Ценности спасателей с различной степенью эмоционального выгорания*

1441

Аннотация

Статья посвящена проблеме ценностей работников спасательного отряда МЧС с различной степенью эмоционального выгорания. Проверялось предположение о связи эмоционального выгорания с содержанием субъективных ценностей спасателей, уровнем самореализации в жизненных сферах, степенью удовлетворенности самореализацией, внутренними конфликтами в системе ценностей. Выборку составили 54 спасателя МЧС (мужчины в возрасте 24–50 лет). Применялся опросник MBI (К. Маслак и С. Джексон) в адаптации Н. Е. Водопьяновой, позволяющий выявить уровень и проявления эмоционального выгорания, и методика KVS-3 (Д.В. Каширский), направленная на диагностику субъективных ценностей, уровня самореализации, удовлетворенности разными сферами жизни. Выявлена связь между эмоциональным выгоранием и особенностями ценностно-смысловой сферы личности спасателей, их семейным статусом, возрастом и стажем работы.

Общая информация

* Публикация данной статьи по техническим причинам перенесена из номера 1/2013 журнала «Психологическая наука и образование»

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, субъективные ценности, самореализация личности, жизненная удовлетворенность, конфликт в системе ценностей, спасатели МЧС

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Каширский Д.В., Сабельникова Н.В., Овчинникова А.Н. Ценности спасателей с различной степенью эмоционального выгорания // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 14–24.

Фрагмент статьи

Работа спасателей МЧС связана с необходимостью действовать в сложных, часто экстремальных ситуациях и требует больших физических и эмоциональных затрат. Спасатели постоянно оказываются перед лицом человеческих проблем и страданий, вынуждены действовать в условиях неуправляемой и непредсказуемой ситуации, угрожающей жизни и здоровью, необходимости быстро и четко реагировать на ее изменение. В связи с этим профессия спасателя – одна из самых стрессогенных, а синдром эмоционального выгорания среди представителей этой профессии встречается довольно часто.

Впервые термин «эмоциональное выгорание» был использован в 1974 году американским психотерапевтом Г. Фройденбергером [14] для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Исследованию данного феномена посвящено большое количество зарубежных и отечественных исследований [1–4; 6; 7; 9; 11; 13–16; 18]. Синдром эмоционального выгорания обычно определяют как состояние физического, эмоционального и интеллектуального истощения, вызванного длительной вовлеченностью в эмоционально экстремальные ситуации [21]. По мнению К. Маслак, данное состояние характеризуется чувством эмоционального истощения (человек эмоционально «выжат»), развитием негативного или безразличного отношения к людям (деперсонализация, цинизм) и растущим обесцениванием своей компетентности (редукция личных достижений) [17; 19]. Согласно Т. В. Форманюк, синдром эмоционального выгорания представляет собой специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми [12], а главной его причиной является психическое переутомление. Ввиду длительного преобладания разнообразных требований (внутренних и внешних) над ресурсами человека нарушается состояние психоэмоционального равновесия, что неизбежно приводит к выгоранию.

Литература

  1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
  2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
  3. Карпов А. В., Орел В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации. Ярославль, 2003.
  4. Каширский Д. В., Савышина М. В. Особенности эмоционального выгорания педагогов с различными стилями поведения в конфликте. Горно-Алтайск, 2010.
  5. Каширский Д. В. Субъективные ценности современной молодежи. Барнаул, 2012.
  6. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. 2001. № 11.
  7. Мерзлякова Д. Р. Пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 2. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu.ru_2011_2_2111.pdf  
  8. Мушастая Н. В. Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностносмысловой сферы личности // Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
  9. Наличаева С. А. Самоактуализационный потенциал личности как детерминанта профессионального выгорания педагогов / Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2011.
  10. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3.
  11. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3.
  12. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
  13. Edelwich J., Brodsky A. Burn-Out. Stages of disillusionment in the helping professions. NY., 1980.
  14. Freudenberger H. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. V. 30(1).
  15. Larson C. C., Gilbertson D. L., Powell J. A. № 12(12). Therapist burnout: Perspectives on a critical is
  16. Maslach C., Schaufeli W.B. Historical and sue, 1978. conceptual development of burnout. NY., 1993.
  17. Maslach C. The Client Role in Staff Burn-Out //
  18. Pendleton D., King J. Values and leadership // Journal of Social Issues. 1978. № 34. British Medical Journal. 2002. V. 325.
  19. Maslach C. Burnout: a multidimensional per
  20. Pines A., Aronson E. Career burnout: Causes spective. NY., 1993. and cures. NY., 1988.
  21. Maslach C., Jackson S. Burned-out cops
  22. Smith R. Why are doctors so unhappy? // Brit-and their families // Psychology Today. 1979. ish Medical Journal. 2001. V. 322.

Информация об авторах

Каширский Дмитрий Валерьевич, доктор психологических наук, доцент, профессор факультета психологии, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВО РГСУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8251-2653, e-mail: psymath@mail.ru

Сабельникова Н.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Алтайской государственной педагогической академии

Овчинникова А.Н., магистрант Алтайской государственной педагогической академии

Метрики

Просмотров

Всего: 4287
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1441
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3