Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 2. С. 14–24
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Ценности спасателей с различной степенью эмоционального выгорания*
Аннотация
Общая информация
* Публикация данной статьи по техническим причинам перенесена из номера 1/2013 журнала «Психологическая наука и образование»
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, субъективные ценности, самореализация личности, жизненная удовлетворенность, конфликт в системе ценностей, спасатели МЧС
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Каширский Д.В., Сабельникова Н.В., Овчинникова А.Н. Ценности спасателей с различной степенью эмоционального выгорания // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 14–24.
Фрагмент статьи
Работа спасателей МЧС связана с необходимостью действовать в сложных, часто экстремальных ситуациях и требует больших физических и эмоциональных затрат. Спасатели постоянно оказываются перед лицом человеческих проблем и страданий, вынуждены действовать в условиях неуправляемой и непредсказуемой ситуации, угрожающей жизни и здоровью, необходимости быстро и четко реагировать на ее изменение. В связи с этим профессия спасателя – одна из самых стрессогенных, а синдром эмоционального выгорания среди представителей этой профессии встречается довольно часто.
Впервые термин «эмоциональное выгорание» был использован в 1974 году американским психотерапевтом Г. Фройденбергером [14] для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Исследованию данного феномена посвящено большое количество зарубежных и отечественных исследований [1–4; 6; 7; 9; 11; 13–16; 18]. Синдром эмоционального выгорания обычно определяют как состояние физического, эмоционального и интеллектуального истощения, вызванного длительной вовлеченностью в эмоционально экстремальные ситуации [21]. По мнению К. Маслак, данное состояние характеризуется чувством эмоционального истощения (человек эмоционально «выжат»), развитием негативного или безразличного отношения к людям (деперсонализация, цинизм) и растущим обесцениванием своей компетентности (редукция личных достижений) [17; 19]. Согласно Т. В. Форманюк, синдром эмоционального выгорания представляет собой специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми [12], а главной его причиной является психическое переутомление. Ввиду длительного преобладания разнообразных требований (внутренних и внешних) над ресурсами человека нарушается состояние психоэмоционального равновесия, что неизбежно приводит к выгоранию.
Литература
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
- Карпов А. В., Орел В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации. Ярославль, 2003.
- Каширский Д. В., Савышина М. В. Особенности эмоционального выгорания педагогов с различными стилями поведения в конфликте. Горно-Алтайск, 2010.
- Каширский Д. В. Субъективные ценности современной молодежи. Барнаул, 2012.
- Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. 2001. № 11.
- Мерзлякова Д. Р. Пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 2. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu.ru_2011_2_2111.pdf
- Мушастая Н. В. Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностносмысловой сферы личности // Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
- Наличаева С. А. Самоактуализационный потенциал личности как детерминанта профессионального выгорания педагогов / Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2011.
- Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3.
- Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3.
- Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
- Edelwich J., Brodsky A. Burn-Out. Stages of disillusionment in the helping professions. NY., 1980.
- Freudenberger H. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. V. 30(1).
- Larson C. C., Gilbertson D. L., Powell J. A. № 12(12). Therapist burnout: Perspectives on a critical is
- Maslach C., Schaufeli W.B. Historical and sue, 1978. conceptual development of burnout. NY., 1993.
- Maslach C. The Client Role in Staff Burn-Out //
- Pendleton D., King J. Values and leadership // Journal of Social Issues. 1978. № 34. British Medical Journal. 2002. V. 325.
- Maslach C. Burnout: a multidimensional per
- Pines A., Aronson E. Career burnout: Causes spective. NY., 1993. and cures. NY., 1988.
- Maslach C., Jackson S. Burned-out cops
- Smith R. Why are doctors so unhappy? // Brit-and their families // Psychology Today. 1979. ish Medical Journal. 2001. V. 322.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4287
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 1441
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3