Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6–9 лет 1608Горячева Т.Г. Макарова О.Н. АннотацияПредставлены данные об особенностях развития пространственных представлений учащихся младших классов общеобразовательной школы, полученные при обследовании структурно-топологических, координатных, проективных представлений учащихся 1-, 2-х классов в начале и конце учебного года. Прослежена динамика, направление развития указанных выше видов пространственных представлений, изучен характер связи отдельных видов пространственных представлений с организацией процесса обучения. В исследовании приняли участие 134 ребенка в возрасте 6–9 лет (учащихся 1- и 2-х классов общеобразовательной школы). Выделены сравнительные результаты уровней сформированности пространственных представлений в течение учебного года. Проанализированы вероятные причины снижения показателей и невысокой динамики в развитии пространственных представлений современных школьников. Ключевые слова: пространственно-временная сфера, пространственные представления, младший школьный возраст, стратегия копирования, координатные, структурно-топологические, проективные представления, динамика развития Рубрика: Социальная психология Тип: научная статья Фрагмент статьи
Одним из основополагающих факторов школьной успеваемости является уровень развития пространственных представлений [1; 4; 11; 12; 16]. В отличие от проблем речевого развития, в большинстве случаев недостаточность пространственно-временной сферы психики выявляется достаточно поздно, как правило, в начальной школе. Недостаточность пространственных представлений, которые лежат в основе различных стратегий переработки информации, структурировании материала, рефлексировании ситуации, снижает степень овладения школьными предметами, так как препятствует полному пониманию смысловой структуры. Основной вклад в обеспечение пространственных представлений вносит II блок мозга (по А. Р. Лурии), отвечающий за многоуровневую переработку информации и межмодальную интеграцию. В норме скачок роста дендритов в правом полушарии приходится на возраст 4–7 лет, в левом – на возраст 9–12 лет [14], то есть уже в дошкольном возрасте у ребенка появляются физиологические предпосылки для развития и становления звеньев, лежащих в основе пространственного фактора. Если у ребенка ко времени обучения наблюдается недостаточность развития пространственных представлений, то перспектива развития левополушарных функций страдает, так как левое полушарие не получает должного «вклада» в осуществлении функции со стороны недостаточно развитых функций правого полушария и, как следствие, представление пространства на вербальном уровне не в полной мере обеспечивается чувственной основой. Недостаточный уровень развития пространственных представлений может проявляться в нарушениях чтения, письма, счетных, графических операциях, координационных действиях, эмоциональноповеденческих реакциях, коммуникативных намерениях. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Балыгина Е.А., Савицкая Н.В. Нейробиология когнитивных компетенций младшего школьного возраста: новейшие зарубежные исследования Психология развития, Социальная психология | Емельянова И.В., Кулагина И.Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте Психология образования, Психология развития | Юдина Т.А. Клиническая психология, Психология личности | Гаранян Н.Г., Шарапова А.В., Сорокова М.Г., Микита О.Ю., Бойко С.Л. Клиническая психология, Организационная психология | Холмогорова А.Б., Пуговкина О.Д., Ведмицкая Д.Д. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|