Алехина С.В. кандидат психологических наук, проректор по инклюзивному образованию, директор, Институт проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639 e-mail: ipio.mgppu@gmail.com
Рассматриваются вопросы методологических оснований инклюзии в образовании; акцент делается на ценностных, нравственных условиях соци- альных изменений образовательной деятельности. Базовой единицей рассуждения автора являются принципы инклюзивного образования, которые формулируют новые контексты в построении образовательных отношений участников инклюзивного процесса. Обсуждаются три вопроса, на которые сегодня стоит обратить внимание: развитие инклюзивной культуры в образовательном сообществе; осмысленность выбора инклюзивного пути развития образовательной организации; направленность психологических исследований инклюзии. Опираясь на социальную природу процесса инклюзии, автор освещает проблему образовательной культуры школьного сообщества, рассматривает осмысление идеи инклюзии как необходимый шаг в эволюции сознания всех участников процесса. Делается попытка поставить вопрос о методологии психолого-педагогических исследований инклюзивной практики образования с опорой на научное наследие отечественной психологической науки и опыт зарубежных исследований.
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект РГНФ № 14-16-77004 "Методологические основы психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании города Москвы")
У инклюзии как гуманистической идеи есть своя история развития.
«Всемирная декларация об образовании для всех…» (Джомтьен, Таиланд) еще в 1990
году определила общее видение инклюзивности. Всемирная конференция по
образованию детей с особыми потребностями: доступность и качество (Саламанка,
Испания) в 1994 году заявила, что «инклюзивное образование требует крупной
реформы обычной школы» [9].
Литература
Алехина С. В. Инклюзивная образовательная
практика как объект психолого- педагогических
исследований // Материалы II
международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал
субъектов образовательного пространства в условиях модернизации
образования» (г. Ростов-на-Дону, 24–25 ноября 2011 г.). Ростов-на-Дону: ИПО ПИ
ЮФУ, 2011. 757 с.
Алехина С. В. Инклюзивное образование: От
образовательной политики к образовательной практике // Психолого-педагогические
основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С. В.
Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди». 2013. С. 5–19.
Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии
одиночества и общения. 1-е изд. // Философия свободного духа. М.: Республика,
1994. 480 с.
Бодалев А. А. Психология общения. М.: Изд- во
«Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК»,
1996. 254 с.
Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. 173
с.
Вайнцвайг П. 10 заповедей творческой личности. М.:
Прогресс,1990.
Вачков И. В. Полисубъектный уровень взаимодействия
между людьми // Человек, субъект, личность в современной психологии: Материалы
международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского / Отв. ред.
А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. Т. 2. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2013.
С. 144–146.
Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий
для удовлетворения базовых образовательных потребностей [Электронный ресурс] //
Всемирная конференция по образованию для всех (Джомтьен, Таиланд. 5– 9 марта
1990 г.). URL:
http://unesdoc.unesco.org/
images/0012/001211/121147R.pdf (дата обращения: 04.02.2014).
Всемирная конференция по образованию лиц с особыми
потребностями: доступность и качество (Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г.)
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.un.org/
russian/documen/declarat/salamanka.pdf (дата обращения: 04.02.2014).
Всемирный доклад по мониторингу ОДВ: императив качества.
Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. 231 p.
Всемирный форум по образованию (Да- кар, Сенегал,
26–28 апреля 2000 г.) [Электронный ресурс]: Дакарские
рамки действий. URL:
http://unesdoc.unesco.org/images/
0012/001211/121147R.pdf (дата обращения 04.02.2014).
Выготский Л. С. История развития высших психических
функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка
// Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С.
5–18.
Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний
младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания /
Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. С. 122 –139.
Конвенция о правах инвалидов: Принята резолюцией 61/106
Генеральной ассамблеи от 13 декабря 2006 года
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/
conventions/disability.shtml (дата обращения 04.02.2014).
Косолапов Н. А. Социальная психология и
международные отношения. М.: «Наука», 1985. 271 с.
Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии
специального и инклюзивного обра- зования. Главы из книги. М.: РООИ
«Перспектива», 2011. 28 с.
Московиси С. Машина, творящая богов / Пер. с фр. М.:
Центр психологии и психотерапии, 1998. 560 с.
Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные
психологические труды / Под ред. А.
А. Бодалева. Москва-Воронеж,1995, 356 с.
Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного
образования / Под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. М.: Форум, 2012. 208
с.
Сушков И. Р. Психологические отношения человека в
социальной системе. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2008, 412 с.
Шеманов А. Ю. Связь идеологии и практики
инклюзии и проблемы ее акцепции в России: Российско-французский
практический семинар
«Искусство – терапия – инклюзия (Москва, 21– 22 ноября 2011
г.) [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Московского городского
психолого-педагогического университета. URL:
http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP012012/Ssp-
030.htm (дата обращения 08.02.2014).
Шмидт В. Р. Инклюзивное образование – смутный объект
желаний? или Как придать ясность общественному движению в пользу интеграции
[Электронный ресурс]: Библиотека ЦПМСС «Взаимодействие» («Инклюзия». Про- ект
Центра). URL:
http://inclusion.vzaimodeystvie.
ru/ (дата обращения 08.02.2014).
Эльконин Д. Б. Психология
игры. М., 1978. 304 с.
Bossaert G., Colpin H., Pijl S., Petry K. Loneliness
among students with special educational needs in mainstream seventh grade //
Research in Developmental Disabilities 33 (2012) 1888–1897. Available at:
http://search.ebscohost.com/
(Accessed 04.02.2014).
Claibornea L., Cornforth S., Davies B., Milligan A.,
Whitea E. Inclusion and mastery: variations on the theme of subjection //
Gender and Education. Vol. 21, № 1, January 2009, Р. 47–61. Available at:
http://search.ebscohost.com/
(Accessed 04.02.2014).
Diamond K., Hestenes L., Carpenter E., Innes F.
Relationships between enrollment in an inclusive class and preschool children’s
ideas about people with disabilities // Topics in Early Childhood Special
Education. 1997. Vol. 17.
Diamond K., Stacey S. (2000). The other children at
preschool: Experiences of typically devel- oping children in inclusive programs
// Young Exceptional Children Monograph Series № 2: Natural Environments and
Inclusion. Р. 59–68.
Guralnick M., Hammond M. Sequential analysis of the
social play of young children with mild devel- opmental delays // Jornal of
Early Intervention. 1999. № 22.
Janson U. Interaction and Quality in Inclusive
Preschool Social Play between Blind and Sighted Children. Interaction and
Quality // Report of the CIDREE Collaborative Project on EarlyChildhood
Education, 30–42. Dundee: Scottish Consultative Council on the Curriculum,
CCC,1997.
Litvack M., Ritchie K., Shore B. High- and ave-
rage-achieving students’ perceptions of disabilities and of students with
disabilities in inclusive classrooms. Vol. 77. № 4. Р. 474–487. 2011 Council
for Exceptional Children. Availableat:
http://search.ebscohost.com/
(Accessed 04.02.2014).