Психологическая наука и образование
2016. Том 21. № 1. С. 108–118
doi:10.17759/pse.2016210109
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Национальная стратегия действий в интересах детей в России и стратегии Совета Европы по правам ребенка
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: Конвенция о правах ребенка, Национальная стратегия действий в интересах детей, стратегия Совета Европы, уязвимые группы детей, вызовы современности, участие детей, доброжелательные по отношению к детям услуги
Рубрика издания: Модели работы с уязвимыми категориями детей
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210109
Для цитаты: Семья Г.В. Национальная стратегия действий в интересах детей в России и стратегии Совета Европы по правам ребенка // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 108–118. DOI: 10.17759/pse.2016210109
Полный текст
Россия является участником Конвенции ООН о правах ребенка, которая вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года, а членом Совета Европы Россия стала с 1996 года.
Деятельность Совета Европы по правам ребенка основывается на Конвенции о правах ребенка, в частности, на ее четырех общих принципах
1. Недопущение дискриминации (статья 2). Права ребенка распространяются на всех детей без какой-либо дискриминации. Все права должны быть предоставлены без какой-либо дискриминации, независимо от положения ребенка или его родителей или законного опекуна, от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, инвалидности, рождения, сексуальной ориентации, гендерной идентичности или иного.
2. Интересы ребенка (статья 3). Во всех действиях в отношении детей интересы ребенка должны быть приоритетом.
3. Право на жизнь, выживание и развитие (статья 6). Дети имеют неотъемлемое право на жизнь и на защиту от насилия и самоубийств, охватывая физическое, умственное, духовное, моральное, психологическое и социальное развитие ребенка.
4. Право быть выслушанным (статья 12). Вовлечение детей в процесс принятия решений на уровне индивидуальном, семейном, организации и на уровне политики в обществе является ключом к реализации их прав.
Необходимость принятия «Национальной стратегии действий в интересах детей» была обусловлена международными обязательствами Российской Федерации. Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятые на 27-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей (Нью-Йорк, 8–10 мая 2002 года), Берлинские обязательства в отношении детей, принятые на Конференции по положению детей в Европе и Центральной Азии (Берлин, 16–18 мая 2001 года), инициатива Детского фонда ООН ЮНИСЕФ «Города для детей», способствующая реализации Конвенции о правах ребенка на уровне города, Программа «Строим Европу для детей вместе с детьми» предписывают государствам использовать национальные планы действий как основу механизма проведения политики по улучшению положения детей.
Подготовка российской Нацстратегии (Нацплана) началась с анализа вызовов (рисков) несоблюдения прав ребенка: беспризорность, социальное сиротство, распространение наркомании, токсикомании, алкоголиз ма, насилия по отношению к детям, рост социально обусловленных заболеваний. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в Интернете, кибербулинга, торговли детьми, детской порнографии и проституции, детского трафикинга и пр. Возросла актуальность образовательного неравенства детей из различных социальных слоев; сохранялись группы детей, не охваченные образовательными услугами и охваченные ими в недостаточной степени, такие как дети-инвалиды и дети с особыми потребностями, безнадзорные дети.
Решение всех этих и других проблем объединило усилия законодательной и исполнительной власти всех уровней, специалистов и представителей науки, институтов гражданского общества, населения и самих детей.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 год была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 и определила основные направления и задачи государственной политики в интересах детей, ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Нацстратегия содержит шесть основных стратегических направлений.
– Семейная политика детствосбережения.
– Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей.
– Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.
– Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
– Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.
– Дети – участники реализации Национальной стратегии.
Впервые в документе такого уровня дети стали не просто целевой группой, а приняли участие в его обсуждении и вошли в состав Координационного Совета при Президенте Российской Федерации по его реализации.
Согласно положениям подпункта b пункта 1 статьи 44 Конвенции ООН о правах ребенка, государства-участники Конвенции каждые пять лет предоставляют Комитету ООН по правам ребенка доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав.
Рассмотрение объединенных четвертого и пятого периодических докладов о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка состоялось на 65-й сессии Комитета ООН по правам ребенка в Женеве в январе 2014 года. По итогам рассмотрения докладов Комитетом были представлены Заключительные замечания о выполнении Российской Федерацией положений указанной конвенции, в которых Комитет приветствовал принятие в России «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Вместе с тем, Комитет рекомендовал предусмотреть в Нацстратегии меры по предупреждению дискриминации в отношении детей, находящихся в маргинализированном и неблагоприятном положении, таких, как дети из групп меньшинств. Кроме того, он рекомендовал предусмотреть в планах действий по осуществлению стратегии как на национальном, так и на региональном уровнях конкретные меры с четким указанием функций и обязанностей соответствующих органов на национальном, региональном и местном уровнях и обеспечить поддержку таких планов действий за счет предоставления необходимых людских, технических и финансовых ресурсов, а также наличие систем по их мониторингу, оценке и сбору соответствующих данных.
Заключительные замечания также содержат ряд конкретных рекомендаций в разных сферах реализации прав детей. Часть из них актуальны для России, с другими согласиться невозможно, так как они не соответствуют реальной ситуации или не учитывают социокультурные особенности, присущие нашей стране.
В соответствии с пунктом 76 указанных Заключительных замечаний следующие объединенные шестой и седьмой периодические доклады должны быть направлены в Комитет по правам ребенка ООН не позднее 14 сентября 2019 года.
Подготовка Концепции стратегии и разработка самой Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы совпали по времени с принятием Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012–2015 годы, которая включала следующие основные цели:
– способствование появлению дружественных ребенку услуг и систем;
– искоренение всех форм насилия в отношении детей;
– гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы;
– способствование участию детей в реализации Национальной стратегии.
Основной в Стратегии является программа «Строим Европу для детей и вместе с детьми», где главной целью на 2012–2015 годы обозначено достижение эффективного выполнения существующих стандартов в области прав ребенка.
В тексте российской Нацстратегии указано, что она разработана с учетом вышеперечисленных целей Стратегии Совета Европы: «Участие в реализации положений названной Стратегии Совета Европы, актуальных международных договоров в сфере обеспечения и защиты прав детей и совершенствование российского законодательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права позволят гармонизировать деятельность России по защите прав и интересов детей с деятельностью мирового сообщества, будут способствовать распространению на территории Российской Федерации положительного опыта европейских стран и продвижению инновационного российского опыта на мировую арену, защите прав и интересов российских детей в любой точке земного шара».
Примером включения России в международное сообщество является присоединение к Конвенции о правах инвалидов (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), которая направлена на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав. На основании этой конвенции сегодня строится государственная политика в области обеспечения прав детей-инвалидов (доступная среда, инклюзивное образование, реформирование детских домов-интернатов и пр.).
В плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р) (далее План) была запланирована ратификация ряда международных документов. Согласно пункту 55 Плана МВД России проводились необходимые мероприятия по подписанию и ратификации Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (далее – Конвенция) и Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (далее – Факультативный протокол).
Конвенция подписана от имени Российской Федерации 26 сентября 2012 года, Факультативный протокол – 1 октября 2012 года.
7 мая 2013 года Президентом Российской Федерации подписаны Федеральные законы № 75-ФЗ и № 76-ФЗ о ратификации указанных международных актов, что явилось значительным шагом вперед на пути объединения усилий государств по предотвращению торговли детьми, сексуальной эксплуатации и сексуального насилия в отношении детей и борьбе с такими проявлениями, развитию национального и международного сотрудничества в борьбе с указанными преступлениями.
Факультативным протоколом установлены международные стандарты в области борьбы с торговлей детьми, детской проституцией и детской порнографией, принципы организации такой борьбы и меры, принимаемые подписавшимися сторонами в данной области.
Конвенцией утверждены международные стандарты в области борьбы с сексуальной эксплуатацией детей и сексуальными злоупотреблениями в отношении несовершеннолетних.
Ратификация указанных документов способствует принятию внутригосударственных мер по обеспечению международных стандартов защиты несовершеннолетних от преступлений, связанных с торговлей детьми, детской проституцией и детской порнографией, а также сексуальной эксплуатацией и сексуальными злоупотреблениями, и содействует развитию правового сотрудничества между Россией и другими государствами в данной сфере. В связи с этим законодательной и исполнительной властью продолжается работа по приведению национального законодательства в соответствие с положениями, установленными данными документами, поскольку они содержат иные нормы, чем предусмотрены российским законодательством.
На заседании Координационного Совета при Президенте Российской Федерации 17 ноября 2015 года был поднят вопрос о продлении Национальной стратегии с учетом новых вызовов, преемственности действующей стратегии после 2017 года.
И опять возникает временная параллель. Если в 2011 году при подготовке Нацстратегии в России Совет Европы принял свою Стратегию, то в 2016 году, когда дискутируется вопрос о продлении Нацстратегии, страны-члены Совета Европы обсуждают проект новой Стратегии Совета Европы по правам ребенка, которая устанавливает приоритеты в этой области на период с 2016 до 2022 года (Draft Council of Europe Strategy for the Rights of the Child (2016–2021), официальный перевод на русский язык пока отсутствует). В связи с этим европейский проект представляет интерес с точки зрения разработки нового документа, определяющего государственную политику России в области защиты детей.
Данный документ содержит описание достижений Совета Европы, основные вызовы в сфере прав ребенка, пять приоритетных областей и действий для ответа на эти вызовы, методы реализации Стратегии.
Приоритетными областями для гарантии прав ребенка в Стратегии Совета Европы являются:
1) равные возможности для всех детей;
2) участие всех детей;
3) жизнь без насилия для всех детей;
4) дружественное детям правосудие для всех детей;
5) права ребенка в цифровой среде.
С учетом мнения детей, информации, полученной от государств-членов Совета Европы, гражданского общества и омбудсменов по правам ребенка определены современные вызовы на ближайшие 6 лет.
1. Нищета, неравенство и изоляция. Экономический кризис оказывает глубокое влияние на развитие детей. Согласно докладу ЮНИСЕФ, из 32 стран-членов Совета Европы детская бедность увеличилась в двадцати странах и уменьшились только в двенадцати. По данным Евростата, дети, живущие в бедности, ощущают на себе изоляцию и стигматизацию, не могут полностью реализовать свой потенциал в позднем возрасте. С циклом нищеты, прошедшего через поколения, есть риск «вырастить» разочарованных молодых людей, с потенциальными последствиями для нормального функционирования общества и политической стабильности. Высокий уровень безработицы и понижение общественного благосостояния могут привести к повышению уровня стресса среди пострадавших семей, что создает новые факторы риска насилия и пренебрежения для детей.
Большое количество детей по всей Европе чувствуют себя в изоляции и дискриминации – это ключевой вопрос в данной теме. Не будучи в состоянии получать достойное образование, играть и проводить свободное время со сверстниками, такие дети приобретают весьма болезненный опыт, который оставляет след на долгие годы. С точки зрения прав человека, качество общества измеряется тем, насколько оно заботится о самых уязвимых и маргинальных группах. Они включают в себя несколько групп детей, таких как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из меньшинств, включая детей, затронутых миграцией, детей, лишенных свободы, детей, живущих и/или работающих на улице, и детей, чьи родители находятся в местах заключения.
2. Насилие. Насилие в отношении детей представляет собой нарушение прав ребенка, замедляет его социальное развитие и влияет на осуществление его других прав. Насилие часто имеет разрушительные краткосрочные и долгосрочные последствия для психического и физического здоровья, порой сохраняющиеся в поколениях. Исследования неправительственных организаций показывают, что насилие связано с общественными издержками. Поэтому прекращение всех форм насилия в отношении детей является правовым, этическим и экономическим императивом.
Несмотря на значительные успехи в борьбе с насилием в отношении детей, прогресс носит слишком медленный и фрагментарный характер. Риск насилия в отношении детей, особенно девочек, присутствует в любой обстановке, в том числе в цифровой среде и в местах, где дети должны быть в безопасности – в школах, учреждениях, во время досуга, спорта и дома. Прогресс в данном вопросе сдерживается недостаточными инвестициями в профилактику насилия, дефицитом данных и исследований.
Насилие в отношении детей во время вооруженных конфликтов является недопустимым, ведь даже когда заканчивается конфликт, дети остаются травмированными тем, что они были вынуждены испытать.
3. Система правосудия для детей. Европейские судебные системы еще недостаточно адаптированы к конкретным потребностям детей. Исследования показывают, что права детей не всегда принимаются во внимание. В последние годы зафиксирован ряд нарушений Европейской конвенции по правам человека в отношении детей, например, статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни), статьи 9 (свобода мысли, совести и религии) и статьи 14 (запрещение дискриминации). Европейский комитет по социальным правам также обнаружил в законодательстве ряда стран отсутствие запрета телесных наказаний.
4. Вызовы для семей и родителей. Семья, которая является основной ячейкой общества и естественной средой для роста и благополучия детей, может столкнуться с многочисленными трудностями: экономический кризис, безработица и неуверенность в завтрашнем дне. Баланс работы и семейной жизни является трудным вопросом для многих родителей, в том числе для одиноких родителей, которыми в основном являются женщины. Большая часть насилия, которому подвергаются дети, происходит в семейном контексте, особенно в семьях, затронутых миграцией. Многим родителям не хватает поддержки в выполнении их роли в воспитании детей и обеспечении своих прав.
5. Расизм, разжигание ненависти и радикализация. Экономический кризис глубоко затронул социальную сплоченность во многих государствах-членах Совета Европы. Европейская комиссия против расизма и нетерпимости сообщает о появлении механизма поиска «козла отпущения» и констатирует увеличение ненависти по отношению к уязвимым группам населения и увеличение роста насилия на расовой почве. Радикализация детей и молодежи является еще одним вопросом, вызывающим беспокойство, что требует большего объема инвестиций в образование по проблемам толерантности и межкультурного диалога. Существуют случаи, в которых дети из европейских стран вербуются в экстремистские группы, поэтому требуется найти механизмы решения проблемы для предотвращения подобной практики.
6. Взросление в цифровом мире. Компьютеры, игровые приставки, планшеты и смартфоны дают детям огромные возможности. Доступ к Интернету и цифровой грамотности сегодня рассматривается в контексте прав ребенка. Тем не менее, цифровая среда также несет вредоносный, противоправный контент со всеми последствиями: риски, связанные с конфиденциальностью, сексуальные злоупотребления в онлайне и пр. В некоторых случаях, таких как кибербулинг, ребенку может быть нанесен значительный вред. Хотя родители и учителя пытаются не отставать от технологических инноваций, разрыв между поколениями становится все более очевидным.
7. Миграция. Сегодня дети, которые вовлечены в миграционные процессы, являются одной из наиболее уязвимых групп в современной Европе. В некоторых странах детимигранты сталкиваются с ограниченным доступом к правосудию, образованию, социальным и медицинским услугам, регистрируются сбои в назначении эффективного опекунства, случаи разделения семей и унизительные процедуры оценки возраста. Они также подвергаются высокому риску торговли людьми и эксплуатации. В зоне повышенного риска нарушения прав также находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, дети без гражданства и пр.
Исходя из вышеперечисленных вызовов, в Стратегии Совета Европы определяются следующие меры во всех пяти выделенных областях.
1. Равные возможности для всех детей. Конвенция о правах ребенка признает право каждого ребенка на тот уровень жизни, который необходим для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Европейская социальная хартия гарантирует права детей и соответствующую социальную, правовую и экономическую защиту. В соответствии с этими документами в семье должны быть все необходимые ресурсы и средства для защиты и содействия.
Проблема детской бедности и социальной изоляции может быть наиболее эффективно решена с помощью создания и развития систем защиты детей, в которую тщательно интегрируются профилактические меры, семейная поддержка, дошкольное образование и уход, социальные услуги, образование и жилищная политика. Поэтому государства-члены будут соблюдать и исполнять Рекомендации Комитета министров по социальным услугам для детей: здравоохранение, доступ молодых людей из неблагополучных районов к социальным благам, а также Рекомендацию 253 (2008) Конгресса местных и региональных властей о социальной реинтеграции детей, живущих и/или работающих на улице. Также следует принимать во внимание рекомендацию Еврокомиссии «Инвестиции в детей: разорвать порочный круг» и ее работу по комплексному механизму защиты детей.
2. Учет мнения и участие всех детей. Дети имеют право быть услышанными и участвовать в принятии решений, затрагивающих их жизнь, как индивидуально, так и в составе группы. Они имеют право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим их интересы, и их мнения должны учитываться в соответствии с их возрастом и зрелостью.
Совет Европы планирует давать указания о том, как встроить участие детей на практике на систематической основе во все контексты, имеющие отношение к детям. Будет организован обмен опытом детских и молодежных организаций, уполномоченных по делам детей и детей – членов совещательных органов разных стран.
Особое внимание будет уделено детям в уязвимом положении, таким как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, живущие в нищете, дети, находящиеся под опекой, дети, затронутые миграцией, и дети из различных меньшинств. Усилия будут направлены на работу с ними через веб-сайты, приложения, социальные медиа, игры, публикации и другие инструменты доброжелательного отношения к ребенку.
Ставится задача расширения участия детей в демократическом управлении школ, развития гражданственности. Планируется сетевое обучение через систему пилотных проектов «Права человека и демократия в действии», совместно финансируемое Европейским Союзом и Советом Европы.
3. Жизнь без насилия для всех детей. Конвенция о правах ребенка требует от государств принимать все надлежащие законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты детей от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или пренебрежения нуждами ребенка, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление.
В документе поставлены цели:
1) содействие реализации комплексного подхода к защите детей от насилия;
2) борьба с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием над детьми;
3) ликвидация телесных наказаний; 4) защита детей от насилия в различных условиях и формах.
Совет Европы планирует оказывать поддержку государствам-членам в реализации Рекомендации Rec(2009)10 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по вопросу комплексных национальных стратегий защиты детей от насилия.
Совет Европы будет выступать в качестве координационного центра по предоставлению доступа к существующим национальным стратегиям в этой области, обеспечению работы платформы в интернете, в том числе для сбора данных на национальном, региональном и местном уровнях.
Европейский День защиты детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия будет отмечаться 18 ноября каждого года и будет посвящен повышению осведомленности об этой проблеме, обмену передовым опытом.
Совет Европы также будет поддерживать мандат Специального докладчика ООН по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии. Совет Европы будет продолжать содействовать эффективному устранению телесных наказаний и других жестоких или унижающих достоинство видов наказания детей во всех местах, в том числе в домашних условиях. Государства-члены будут поддерживаться в правовой реформе с целью достижения более высокой осведомленности о праве детей на равную защиту от нападения, опасности насильственных наказаний, а также содействия в обеспечении ненасильственной дисциплины.
Совет Европы будет содействовать укреплению роли образования в предупреждении конкретных форм насилия, таких как запугивание в школах, гомофобные издевательства, киберзапугивание и насилие, связанное с радикализацией.
Совет Европы будет мотивировать все государства-члены подписать и ратифицировать, а также эффективно осуществлять Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и бытового насилия (Стамбульская конвенция) (принята 11 мая 2011 года), в частности, в рамках работы независимой «Группы экспертов по действиям против насилия в отношении женщин и насилия в семье» (GREVIO), осуществляющей контроль за реализацией данной Конвенции с целью защиты девочек от насилия по признаку пола, предотвращая преследования, и ликвидации такого насилия, а также применения положений Конвенции для всех детей, пострадавших от насилия в семье.
Расширенное частичное соглашение Совета Европы по спорту (Распоряжение Правительства РФ от 16.07.2009 N 996-р. «О присоединении к Расширенному частичному соглашению по спорту Совета Европы») будет продолжать содействовать созданию здоровых и безопасных условий для спортивного образования детей, в том числе в рамках проекта «Безопасный спорт» и предлагать инструментарий по обеспечению руководства и обучения спортивных администраторов, тренеров по физической и психологической подготовке. Также будет осуществляться Рекомендация N CM/Rec(2012)10 Комитета министров Совета Европы «О защите несовершеннолетних спортсменов и молодых спортсменов от опасностей, связанных с миграцией» (принята 19.09.2012).
4. Для семей с детьми: справедливость для всех детей в суде. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка детям должна быть предоставлена возможность быть заслушанными в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего их интересы; обеспечен доступ к механизмам подачи жалоб в компетентные и независимые органы и организации в случае нарушения их прав.
Государства-участники Конвенции о правах ребенка признают право каждого ребенка на судебное разбирательство, принимая во внимание возраст ребенка.
В сфере защиты детей в контексте лишения свободы основной фокус внимания направлен на предотвращение лишения свободы и криминализации детей. Материальные условия и режимы содержания детей должны быть улучшены в соответствии со стандартами Совета Европы. Совет Европы будет способствовать внедрению стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (КПП) в отношении детей, лишенных свободы, от жестокого обращения и насилия. Будут проведены исследования по положению детей, лишенных свободы, составлен доклад о насилии в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей и разработаны рекомендации по мониторингу мест лишения свободы для детей.
Предполагается поддержка политики в защиту позитивного родительства (Рекомендация Rec(2006)19 Комитета Министров Совета Европы о политике по поддержке позитивных методов воспитания детей родителями).
Особое внимание будет уделено процессу оценки интересов ребенка в семейных делах для того, чтобы государства-члены ввели в действие законы, правила и процедуры, которые обеспечат соблюдение интересов ребенка в семье. Совет Европы будет предпринимать определенные действия по отношению к соблюдению прав ребенка в контексте новых форм семьи.
5. Взросление ребенка в цифровой среде. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) влияют на гарантированные Конвенцией права детей. В соответствии с рекомендациями Конвенции все дети должны иметь возможность безопасного доступа к ИКТ и цифровым средствам массовой информации, иметь возможность в полной мере участвовать, выражать себя, искать информацию и пользоваться всеми правами без какой-либо дискриминации. Особое внимание будет уделено расширению возможностей в цифровой среде детям в уязвимом положении, таким как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
Планируется большая работа по защите детей от потенциальных рисков для их безопасности, надежности и конфиденциальности в цифровой среде.
ИКТ и цифровые медиа добавляют новые возможности для реализации прав детей на образование, способствуют творческому развитию и обеспечивают безопасное использование Интернета. Совет Европы приступит к реализации пан-европейского проекта по образованию в сфере прав человека, демократической культуры в цифровой среде, в том числе в школах.
В связи с тем, что интернет и социальные медиа широко используются для пропаганды ненависти, радикализации и терроризма среди молодежи, Совет Европы будет продолжать кампанию «Нет ненависти» и вкладывать средства в реализацию мер Плана действий «Борьба с насильственным экстремизмом и радикализацией, ведущей к терроризму», принятого Комитетом министров 19 мая 2015 года.
Совет Европы намерен реализовывать эту стратегию через постоянное внимание к существующим стандартам, партнерство, обеспечение постоянной связи со всеми странами-участниками, проведение мониторингов и оценки, как ситуации, так и результатов.
Прогресс шестилетней стратегии будет оцениваться по отношению к целям, со ссылкой на ожидаемое воздействие, результаты и результативность в каждой из приоритетных областей на основе набора показателей. Среднесрочная оценка для возможности корректировок будет осуществлена после трех лет реализации Стратегии под руководством государств-членов и других заинтересованных сторон. Будут предприняты усилия, чтобы должным образом учитывать мнения самих детей в оценке и корректировке стратегии. Кроме того, Секретариат каждые два года будет предоставлять информацию в Комитет Министров о реализации настоящей Стратегии.
Анализируя данный международный документ применительно к ситуации в России, можно согласиться с перечисленными вызовами, имеющими общий характер для всех стран, но разную выраженность: бедность в условиях экономического кризиса, расширение возможностей интернета, несущих не только блага, но и опасности для здоровья и жизни детей, увеличение числа случаев насилия и жесткого обращения с детьми, в том числе в семьях.
Эти вызовы во многом учтены в Плане первоочередных мероприятий по реализации второго этапа Национальной стратегии действий в интересах детей (Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2015 года № 167-р.). План содержит 81 мероприятие и подготовлен с учетом результатов анализа ситуации в сфере защиты прав детей в России, в том числе результатов мониторинга правоприменения в этой сфере. Планом предусмотрены меры по совершенствованию законодательства в сфере семейной политики, сокращению бедности среди семей с детьми, формированию безопасного и комфортного семейного окружения для детей, профилактике отобрания ребенка из семьи, обеспечению доступности и качества образования, поиску и поддержке талантливых детей и молодежи, развитию системы дополнительного образования, обеспечению информационной безопасности детства, формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, расширению участия детей в общественной жизни и принятии решений, затрагивающих их интересы, предотвращению насилия по отношению к несовершеннолетним и реабилитации детей, ставших жертвами насилия.
В рамках Нацстратегии приняты документы, в которых определены ориентиры и меры вплоть до 2025 года, в их числе:
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и другие.
В отношении уязвимых групп детей в России изменены приоритеты государственной социальной политики:
- переход от медицинского понимания инвалидности к социальной модели, где успешность преодоления социальной исключенности зависит от возможностей общественных институтов принять детей-инвалидов без дискриминации и пренебрежения, предоставив равные возможности полноценного участия;
- обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье через профилактику социального сиротства – сохранение кровной семьи для ребенка, через семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей;
- проведение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью семейного устройства воспитанников, создания для них условий, приближенных к семейным, реализации прав на образование, получение жилья и пр.
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданный Указом Президента РФ, предоставляет регионам финансовую поддержку для реализации на паритетных основаниях региональных программ, приводящих к системным изменениям.
На софинансирование региональных инновационных программ и проектов только в 2014 году в субъекты Российской Федерации Фондом направлено 716,9 млн рублей.
Приоритетные направления деятельности Фонда.
– Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детейсирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (программы: «Право ребенка на семью», «Никому не отдам», «Новая семья», «Лига помощи», «Защитим детей от насилия!»).
– Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество (программы: «Право быть равным», «Путь к успеху», «Раннее вмешательство», «В кругу друзей», «Смогу жить самостоятельно»).
– Социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной (программы: «Не оступись!» «Дружественное детям правосудие»).
По поручению Президента РФ Фонд является ответственным за проведение общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. В рамках кампании проведено значительное количество мероприятий, разнообразных по форме, составу участников, обращенности к целевой аудитории. Например, проведены конкурсы журналистских работ, творческие конкурсы, предполагающие совместное участие детей и родителей, выставки творческих работ по теме семья и детство, телемарафоны и PR-акции, в том числе приуроченные к Дню защиты детей, Дню матери.
В развитие кампании разработана стратегия, направленная на продвижение ценностей ответственного родительства, семейного устройства детей-сирот как альтернативы жестокому обращению с детьми.
В соответствии со стратегией разработаны образцы различных видов рекламной продукции по темам: «многодетность», «ответственное родительство» и «семейное устройство детей-сирот». Реклама пропагандирует полную семью с несколькими детьми, в том числе приемными, призывает отказаться от жестокого обращения и использовать диалоговые методы воспитания. Образцы рекламной продукции бесплатно предоставляются для размещения на региональных каналах радио и телевидения, неоднократно транслировались на федеральных теле- и радиоканалах.
В России действует единый общероссийский детский телефон доверия и постоянно ведется работа по повышению качества телефонного консультирования. К единому номеру в круглосуточном режиме подключены 238 организаций во всех субъектах Российской Федерации, в 64 регионах.
Таким образом, анализ проекта новой Стратегии Совета Европы дает актуальную информацию о положении дел в европейских странах в сфере детства, позволяет увидеть общее и специфическое в защите прав детей в России и Европе, точки соприкосновения и активного сотрудничества, оценить собственные успехи и достижения других государств в решении аналогичных проблем.
В заключение следует отметить, что сегодня большое внимание во всех документах Совета Европы уделяется проблеме сексуальной ориентации и сексуальных меньшинств, в том числе в семьях. В тексте стратегии упоминается о травле из-за сексуальной ориентации или иного статуса; разных форм организации семьи; о планах Совета Европы провести на основании Рекомендации Rec(2010)5 «О мерах по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности» исследование о положении детей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, о реализации ими своих прав.
В силу принятых в России документов, таких как Концепция семейной политики, Стратегия развития воспитания, которые нацелены на повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей, данные направления деятельности в рамках Стратегии Совета Европы не являются актуальными и востребованными для нашей страны в сфере детства. При этом дети, испытывающие проблемы с сексуальной ориентацией, могут получить психологическую и медицинскую помощь.
В этом вопросе Россия всегда выступает против разработки особых документов в сфере защиты от дискриминации лиц нетрадиционной сексуальной ориентации в рамках международных документов и организаций, в особенности в отношении детей. В противном случае это создаст в России неприемлемый фон для воспитания подрастающего поколения, скомпрометирует кампании по развитию толерантности вообще, будет способствовать разжиганию нескончаемых и бессмысленных споров и навязыванию неприемлемых ценностей.
При этом Россия всегда открыта международному опыту, который соответствует нашим целям и средствам реализации, прошел адаптацию и апробацию нашими специалистами, чему сегодня существует множество примеров.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2586
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 1774
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0