель, психолог), вызывающая симпатию и желание воспроизвести модель его поведения, но груп­па личностей, объединенных общими ценно­стями, искренне расположенных к подрост­ку, уважающих его мнение и мнение друг дру­га, с развитым чувством эмпатии. Такая груп­па предлагает подростку развернутую модель поведения, в корне отличную от моделей по­ведения антисоциальных групп, однако явля­ется достаточно сплоченной для того, чтобы подросток почувствовал свою безопасность и желание воспроизвести такое отношение к миру. Систему работы Центра в этом направ­лении мы бы определили как психокоррекци­онную технологию сотрудничества. Она пред­полагает работу в микропедколлективах – с группой детей непосредственно работают воспитатель, учитель-куратор, мастер, психо­лог, воспитатель приюта (если воспитанник там проживает). Каждый взрослый владеет своевременной информацией о психологиче­ском состоянии и внутриличностных измене­ниях подростка, практическими психокоррек­ционными и психотерапевтическими техника­ми, центрирован на воспитаннике и измене­ниях его внутреннего мира.

Технология сотрудничества предпола­гает гуманистическую направленность и гу­манитарное ценностное единство всех чле­нов микропедколлектива, владение практи­ческими психокорекционными и психотера­певтическими навыками, всей информаци­ей о психологическом развитии и внутрилич­ностных изменениях подростка. Работа по этой технологии будет успешной в том слу­чае, если сотрудники владеют общим объе­мом информации и координируют свои дей­ствия. Для успешной реализации данной за­дачи мы считаем необходимой практику ре­гулярного соконсультирования (аналог: ба­линтовские группы, групповая супервизия, где в качестве руководителя группы выступа­ет психолог). Соконсультирование позволяет совместно моделировать и отслеживать пси­хокоррекционную работу с воспитанниками, своевременно разбирать трудные ситуации и совместно искать их разрешение. Такая прак­тика является профилактикой эмоционально­го выгорания участников реабилитационного процесса.

Предложенная нами мультимодальная технология психокоррекции личности детей с девиантно-криминальным поведением осу­ществляется психологом совместно с други­ми специалистами в психокоррекционной и психотерапевтической работе в учебной, вос­питательной, учебно-производственной де­ятельности в групповой и индивидуальной формах. Психолог проводит распределение акцентов деятельности между участниками реабилитационного процесса. Таким обра­зом, мультимодальная технология влияния на личностное самоизменение подростка с девиантно-криминальным поведением стро­ится в системе решения психодиагностиче­ских, психокоррекционных и психотерапевти­ческих задач, осуществляемых как психоло­гической службой, так под ее руководством всеми участниками реабилитационного про­цесса (психологами, учителями, врачами, воспитателями, мастерами производственно­го обучения, социальными педагогами, педа­гогами дополнительного образования, юри­стами) с четким распределением их обязан­ностей и сфер влияния.

Концептуальная основа данной техноло­гии, не отвергая возможности непосредствен­ного влияния на развитие личности, предпо­лагает акцентирование внимания на создании психологических условий для самоизменения личности детей с девиантно-криминальным поведением в условиях гуманистической на­правленности и ценностного единства всех членов коллектива.

Основная цель психологической службы при сопровождении учебного процесса – вос­становление учебной мотивации и школьной посещаемости. Регулярно в начале и в конце учебного года психологическая служба про­водит диагностику мотивации к учебной дея­тельности и пребыванию в школе (использу­емая методика: «Удовлетворенность образо­вательным процессом» М. Н. Лукьянова). Для более успешного построения коррекционного процесса на уроке учителю важно владеть ин­формацией не только об уровне знаний, уме­ний и навыков учащихся, но и уровне развития когнитивных процессов, а также типологии личности воспитанников. (Первичная психо­логическая диагностика познавательных про­цессов включает в себя «Корректурные про­бы» – уровень развития внимания», «Сложные аналогии» – сформированность логическо­го мышления, «Развитие памяти», «Теппинг­тест» – определение свойств нервной систе­мы по психомоторным показателям).

К успешному построению учебного про­цесса с детьми со стойким негативным отно­шением к школе (до 90 % вновь поступающих воспитанников) ведет установление позитив­ного межличностного контакта между учите­лем и учеником, поэтому в процессе обяза­тельных консультаций учителям помимо зна­комства с уровнем развития познавательных процессов у детей психологи дают характери­стику эмоционального состояния, личностно­го развития каждого воспитанника, рекомен­дации, направленные на создание гуманитар­ного реабилитационного пространства в про­цессе учебной деятельности.

Психологи обеспечивают условия (тре­нинги личностного роста, направленные на развитие психологической культуры) разви­тия профессиональной мотивации, при кото­рых учитель, непосредственно осуществля­ющий работу на уроке, овладевает практи­кой клиент-центрированной терапии (эмпа­тия, конгруэнтность, безоценочное принятие воспитанника), строит диалогическое обще­ние на уроке, овладевает такими приемами когнитивно-поведенческого направления в психологии, как позитивное и негативное под­крепление, моделирование успешности уси­лий, «подбадривание», предоставление воз­можности к самореализации.

В разработанной нами реабилитационно­воспитательной системе предусмотрено пси­хологическое обследование детей, которое выявляет личностную и профессиональную на­правленность воспитанников. Мы использова­ли серию методик (ПДО, методика Голланда, методика Йовайши), на основании которых возможно распределение воспитанников по профессиональным группам. В рамках группо­вых занятий с психологом старшеклассникам предлагается знакомство с профессиями, не представленными в условиях Центра.

Преодоление девиантно-криминального поведения в условиях Центра неразрывно связано со снижением агрессивности, сняти­ем враждебности воспитанников, снижени­ем тревожности, уровня средовой дезадап­тациии детей, а также формированием адек­ватной самооценки, развитием рефлексив­ных навыков и личностной направленности на успех. В процессе эксперимента установ­лено, что требуется ежегодное обследова­ние детей для определения уровня «субъек­тивной удовлетворенности собой, деятельно­стью и окружающими». Существующая мето­дика адаптирована специалистами Центра. Использование этой методики позволяет вы­явить уровень средовой адаптации воспитан­ников и выстроить программу реабилитации с учетом «проблемных мест» в отношениях (педагоги, родители, сверстники, самоотно­шение, отношения к труду, учебе, внекласс­ной деятельности). Эффективно ведется групповая коррекционная работа по модифи­цированному варианту программы И. В. Дуб­ровиной. Ежегодно проводится определение уровня тревожности воспитанников по воз­растам. Для младших воспитанников (12– 14 лет) используется тест Филипса, для стар­ших (15–17 лет) – тест школьной тревожности А. М. Прихожан (школьная, самооценочная, межличностная). Ежегодно проводится тест на определение агрессивности и враждебно­сти подростков (опросник Басса-Дарки).

В начале и в конце каждого учебного года психологами предлагаются методики, направ­ленные на выявление динамики личностного развития воспитанников, позволяющие адек­ватно выстраивать реабилитационное про­странство в условиях Центра («Самооценка», «Клетки» – определение направленности личности на успех либо на избегание неудач, «Несуществующее животное»). Регулярные обязательные консультации с воспитателями, организация соконсультирований участников микропедколлективов позволяют педагогам более успешно с учетом особенностей и из­менений в поведении и личностном развитии воспитанников выстраивать программу реа­билитации для каждого.

Благодаря совместной деятельности с психологом, у воспитателя, работающего с подростком с девиантно-криминальным по­ведением, развивается эмпатия, формирует­ся стремление к безусловному принятию под­ростка, способность быть конгруэнтным, ува­жать опыт воспитанника и его мнение (побуж­дая к высказыванию его). Взрослые помога­ют воспитаннику в осознании его жизненных смыслов, учат ставить цели и достигать их, преодолевать «выученную беспомощность».

В процессе консультаций с психологом воспитатели приюта знакомятся с особенно­стями личностного развития ребенка и изме­нениями, происходящими с ним в период пре­бывания в Центре. Психологическая служба проводит изучение уровня эмоционального комфорта в приюте (тест Люшера в модифи­кации Дорофеева), а также изучает систему отношений, складывающихся в приюте (ме­тод наблюдения, социометрия).

С целью оказания реальной помощи и поддержки детям в Центре проводится их психологическое обследование. По резуль­татам обследования проводится комплекс психолого-педагогических мер, который по­могает решить личные проблемы воспитан­ников, восстановить обучаемость, положи­тельную учебную мотивацию, эмоциональ­ную устойчивость. На каждого воспитан­ника Центра заполняется индивидуальная психолого-педагогическая карта, в которой отражаются основные характеристики лич­ности при приеме в Центр (первичный уро­вень), после проведения с ним определенной коррекционной работы (промежуточный уро­вень), а также к моменту выпуска ученика из Центра (уровень на выходе).

Собственно психокоррекционная деятель­ность психологов в условиях Центра предпо­лагает как групповую работу (разработаны программы групповых занятий для воспитан­ников 6-, 7-, 8-х классов, старших воспитан­ников, программы с учетом гендерных осо­бенностей), так и индивидуальную (исполь­зуются техники арттерапии, сказка-терапии, телесно-ориентированной, символ-драмы, поведенческой терапии, психодинамическо­го направления). Целью работы психолога яв­ляется нормализация тревожности и агрес­сивности подростка, формирование положи­тельной Я-концепции, адекватной самооцен­ки и рефлексивных навыков. Психолог явля­ется координатором психокоррекционной ра­боты членов микропедколлективов, проводит индивидуальную работу с коллегами и роди­телями воспитанников.

Осуществляя первичный прием, психолог проводит консультации с подростком и его родителями, диагностику эмоционального со­стояния подростка, его личностного развития, взаимосвязи проблем в семье и девиаций в поведении подростка («Несуществующее жи­вотное», самооценка и уровень притязаний, «ВАП» – родительский опросник). В педаго­гическом опыте Центра понятие «психолого­педагогическая реабилитация» раскрывается в следующих характеристиках. Это педагоги­чески целесообразные изменения у воспитан­ников:

  • в мотивационной сфере поведения, дея­тельности;
  • в целевых установках, ценностных ориен­тациях и жизненных перспективах;
  • в средствах и способах их достижения;
  • в результатах их достижений и отношений ребенка к ним.

Такой подход к пониманию сущности про­цесса психолого-педагогической реабилита­ции открывает возможности разработки кри­териев эффективности деятельности Центра и его основных показателей. Критерий – это «мерило оценки, суждения». В педагоги­ке мы рассматриваем критерий как признак, на основе которого производится оценка или проверка того или иного педагогического яв­ления.

Критерии, оценивающие степень эффек­тивности воспитательного процесса, клас­сифицируются как «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» критерии больше соотносятся со статистическим анализом исследуемых про­цессов и явлений. Нас интересуют «мягкие» критерии, которые позволяют более успеш­но проводить качественный анализ процесса профилактики девиантно-криминального по­ведения несовершеннолетних. Согласно ло­гике исследования и сущности предмета ис­следования педагогической реабилитации нами определены критерии и эмпирические показатели, которые, на наш взгляд, дают полное представление о степени эффектив­ности процесса педагогической реабилита­ции детей с девиантно-криминальным пове­дением.

Принятие всеми сотрудниками Центра базовых идей гумани­стической и гуманитарной психологии в качестве методоло­гических (концептуальных) оснований для выбора стратегии своей профессиональной деятельности; ценностно-ориен­тационное единство коллектива; наличие в Центре психологической атмосферы, основанной на принципах общинности, сотрудничества, диалогового общения и эмоциональной открытости детей и взрослых; наличие в реабилитационно-воспитательной системе системо­образующих видов деятельности и ключевых творческих дел; наличие помогающих отношений в системе «педагог – подро­сток», способствующих обеспечению эмоционального комфор­та воспитанников

Усвоение подростком нравственных норм и ценностных смыс­лов; развитие способностей к рефлексии; проявление оперативной адаптации в нестандартных (кризис­ных) ситуациях; приобретение опыта деятельности, направленной на преобра­зование окружающего социума и самого себя; развитие положительного субъективного опыта общения с пе­дагогами и сверстниками; развитие у подростка способностей, направленных на самопо­знание, саморегуляцию, самоуправление и самосозидание

Системный подход в управлении деятельностью Центра: наличие рефлексивного управления; целенаправленная система проведения профессионального самосовершенствования сотрудников Центра; сочетание коллегиальности и единоначалия в управлении Цен­тром; привлечение всех заинтересованных сторон к управлению Центром (самоуправление); осознание сотрудниками Центра ответственности за его дея­тельность и судьбы детей

Выявленные нами критерии и эмпириче-териев эффективности исследуемого процес­ские показатели в своей совокупности до-са во многом зависит от характера разверты­статочно полно отражают объективность и вания этого процесса в условиях Центра, на­продуктивность успешного функционирова-учно обоснованной методики проектирования ния модели деятельности Центра психолого-модели реабилитационно-воспитательной си­педагогической реабилитации. Вместе с тем, стемы, адекватного выбора системообразую­нельзя сказать, что все критерии и показате-щей деятельности и основных направлений ли проявляются равномерно. Диалектика ее реализации.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  2. Алмазов Б. Н. Профилактика конфликтов в ра­боте с педагогически запущенными учащимися. М., 1991.
  3. Алмазов Б. Н. Средовая адаптация и социаль­ная поддержка в процессе воспитания // Соци­альная педагогика / Б. Ф. Семенов, Б. Н. Алма­зов. Свердловск, 1989.
  4. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадап­тация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
  5. Газман О. С. Гуманизм и свобода / Гуманиза­ция воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995.
  6. Газман О.С. От авторитарного обращения к педагогике свободы // Новые ценности образо­вания. М., 1995.
  7. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. М., 1995.
  8.  Дети с девиантным поведением: психолого­педагогическая реабилитация и коррекция: Ма­териалы Всерос. науч-практ. конф. Саратов, 1991 г./ (Ред.-сост. В. А. Иванников и др.). М., 1992.
  9. Дубровский А. А. Лечебная педагогика // Аль­манах МАМА. М., 1994. Вып. 1.
  10. Иванов И. П. Методика коммунарского воспи­тания: Книга для учителя. М., 1990.
  11. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1959– 1960.
  12. Маслоу А. Мотивация и личность. Нью-Йорк, 1954.
  13. Овчарова Р. В. Психологический портрет со­циокультурно и педагогически запущенного ре­бенка. Архангельск, 1994.
  14. Овчарова Р. В. Ранняя профилактика и кор­рекция социально-педагогической запущенно­сти детей: Автореф. дис. …д-ра психол. наук. М., 1995.
  15. Овчарова Р. В. Реабилитационное простран­ство для подростка с девиантным поведением. Мат-лы Всероссийской научно-практич. конф. М.-СПб.-Екатеринбург, 1996.
  16. Роджерс К. Личные размышления относи­тельно преподавания и учения // Открытое обра­зование. 1993. № 5–6.
  17. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Станов­ление человека. М., 1994.
  18. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1.
  19. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., 1967.
  20. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.
  21. www.genproc.gov.ru.
  22. www.newseducation.ru.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика