Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения

1723

Аннотация

В статье освещаются изменения в основной профессиональной образовательной программе подготовки педагога основного общего образования профессиональной (педагогической) магистратуры, связанные с переориентацией подготовки на новые образовательные результаты, выраженные в компетенциях, определяемых Профессиональным стандартом педагога. Повышение практической подготовки будущих педагогов является одной из важнейших целей модернизации педагогического образования. Новое содержание практической подготовки в соответствии с основной профессиональной образовательной программой направлено на освоение трудовых действий (функций), указанных в Профессиональном стандарте педагога. Программа строится по модульному принципу. Модули программы универсальны и мобильны в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика». Вариативное построение дисциплин модуля позволяет магистрантам построить индивидуальную траекторию обучения. Неоходимым условием реализации основной профессиональной образовательной программы прикладной магистратуры является эффективное сетевой взаимодействие образовательных организаций высшего профессионального образования с образовательными организациями – базами практик.

Общая информация

Ключевые слова: магистратура, профессиональный стандарт, трудовое действие, трудовая функция, сетевое взаимодействие, практико-ориентированное теоретическое обучение, педагогическая практика

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Савенков А.И., Львова А.С., Вачкова С.Н., Любченко О.А., Никитина Э.К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 197–206.

Полный текст

С переходом на двухуровневую подготовку система высшего педагогического образования в нашей стране претерпела существенные изменения. Бакалавриат в большей мере ориентирован на общее высшее образование, магистратура призвана готовить профессионалов высокой квалификации в одной области.

Типология магистерских программ сложилась опытным путем. Все магистерские программы могут быть поделены на две большие группы. Первый и самый распространенный тип – прикладные магистерские программы, ориентированные на определенную педагогическую деятельность и направленные на подготовку учителей-предметников для основной и средней школы по математике, физике, химии, русскому языку, литературе и другим предметам; учителей начальных классов; педагогов для системы дошкольного образования; социальных работников; школьных практических психологов и др. В Институте педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ к числу таких прикладных магистерских программ относятся: «Начальное образование» (руководитель Ш.А. Амонашвили); «Дошкольная педагогика» (руководитель С.А. Козлова); «Педагогическая психология» (руководитель А.И. Савенков) и др. Второй тип магистерских программ – исследовательские магистерские программы. Это программы: «Педагогика и психология высшей школы» (руководитель Г.М. Коджаспирова); «Философия образования» (руководитель Б.С. Бессонов). Естественно, это деление условно: в каждой программе есть элементы подготовки как будущих педагоговпрактиков, так и педагогов-исследователей; принадлежность программы к тому или иному типу определяется доминированием в ее содержании и организации образовательного процесса тех или иных элементов подготовки.

Несмотря на то, что подготовка педагогов в магистратуре – дело новое, уже возникли задачи корректировки и научной экспертизы действующих программ. В связи с этим в Институте педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ была начата разработка прикладных магистерских программ нового поколения.

Ключевой позицией в разработке основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) профессиональной прикладной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (учитель основного общего образования) является изменение требований к результатам освоения ОПОП при условии соотнесения общепрофессиональных, общекультурных и профессиональных компетенций, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) [Федеральный государственный образовательный], с компетенциями, указанными в Профессиональном стандарте педагога [Профессиональный стандарт «Педагог]. Изменение требований к результатам освоения ОПОП предполагает изменение структуры ОПОП в соответствии с принципом модульного построения. При этом модуль, представляющий собой практико-ориентированную теоретическую единицу, направлен не столько на освоение теоретических дисциплин, сколько на конкретные виды педагогической деятельности и на формирование определенного трудового действия (функции).

Модули программы универсальны и мобильны в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика». К таким модулям относятся «Основы современной системы основного общего образования»; «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса в основной школе»; «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий»; «Проектирование образовательной деятельности в основной школе»; «Оценка и мониторинг основных образовательных результатов обучающихся в основной школе»; «Основы научно-исследовательской работы педагогического направления». Модульный принцип позволяет руководителю магистратуры выстраивать множество вариантов магистерских программ, используя разные композиции названных модулей, и оптимизирует процесс подготовки магистранта. Кроме того, сами магистранты могут выбрать для освоения не одну дисциплину, а целый блок дисциплин, представляющихся им наиболее актуальными для профессионального становления.

Схематично образовательный процесс, реализуемый по основной профессиональной образовательной программе, представлен в модели образовательного процесса по направлению «Педагогическое образование» (учитель основного общего образования) (рис.1).

При реализация модулей основной профессиональной образовательной программы в ходе образовательного процесса учитывается:

– принадлежность к адресным группам магистрантов, которые формируются из четырех категорий абитуриентов: выпускник прикладного бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», выпускник академического бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», выпускник бакалавриата (специалитета) иных направлений подготовки с педагогическим опытом работы в образовательной организации; выпускник бакалавриата (специалитета) иного направления подготовки без педагогического опыта работы в образовательной организации;

– базирование системы овладения трудовыми функциями (системы образовательного процесса) на двух подсистемах: подсистеме профессионально-ориентированной практической подготовки и подсистеме практико-ориентированной теоретической подготовки;

– блочное построение различных видов профессионально-ориентированной практической подготовки (концентрированной, рассредоточенной и стажерской), включающей: ориентировочный блок, формирующий блок, корректирующий блок и функциональный блок.

Реализация основной профессиональной образовательной программы требует соблюдения ряда условий:

– интеграции результатов ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога по схеме: функция – действие – компетенция (знание, умение, владение) – обобщенный (интегрированный) образовательный результат;

– вариативности содержания: построения индивидуальной образовательной траектории для различных адресных групп;

– сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Сетевое взаимодействие базируется на деятельностном подходе, который позволяет учесть при подготовке магистрантов опыт образовательных организаций, реализующих программы разного уровня образования, и предполагает углубленную профессионально-ориентированную практику. Созданный в ходе разработки проекта график учебного процесса в магистратуре наглядно показывает, как изменились роль и место различных видов практик в структуре подготовки будущего профессионала: педагогическая практика предваряет, сопровождает и завершает практико-ориентированное теоретическое обучение (рис. 2).

Рис. 2. График учебного процесса

Соотнесение двух стандартов (ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога) определяет принципы построения модулей:

– рабочие программы дисциплин модулей базируются на системно-деятельностном,

– компетентностном и исследовательско-рефлексивном подходах к проектированию и организации образовательного процесса;

– инновационность модулей заключается в практико-ориентированной теоретической подготовке магистрантов по дисциплинам;

– изучение дисциплин модуля предполагает наличие практикумов в объеме не менее 50% от аудиторного времени;

– практическое изучение дисциплин модулей и НИР проводится на базе сетевого взаимодействия с участием различных образовательных организаций – стажировочных площадок;

– результаты освоения дисциплин модулей направлены на освоение определенной трудовой функции (действия);

– процент формируемых трудовых действий по каждому модулю ОПОП составляет не менее 95 % от трудовых действий, указанных в Профессиональном стандарте педагога;

– профессионально-ориентированная практика превалирует в образовательном процессе. С концентрированной практики начинается изучение всех дисциплин. Последующее теоретическое обучения сопровождается рассредоточенной учебной практикой. Заканчивается образовательный процесс концентрированной (стажерской) практикой.

Заложенная в фундаменте деятельностного подхода идея о том, что обучение будущего учителя в магистратуре должно начинаться с практики в школе, вызывает большие сложности на этапе апробации. Для большинства профессоров и преподавателей высшей школы, ориентированных на другую парадигму, это оказывается неприемлемым. В соответствии с логикой, в которой они привыкли работать десятилетиями, студента надо обучить и только потом выпускать на практику. Однако это рационально лишь в том случае, когда мы работаем в специалитете или бакалавриате, но нецелесообразно в работе с магистрантами. Практика показывает, что в магистратуру по направлению «Педагогическое образование» поступают люди с разной базовой подготовкой, но при этом имеющие не только жизненный, но и профессиональный педагогический опыт. Для них начать обучение с практики логично и важно, это позволит актуализировать и проблематизировать современную школьную реальность в глазах будущих магистрантов и создаст нужную мотивацию для теоретического обучения. Важно также и то, что сама практика будущих педагогов не рассматривается как какое-то автономное, отдельное от теоретического обучения действие. Решение задачи создания сетевого взаимодействия университета с другими образовательными организациями и учреждениями в деле подготовки будущего профессионала, заложенное в концепции проекта, позволило организовать образовательный процесс в вузе в форме практико-ориентированного теоретического обучения.

Все виды практики рассредоточены по четырем блокам, это: ориентировочный, формирующий, корректирующий и функциональный блоки.

Результатом ориентировочного блока, который состоит из концентрированной учебной практики, является выявление проблем обучающегося, определяющих построение его индивидуальной образовательной траектории с учетом выбора различных дисциплин.

Результатом формирующего блока, состоящего из рассредоточенной практики, является овладение магистрантами трудовыми функциями (действиями), необходимыми знаниями и умениями.

Результатом корректирующего блока, состоящего из рассредоточенной практики, может явиться уточнение и/или изменение образовательной траектории.

Результатом функционального блока, состоящего из концентрированной учебной и стажерской практики, является овладение магистрантом трудовыми функциями (действиями), выраженное в защите магистерской диссертации.

Особенности и результаты практико-ориентированного теоретического обучения с учетом вышеизложенного рассмотрим на примере модуля «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса в основной школе».

Инновационность модуля заключается:

– во включении в модуль учебных дисциплин, не представленных ранее, а именно: «Технологии системно-деятельностного обучения»; «Технологии организации внеурочной деятельности обучающихся»; «Технологии предпрофильной подготовки школьников»; «Технологии организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся»; «Технологии проектирования в школе»; «Технологии учебного исследования в школе»; «Система и технологии научно-методической деятельности учителя»; «Тренинг педагогической креативности»; «Дискуссионные технологии обучения школьников»; «Креативные технологии современного образования»;

– в структуре модуля (соотношении базовой и вариативной частей), предполагающей адресность групп обучающихся (имеющих педагогическое образование и не имеющих педагогического образования);

– в соответствии содержания используемых образовательных технологий модуля Профессиональному стандарту педагога, где каждая учебная дисциплина интегрирована с практикой и направлена на формирование профессиональных действий учителя.

Освоение трудовых действий (функций) магистрантами находит отражение в образовательных результатах выпускника по каждому модулю ОПОП (уточненных, конкретизированных и измеряемых). Представим компетенции магистранта как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения образовательного модуля «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса в основной школе» (табл. 1).

Таблица 1 Совокупный ожидаемый результат освоения модуля «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса в основной школе»

Реализация основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» (учитель среднего общего образования) позволяет достичь следующих обобщенных результатов:

– для выпускника магистратуры – модульное построение образовательной программы в магистратуре даст возможность выработать индивидуальную траекторию профессионального самоопределения, которая позволит сформировать его конкурентоспособность;

– для вуза, реализующего ОПОП, – узнаваемость бренда среди участников сетевого взаимодействия и абитуриентов и возможность оптимизации образовательного процесса (за счет универсальности модулей ОПОП), позволяющей уменьшить стоимость подготовки магистрантов;

– для образовательной организации сетевого взаимодействия по реализации ОПОП – возможность подбора профессиональных кадров на стадии их обучения.

Областью практического использования и применения конкретных результатов выполнения проекта является регионально-отраслевой сегмент системы образования Российской Федерации.

Перспективы использования данных разработок в практике подготовки педагогов в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» могут быть очень широкими. Внедрение разработанной системы может стать значимым фактором повышения качества подготовки педагогических кадров образовательными организациями высшего профессионального образования.

 

Литература

  1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
    начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября
    2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». URL: http://
    www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 15.09.2014).
  2. Савенков А.И., Львова А.С. Подготовка учителя начальной школы в бакалавриате и магистратуре // Начальная школа. 2014. № 8. С. 10–16.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» ) [Электронный ресурс]: Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788. URL: http://минобрнауки.рф/документы/1909
    (дата обращения 15.09.2014).

Информация об авторах

Савенков Александр Ильич, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, профессор, директор института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7532-7540, e-mail: asavenkov@bk.ru

Львова А.С., кандидат педагогических наук, заместитель директора, Институт педагогики и психологии образования, ГБОУ ВПО МГПУ, e-mail: anna-lvova@yandex.ru

Вачкова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, директор института системных проектов, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: svachkova@gmail.com

Любченко О.А., кандидат педагогических наук, заместитель директора, Институт педагогики и психологии образования, ГБОУ ВПО МГПУ, e-mail: olubchenko@mail.ru

Никитина Элеонора Константиновна, кандидат педагогических наук, Доцент общеинститутской кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», e-mail: nik2211@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2734
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 1723
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1