Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6–9 лет

1300

Аннотация

Представлены данные об особенностях развития пространственных представлений учащихся младших классов общеобразовательной школы, полученные при обследовании структурно-топологических, координатных, проективных представлений учащихся 1-, 2-х классов в начале и конце учебного года. Прослежена динамика, направление развития указанных выше видов пространственных представлений, изучен характер связи отдельных видов пространственных представлений с организацией процесса обучения. В исследовании приняли участие 134 ребенка в возрасте 6–9 лет (учащихся 1- и 2-х классов общеобразовательной школы). Выделены сравнительные результаты уровней сформированности пространственных представлений в течение учебного года. Проанализированы вероятные причины снижения показателей и невысокой динамики в развитии пространственных представлений современных школьников.

Общая информация

Ключевые слова: пространственно-временная сфера, пространственные представления, младший школьный возраст, стратегия копирования, представления, динамика развития

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Горячева Т.Г., Макарова О.Н. Характеристика возрастной динамики пространственных представлений у детей 6–9 лет // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 76–86.

Фрагмент статьи

Одним из основополагающих факторов школьной успеваемости является уровень развития пространственных представлений [1; 4; 11; 12; 16]. В отличие от проблем речевого развития, в большинстве случаев недостаточность пространственно-временной сферы психики выявляется достаточно поздно, как правило, в начальной школе. Недостаточность пространственных представлений, которые лежат в основе различных стратегий переработки информации, структурировании материала, рефлексировании ситуации, снижает степень овладения школьными предметами, так как препятствует полному пониманию смысловой структуры.

Основной вклад в обеспечение пространственных представлений вносит II блок мозга (по А. Р. Лурии), отвечающий за многоуровневую переработку информации и межмодальную интеграцию. В норме скачок роста дендритов в правом полушарии приходится на возраст 4–7 лет, в левом – на возраст 9–12 лет

 [14], то есть уже в дошкольном возрасте у ребенка появляются физиологические предпосылки для развития и становления звеньев, лежащих в основе пространственного фактора. Если у ребенка ко времени обучения наблюдается недостаточность развития пространственных представлений, то перспектива развития левополушарных функций страдает, так как левое полушарие не получает должного «вклада» в осуществлении функции со стороны недостаточно развитых функций правого полушария и, как следствие, представление пространства на вербальном уровне не в полной мере обеспечивается чувственной основой. Недостаточный уровень развития пространственных представлений может проявляться в нарушениях чтения, письма, счетных, графических операциях, координационных действиях, эмоциональноповеденческих реакциях, коммуникативных намерениях.

Литература

  1. Ананьев Б .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
  2. Айрапетьянц Э. Ш. К вопросу о функциональной структуре пространственного анализа // Проблемы восприятия пространства и пространственные представлений. М., 1961.
  3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб., 2008.
  4. Вассерман Л. И., Дорофеева С. И., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. Практическое руководство. СПб., 1997.
  5. Галкина О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М., 1961.
  6. Горячева Т. Г., Султанова А. С. Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития // Неврологический вестник. 2008. № 3.
  7. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Т. 2. М., 1983.
  8. Манелис Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. 1997. Т. 4. № 3.
  9. Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия / Под ред. Е. Ю. Балашовой, М. С. Ковязиной. М.; Воронеж, 2009.
  10. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2002.
  11. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб., 2005.
  12. Семенович А. В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии. М., 2010.
  13. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». М., 1991.
  14. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
  15. Шемякин Ф. Н. О психологии пространственных представлений // Уч. зап. Гос ин-та психологии. М., 1940.
  16. Clinical neuropsychology: a practical guide to assessment and management for clinicians // edited by Goldstein L. H., McNeil J. E. Chichester, 1986.
  17. Paillard J. Cognitive versus sensorimotor encoding of spatial information. Cognitive processes and spatial orientation in animal and man. V. 2. Neurophysiology and developmental aspects. Dordrecht, 1987.

Информация об авторах

Горячева Татьяна Германовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет Н.И. Пирогова», доцент кафедры нейро- и патопсихологии развития, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1440-3065, e-mail: goriatcheva_tg@mail.ru

Макарова О.Н., аспирант кафедры нейро- и патопсихологии факультета специальной и клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3395
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1300
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1