Ценности спасателей с различной степенью эмоционального выгорания*

1444

Аннотация

Статья посвящена проблеме ценностей работников спасательного отряда МЧС с различной степенью эмоционального выгорания. Проверялось предположение о связи эмоционального выгорания с содержанием субъективных ценностей спасателей, уровнем самореализации в жизненных сферах, степенью удовлетворенности самореализацией, внутренними конфликтами в системе ценностей. Выборку составили 54 спасателя МЧС (мужчины в возрасте 24–50 лет). Применялся опросник MBI (К. Маслак и С. Джексон) в адаптации Н. Е. Водопьяновой, позволяющий выявить уровень и проявления эмоционального выгорания, и методика KVS-3 (Д.В. Каширский), направленная на диагностику субъективных ценностей, уровня самореализации, удовлетворенности разными сферами жизни. Выявлена связь между эмоциональным выгоранием и особенностями ценностно-смысловой сферы личности спасателей, их семейным статусом, возрастом и стажем работы.

Общая информация

* Публикация данной статьи по техническим причинам перенесена из номера 1/2013 журнала «Психологическая наука и образование»

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, субъективные ценности, самореализация личности, жизненная удовлетворенность, конфликт в системе ценностей, спасатели МЧС

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Каширский Д.В., Сабельникова Н.В., Овчинникова А.Н. Ценности спасателей с различной степенью эмоционального выгорания // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 14–24.

Полный текст

Работа спасателей МЧС связана с необходимостью действовать в сложных, часто экстремальных ситуациях и требует больших физических и эмоциональных затрат. Спасатели постоянно оказываются перед лицом человеческих проблем и страданий, вынуждены действовать в условиях неуправляемой и непредсказуемой ситуации, угрожающей жизни и здоровью, необходимости быстро и четко реагировать на ее изменение. В связи с этим профессия спасателя - одна из самых стрес­согенных, а синдром эмоционального выгорания среди представителей этой профессии встречается довольно часто.

Впервые термин «эмоциональное выгорание» был использован в 1974 году американским психотерапевтом Г. Фройденберге- ром [14] для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Исследованию данного феномена посвящено большое количество зарубежных и отечественных исследований [1-4; 6; 7; 9; 11; 13-16; 18]. Синдром эмоционального выгорания обычно определяют как состояние физического, эмоционального и интеллектуального истощения, вызванного длительной вовлеченностью в эмоционально экстремальные ситуации [21]. По мнению К. Мас- лак, данное состояние характеризуется чувством эмоционального истощения (человек эмоционально «выжат»), развитием негативного или безразличного отношения к людям (деперсонализация, цинизм) и растущим обесцениванием своей компетентности (редукция личных достижений) [17; 19]. Согласно Т. В. Форманюк, синдром эмоционального выгорания представляет собой специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми [12], а главной его причиной является психическое переутомление. Ввиду длительного преобладания разнообразных требований (внутренних и внешних) над ресурсами человека нарушается состояние психоэмоционального равновесия, что неизбежно приводит к выгоранию.

В современных публикациях представлены разнообразные исследования феномена эмоционального выгорания у представителей разных профессий, изучение места и роли эмоционального выгорания в психике людей различных возрастных и профессиональных групп [3; 4; 7; 11; 13] и др. Предметом изучения являются также отдельные аспекты взаимосвязи особенностей смысловой сферы личности и эмоционального выгорания. В частности, в работе Н. В. Мушастой исследовалось влияние эмоционального выгорания на деформации ценностно-мотивационной сферы представителей социальных профессий [8]. В ряде работ подчеркивается, что причины устойчивости или неустойчивости человека к эмоциональному выгоранию следует искать в особенностях ценностно-смысловой сферы личности (субъективных ценностях, моральных инстанциях личности, смыслах профессиональной деятельности и др.) [9; 10; 17; 20; 22]. Вместе с тем, связь ценностно-смысловой сферы спасателей и их склонности к эмоциональному выгоранию до настоящего времени оставалась за рамками эмпирических исследований.

Цель нашего исследования - установление характера взаимосвязи между системой ценностей спасателей МЧС и степенью их эмоционального выгорания. Выборку составили 54 спасателя МЧС в возрасте 24-50 лет (средний возраст - 37,7 лет).

Методы исследования: опросник MBI К. Маслак и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой [2], методика изучения субъективных ценностей (KVS-3) Д. В. Каширского [5].

Основные гипотезы исследования:

1)     уровень эмоционального выгорания спасателей МЧС связан с содержанием субъективных ценностей, уровнем самореализации в жизненных сферах и со степенью удовлетворенности самореализацией;

2)     переживание спасателями синдрома эмоционального выгорания и его отдельные проявления имеют специфику в зависимости от особенностей внутренних конфликтов в системе ценностей людей данной профессиональной категории;

3)     степень выраженности эмоционального выгорания у сотрудников МЧС зависит от их возраста, стажа работы и семейного статуса.

Результаты исследования

1.    Субъективные ценности спасателей

Методика KVS-3 позволила выявить иерархии жизненных сфер спасателей «по значимости», «степени реализации» и «удовлетворенности самореализацией». Полученный результат указывает, что для данной категории людей наиболее значимые жизненные сферы - семья, работа, здоровье, любовь и дружба. Высокозначимы ответственность за себя и свои поступки, соблюдение моральных норм и принципов, самоконтроль над собственным поведением. Наиболее полной самореализации респонденты достигли в сфере общения, работы и дружеских отношений. В большей степени удовлетворены самореализацией в таких областях, как любовь, работа и отношения с друзьями.

Наименее значимы вера в Бога, высокий социальный статус и активность для достижения позитивных изменений в обществе. Сферами меньшей самореализации являются вера в Бога, активность для достижения социальных изменений в обществе, а также высокий материальный достаток и возможность заниматься творчеством, реализуя в жизнь свои замыслы. Наименее удовлетворены респонденты недостатком творчества в своей жизни, состоянием здоровья и собственным социальным статусом.

На рисунке 1 представлены иерархии жизненных сфер испытуемых «по значимости» и «степени самореализации». По этому рисунку можно наглядно оценить расхождения между представленными иерархиями, что указывает на вероятные источники внутренних конфликтов («значимость» опережает «самореализацию»), а также вакуумов как возможных направлений самореализации («самореализация» опережает «значимость») в системе ценностей спасателей.

Анализ результатов показывает, что значимые ценности в жизни испытуемых, связанные с любовью, работой и друзьями, как правило, удовлетворяются, в то время как здоровье и сфера семейных отношений, входя в число высокоприоритетных ценностей спасателей, представляют собой вероятные источники внутреннего конфликта (переживания неудовлетворенности значимых потребностей). На рисунке 2 показано, что именно в данных сферах жизнедеятельности расхождения между значимостью и самореализацией весьма высоки.


 
 

Здесь видно, что сферами наиболее вероятного источника внутреннего конфликта являются также «высокое материальное благосостояние» и «полная самореализация». Однако обе они не входят в число определяющих («осевых») ценностей спасателей. В отношении, возможно, испытываемого респондентами внутреннего конфликта в сфере самореализации можно сказать также, что переживания подобного рода для личности очень важны. Неслучайно А. Маслоу различал уровни жалоб, касающихся, соответственно, неудовлетворения Д- или Б-потребностей, и указывал, что последние, или метажалобы, являются хорошим показателем, что в психике все обстоит вполне благополучно.

2.    Эмоциональное выгорание спасателей

Результаты теста MBI (табл. 1) указывают, что большая часть спасателей МЧС не испытывают симптомов эмоционального выгорания. В частности, только для 7,41 % из них характерно высокое эмоциональное истощение, 3,7 % отмечают неудовлетворенность в сфере личных достижений, а примерно для четверти (25,93 %) характерна высокая степень деперсонализации.

Установлено, что не состоящие в браке спасатели , испытывают меньшее эмоциональное истощение (t=2,72, p<0,03) и меньше подвержены деперсонализации (t=1,65, p<0,10), чем их женатые коллеги. При этом показатель редукции личных достижений статистически достоверно выше у спасателей, состоящих в браке (t=2,00, p<0,05). Исследование показало, что с возрастом у спасателей растет уровень деперсонализации (r=0,28, p<0,04), а с увеличением стажа работы в МЧС усиливается эмоциональное выгорание (r=0,28, p<0,04), растут эмоциональное истощение (r=0,36, p<0,01) и деперсонализация (r=0,29, p<0,03), а показатель по шкале «редукция личных достижений» снижается (r=0,24, p<0,10).

Таблица 1

Результаты исследования эмоционального выгорания спасателей (%)

№ п/п

Уровень выгорания

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

11

Высокий

7,41

25,93

3,70

22

Средний

37,04

7,41

7,41

33

Низкий

55,55

66,66

88,89

 

Проведенный опрос показал, что спасатели, желающие заниматься другим видом деятельности, имеют более высокий уровень выгорания (t=1,79, p<0,07), эмоционального истощения (t=1,94, p<0,05) и деперсонализации (t=1,91, p<0,06), а те из них, которых не устраивает график работы, характеризуются более высокой степенью редукции личных достижений (t=2,27, p<0,03). Уровень образования спасателя также оказывает влияние на уровень его эмоционального выгорания. Так, у лиц с высшим образованием уровень выгорания (t=2,98, p<0,004) и эмоционального истощения (t=2,17, p<0,03) оказался выше.

3.    Ценности спасателей с разным уровнем эмоционального выгорания

Значимость жизненных сфер. На следующем этапе исследования были установлены ценностные приоритеты спасателей с различной степенью эмоционального выгорания и его отдельных проявлений (рис. 3). Для работников спасательного отряда МЧС с высоким уровнем эмоционального выгорания наиболее значимы семья, свобода, работа, жизненная гармония, творчество, ответственность. Спасатели с отсутствием выраженных признаков эмоционального выгорания в большей степени отдают предпочтение семейным ценностям, здоровью, работе, материальному благосостоянию, времени, ответственности.

Сравнительный анализ показал, что для спасателей с высоким уровнем эмоционального выгорания более значимы гармоничная жизнь (t=2,24, p<0,03) как соблюдение меры во всем (работа и отдых, семья и карьера и др.), творчество как возможность самовыражения (создание оригинального и нестандартного) (t=1,96, p<0,06) и приятное времяпрепровождение, отдых (t=1,81, p<0,08). Для спасателей с высоким уровнем эмоционального истощения более значима семья (t=2,31, p<0,02). Анализ полученных результатов показывает, что для спасателей, демонстрирующих признаки эмоционального выгорания, в большей степени характерна ориентация (в типологии Г. Олпорта) на социальные («семья»), эстетические («гармоничная жизнь») и экономические («реализация творческих замыслов») ценности.

На рисунке 3 видно, что между группами спасателей, отличающихся уровнем эмоционального выгорания, существуют и другие различия в ценностных приоритетах, например в отношении к здоровью, вере в Бога и активности для достижения позитивных изменений в обществе. Действительно, в структуре ценностей спасателей, толерантных к

 выгоранию, здоровье занимает более высокое ранговое место. Однако различия между сравниваемыми выборками в отношении к здоровью статистически незначимы. Для спасателей, демонстрирующих яркие проявления эмоционального выгорания, вера в Бога (t=2,31, p<0,02) и социальная активность (t=2,31, p<0,02) статистически менее значимы. Однако установленные различия, на наш взгляд, не могут качественно характеризовать спасателей, так как обе эти сферы замыкают перечни значимых ценностей испытуемых в обеих группах. Критерий Стьюдента в данном случае фиксирует степень присвоен- ности жизненных ценностей, а не качественные различия в ценностных выборах спасателей с разными уровнями эмоционального выгорания.

Самореализация в жизненных сферах. Спасатели без выраженных проявлений эмоционального выгорания в сравнении со своими коллегами с высоким уровнем эмоционального выгорания выше оценивают степень достижений и самореализации в области социальной активности (t=2,27, p<0,03), материального благосостояния (t=2,29, p<0,03), религии (t=1,94, p<0,06), полноты самореализации (t=2,61, p<0,01). Респонденты с низким уровнем эмоционального выгорания чувствуют себя более свободно (t=3,24, p<0,002) и гармонично (t=1,70, p<0,09). Наряду с этим спасатели с низким уровнем эмоционального истощения в большей мере самореализовались в сфере образования (t=1,77, p<0,08), наслаждения прекрасным (t=2,61, p<0,01) и любви (t=2,22, p<0,03). Спасатели с низким уровнем деперсонализации выше оценивают состояние своего здоровья (t=2,37, p<0,02) и степень самореализации в сфере религиозной жизни (t=1,85, p<0,07), приятного времяпрепровождения (t=1,78, p<0,08) и творчества (t=2,04, p<0,05). Данная категория респондентов отмечают большую стабильность и порядок в окружающем мире, жизни (t=2,06, p<0,04) и чувствуют себя внутренне более свободными (t=2,24, p<0,02) и ответственными за себя и свои жизненные выборы (t=2,53, p<0,01).

Удовлетворенность самореализацией. Большую удовлетворенность самореализацией испытывают спасатели с низким (невы­раженным) уровнем эмоционального выгорания. В частности, они в большей степени удовлетворены своим кругом общения (t=2,37, p<0,02), возможностью быть свободными и независимыми в чувствах, мыслях и поступках (t=2,17, p<0,04). В сравнении с работниками спасательного отряда МЧС, демонстрирующими высокие показатели эмоционального выгорания, их в большей мере удовлетворяет степень стабильности и упорядоченности жизни, которой они обладают (t=1,96, p<0,06), и мера, в которой они чувствуют себя патриотами своей страны (t=1,87, p<0,07). Спасатели с низким эмоциональным истощением в большей степени удовлетворены своим социальным статусом (t=1,75, p<0,08), возможностью помогать людях и заботиться о них (t=3,97, p<0,001). Они в большей степени удовлетворены отношениями любви и привязанности (t=1,79, p<0,08), работой (t=2,29, p<0,03), возможностью творческой деятельности (t=1,74, p<0,08) и мерой ответственности, которой обладают (t=1,68, p<0,09).

В группе спасателей с высокой выраженностью деперсонализации, наоборот, проявляется меньшая жизненная удовлетворенность, затрагивающая такие сферы, как общение (t=2,27, p<0,03), религия (t=1,93, p<0,06), отдых (досуг) (t=1,79, p<0,08), самореализация (t=2,62, p<0,01). Личность с высокой деперсонализацией в меньшей степени получает эстетическое удовольствие от жизни (t=2,00, p<0,05) и менее склонна относиться к своей работе как «делу по душе» (t=1,85, p<0,07). Не удовлетворяет этих людей и имеющаяся у них степень независимости в поступках и действиях (t=2,04, p<0,05), а свою жизнь они в меньшей мере склонны воспринимать гармоничной (t=2,94, p<0,005).

Конфликт в системе ценностей. На следующем этапе исследования был проведен анализ вероятных источников внутренних конфликтов в системе ценностей спасателей в зависимости от уровня эмоционального выгорания. Под внутренним конфликтом в данном случае понимается рассогласование в оценках значимости жизненной сферы и самореализации в ней, что может вызывать у личности отрицательные переживания и внутренний дискомфорт.

При вычислении величины расхождений («значимость» - «самореализация») были выполнены сравнения их выраженности для групп спасателей с высоким и низким (невыраженным) уровнем эмоционального выгорания. Проведенный анализ показал, что существуют источники внутреннего конфликта, в большей мере характерные как для одной, так и для другой выборки (рис. 4).

По рисунку 4 видно, что наиболее вероятные источники внутреннего конфликта в системе ценностей спасателей с высоким уровнем выгорания связаны со следующими жизненными сферами (приведены по убыванию степени выраженности внутренних конфликтов): религия («вера в Бога»), время («важно ценить свое время и время других людей»), социальная активность («активная личностная позиция с целью изменить общество к лучшему»), справедливость («равное уважение каждого») и др., а для спасателей без выраженных симптомов эмоционального выгорания - общение («главное - иметь такой круг общения, который удовлетворял бы эмоционально»), свобода («независимость в чувствах, мыслях и поступках»), отдых («приятное времяпрепровождение, стремление к удовольствию, развлечениям»), патриотизм («любовь к Родине») и др.

 

Установлено, что большая интенсивность внутреннего конфликта свойственна спасателям без выраженных симптомов эмоционального выгорания и в большей мере это касается таких жизненных сфер, как общение (t=2,37, p<0,02),свобода (t=2,17, p<0,04), стабильность и порядок (t=1,96, p<0,06), патриотизм (t=1,87, p<0,07). Проведенный анализ позволил также установить, что внутренние конфликты в системе ценностей глубже у спасателей с низким уровнем эмоционального истощения и проявляются, вероятнее всего, в таких сферах как семья (t=1,75, p<0,08), помощь другим людям и милосердие (t=3,96, p<0,001), любовь (t=1,79, p<0,07), работа (t=2,29, p<0,03), творчество (t=1,74, p<0,08), ответственность (t=1,68, p<0,09). Внутренние конфликты в системе ценностей сильнее выражены и у спасателей с низким уровнем деперсонализации и проявляются в следующих сферах: общение (t=2,27, p<0,03), вера в Бога (t=1,93, p<0,05), приятное времяпрепровождение, отдых (t=1,79, p<0,07), полная самореализация (t=2,62, p<0,01), поиск и наслаждение прекрасным (t=2,00, p<0,05), работа (t=1,84, p<0,07), свобода как независимость в поступках и действиях (t=2,04, p<0,04), гармоничная жизнь (t=2,95, p<0,004).

Выводы и заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

1.    Наиболее значимы для спасателей семья, работа, здоровье, любовь, дружба и ответственность за себя и свои поступки, а наименее значимы религиозные ценности, высокий социальный статус и социальная активность. Сферы наиболее полной самореализации - общение, работа и отношения с друзьями, а наименее низкий уровень самореализации характерен для таких сфер как религия, активность в обществе, материальная сфера и творчество. В большей степени спасатели удовлетворены самореализацией в таких областях как любовь, работа, отношения с друзьями, и в меньшей степени довольны своим здоровьем, социальным статусом и недостатком творческой самореализации. Исследование показало, что ценности спасателей, связанные с любовью, работой и друзьями, в целом удовлетворяются, переживания по поводу материального достатка не являются определяющими. Выявлено наличие внутреннего конфликта в сфере «полная самореализация», однако это скорее указывает на стремление работников спасательной службы к са- моизменению и самоактуализации.

2.    Выявлено, что большая часть представителей спасательного отряда МЧС имеют высокую толерантность к эмоциональному выгоранию в целом и к его отдельным проявлениям - эмоциональному истощению, деперсонализации, редукции личных достижений. Установлена связь между семейным статусом, возрастом и стажем работы, с одной стороны, и выраженностью эмоционального выгорания - с другой. В частности, спасатели, не состоящие в браке, испытывают меньшее эмоциональное истощений и меньше подвержены деперсонализации (цинизму), а редукция личных достижений выше у женатых работников спасательного отряда МЧС; с возрастом у спасателей повышается деперсонализация, а стаж работы в МЧС в целом негативно влияет на психологическое здоровье сотрудников, повышая эмоциональное истощение, деперсонализацию и снижая уверенность в собственной компетентности (редукция личных достижений). Полученный результат ставит проблему психологического сопровождения сотрудников спасательного отряда МЧС, создания условий для профессионального саморазвития работников.

3.    Более устойчивы к эмоциональному выгоранию спасатели, ориентированные на ценность здорового образа жизни. Для сотрудников спасательного отряда МЧС с высоким уровнем эмоционального выгорания характерно более выраженное стремление к гармоничной жизни, семейным ценностям и творческой самореализации. Возможно, что ориентация на данные ценности выполняет отчасти психотерапевтическую функцию для личности, испытывающей профессиональный или рабочий стресс.

4.    Исследование показало, что между уровнем эмоционального выгорания спасателей и степенью их самореализации существует обратная зависимость: чем выше уровень эмоционального выгорания (эмоционального истощения, деперсонализации), тем ниже степень самореализации в разнообразных областях жизни. Спасатели без выраженных проявлений эмоционального выгорания намного выше оценивают уровень своего материального благосостояния, чувствуют себя более свободно и гармонично, их степень самореализации выше в сфере образования, религии и любви, они ответственны за себя и свои жизненные выборы и др. Более толерантные к эмоциональному выгоранию спасатели чувствуют большую удовлетворенность самореализацией во многих сферах и в том числе в тех из них, которые являются главными жизненными ценностями - в любви и в работе. Заметим, что именно способность любить и работать назывались З. Фрейдом в качестве основных критериев здоровой (продуктивной, зрелой) личности.

5.   Исследование позволило выявить зависимость, проявляющуюся в большей выраженности внутреннего конфликта в системе ценностей у спасателей, характеризующихся отсутствием выраженных признаков эмоционального выгорания. По-видимому, противоречия в системе ценностей сотрудников спасательного отряда МЧС, создавая в их психике некоторое напряжение, не достигают высокой (патологической, болезненной) выраженности, а выступают в качестве условия (психологического средства) саморазвития личности. В структуре ценностей спасателей с высоким уровнем эмоционального выгорания диссонансы и противоречия выражены намного слабее, что затрудняет, по-видимому, процесс саморазвития личности и коррекцию синдрома эмоционального выгорания.

Таким образом, проведенное исследование выявило особенности ценностных приоритетов спасателей и их связь со степенью эмоционального выгорания. Материалы исследования могут быть полезными для профессионального отбора спасателей и организации психологического сопровождения сотрудников МЧС с целью профилактики или коррекции синдрома эмоционального выгорания.

Литература

  1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
  2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
  3. Карпов А. В., Орел В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации. Ярославль, 2003.
  4. Каширский Д. В., Савышина М. В. Особенности эмоционального выгорания педагогов с различными стилями поведения в конфликте. Горно-Алтайск, 2010.
  5. Каширский Д. В. Субъективные ценности современной молодежи. Барнаул, 2012.
  6. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. 2001. № 11.
  7. Мерзлякова Д. Р. Пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. № 2. URL: http://www.psyedu.ru/files/articles/psyedu.ru_2011_2_2111.pdf  
  8. Мушастая Н. В. Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностносмысловой сферы личности // Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
  9. Наличаева С. А. Самоактуализационный потенциал личности как детерминанта профессионального выгорания педагогов / Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2011.
  10. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 3.
  11. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 3.
  12. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
  13. Edelwich J., Brodsky A. Burn-Out. Stages of disillusionment in the helping professions. NY., 1980.
  14. Freudenberger H. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. V. 30(1).
  15. Larson C. C., Gilbertson D. L., Powell J. A. № 12(12). Therapist burnout: Perspectives on a critical is
  16. Maslach C., Schaufeli W.B. Historical and sue, 1978. conceptual development of burnout. NY., 1993.
  17. Maslach C. The Client Role in Staff Burn-Out //
  18. Pendleton D., King J. Values and leadership // Journal of Social Issues. 1978. № 34. British Medical Journal. 2002. V. 325.
  19. Maslach C. Burnout: a multidimensional per
  20. Pines A., Aronson E. Career burnout: Causes spective. NY., 1993. and cures. NY., 1988.
  21. Maslach C., Jackson S. Burned-out cops
  22. Smith R. Why are doctors so unhappy? // Brit-and their families // Psychology Today. 1979. ish Medical Journal. 2001. V. 322.

Информация об авторах

Каширский Дмитрий Валерьевич, доктор психологических наук, доцент, профессор факультета психологии, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВО РГСУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8251-2653, e-mail: psymath@mail.ru

Сабельникова Н.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Алтайской государственной педагогической академии

Овчинникова А.Н., магистрант Алтайской государственной педагогической академии

Метрики

Просмотров

Всего: 4305
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1444
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1