Введение
Дети и подростки составляют четверть мирового населения, в связи с чем проблема сохранения и поддержания их здоровья является одной из важнейших в глобальных стратегиях развития. Современная наука выявляет многие негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения России, констатируя императивы пересмотра используемых технологий и практических действий ведомствами, организациями и специалистами-практиками в сфере здоровьесбережения детского населения [Семина, 2020; Чичерин]. Важность проблемы подтверждается увеличением отчислений на финансирование детских и юношеских программ охраны здоровья и предупреждения заболеваний и в мировой практике (2003 г. — $109,7 млн; 2015 г. — $528,5 млн) [Li, 2018].
Высокая доля инфекционных и неинфекционных заболеваний и травм, приходящихся на детский и подростковый возраст; необходимость стабилизации и улучшения показателей здоровья матери и ребенка раннего возраста, снижение материнской и младенческой смертности, которые были достигнуты за последние десятилетия; вероятность возникновения и формирования нежелательных поведенческих моделей, особенно в подростковом возрасте, под влиянием эндогенных (подверженность внушению, манипуляциям, склонность к риску, дефицит жизненного опыта) и экзогенных факторов (семейное неблагополучие, влияние референтных групп, влияние СМИ) [Исаев, 2005]; корреляция между улучшением показателей здоровья несовершеннолетних пациентов и их академическими успехами, финансовой стабильностью в будущем — эти и другие аспекты требуют научного обоснования для изменения стратегии поддержки малолетних пациентов.
В педиатрии предлагается сместить фокус на профилактику, здоровый образ жизни, самосохранительное поведение, раннее выявление и лечение заболеваний, в том числе с использованием высокотехнологичных методов, а в социуме — на включение самих юных граждан в заботу о своем здоровье.
На наш взгляд, в развитии нового поколения и политики в интересах детей XXI века существуют особенности, выдвигающие императивы внесения постепенных корректив в обозначенной сфере. Одним из ведущих выступает разработка подходов, обосновывающих важность участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, чего до сих пор не сделано в теоретико-методологическом поле современной социологической науки [Арчакова].
Для раскрытия сущности проблемы участия несовершеннолетних пациентов в обсуждении и решении вопросов их здоровья и пребывания в медицинских учреждениях в данной статье были поставлены и решены следующие задачи:
- выделены особые нормативные и социальные характеристики маленьких пациентов;
- определены ключевые проблемные стороны их реальной и возможной автономности;
- разработаны некоторые направления участия детей в процессах лечения и реабилитации.
Несовершеннолетний пациент: нормативно-правовые и социальные характеристики
Проблемы регулирования отношений в сфере охраны здоровья несовершеннолетних граждан изучались исключительно в отечественной юридической науке [Ломакина, 2006; Посулихина, 2020; Сагалаева, 2007; Хамитова, 2018].
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — № 323-ФЗ), при получении медицинских услуг, в том числе платных, важное значение имеет возраст несовершеннолетних пациентов: 1) дети до 15 лет и 2) дети от 15 до 18 лет. Каждая возрастная группа имеет свои специфические особенности, права и обязанности при оказании медицинской помощи. Так, врачебный прием пациентов до 15 лет, равно как и заключение договора на оказание платных медицинских услуг, оформляется между заказчиком (родителем) и исполнителем (медицинской организацией) в пользу потребителя (несовершеннолетнего) в присутствии одного из родителей или законного представителя. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него дает один из родителей/законных представителей несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 20 № 323-ФЗ) [Федеральный закон «Об, 2023]. При отказе от медицинской помощи родителя/законного представителя несовершеннолетнего/недееспособного в случае угрозы его жизни и здоровью медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты его интересов.
Пациенты старше 15 лет имеют право самостоятельно обращаться за оказанием медицинской помощи; давать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него; получать платные медицинские услуги с письменного согласия родителей/законных представителей; получать информацию о состоянии своего здоровья и сохранять ее в тайне. Если несовершеннолетний 15–17-ти лет по каким-либо причинам не указал перечень лиц, которым может быть представлена информация о состоянии его здоровья, то и родитель/законный представитель не вправе ее получить, даже в случае ранее подписанного одобрения договоренности (ч. 3 ст. 13, ч. 2 ст. 22 № 323-ФЗ) [Федеральный закон «Об, 2023].
При оказании пациенту старше 15 лет медицинской помощи лечащий врач обязан проинформировать самого несовершеннолетнего, одного из его родителей о лекарственном препарате, его характеристиках, безопасности, эффективности, побочных действиях, степени риска и других непредвиденных влияниях на состояние здоровья пациента (ч. 12. № 482-ФЗ) [Федеральный закон «О, 2022].
Проведение медицинских вмешательств или манипуляций с несовершеннолетним без согласия родителей/заменяющих их лиц допускается только в экстренных ситуациях, угрожающих его/ее жизни и здоровью, либо когда состояние пациента не позволяет выразить свою волю (ст. 20 № 323-ФЗ) [Федеральный закон «Об, 2023]. Права и обязанности родителей регулируются положениями нормативно-правовых актов РФ: «Забота о детях — обязанность родителей» (ст. 38 Конституции РФ); «Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которые осуществляют родители или законные представители» (ст. 56 Семейного кодекса РФ); «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями) обязанностей, в том числе по защите прав и интересов несовершеннолетних, влечет предупреждение или наложение административного штрафа» (ст. 5.35 КоАП РФ).
Можно констатировать, что в российском правовом поле до настоящего времени не сформировано целостное представление о гражданско-правовом положении несовершеннолетних пациентов. Малолетние пациенты, достигшие четырнадцати лет, несмотря на наличие договора добровольного медицинского страхования и потребности, не связанной с угрозой для жизни и здоровья, самостоятельно не могут заявить о своем мнении по медицинским манипуляциям, получить платные медицинские услуги без согласия своих законных представителей. Приоритет на любом этапе отдается родителям [Хамитова, 2018].
Вопросы правового регулирования оказания медицинских услуг несовершеннолетним пациентам по-разному решаются за рубежом. Согласно положениям и общим рекомендациям, например, Шведского национального совета по здравоохранению и социальному обеспечению, мнение пациентов о предоставлении услуг в сфере здравоохранения является важным источником информации. По закону Швеции «О безопасности пациентов», не только взрослые, но и дети имеют право высказывать свои предложения относительно улучшения качества медицинского обслуживания, что позволяет органам власти выстроить механизм вовлечения их по мере взросления в процесс принятия решений; формировать и корректировать меры социальной политики в сфере национального здравоохранения; разрабатывать эффективные методы сбора и анализа результатов мониторингов; оценить влияние принятых решений на качество медицинского обслуживания несовершеннолетних пациентов. По оценкам зарубежных исследователей, опросы мнения детей о пребывании в медицинских организациях в настоящее время находятся в «тестовом» режиме, недостаточно распространены в сфере здравоохранения и не влекут санкций за их нарушение [Clarke, 2021; Coyne; Larsson].
Однако, по нашему мнению, дети в современном обществе приобрели специфическую социальную роль несовершеннолетнего пациента [Бессчетнова, а], которую мы определяем как совокупность официального статуса и социальных поведенческих практик по освоению и закреплению специализированных профилактических и медицинских действий, нацеленных на сохранение их здоровья. Такое поведение всегда транзитивно, так как меняется в зависимости от возраста (законодательных и социальных ограничений) и от физического состояния человека.
Социокультурные паттерны закрепления поведения пациентов встроены в системы образования, здравоохранения и семейный порядок. Ребенок первоначально наблюдает за ситуациями болезни, ухода и лечения. Закрепление элементов этой социальной роли происходит в активных формах индивидуального опыта: посещение врачей на дому, медицинские осмотры и контакты с медперсоналом в детской поликлинике, приобретение лекарственных препаратов в аптеках и прочее. Дополнительным ресурсом выступает продукция киноиндустрии — мультфильмы и кинофильмы о болезнях и здоровье, интернет-игры и образовательные сайты. Социальные позиции пациента как зависимого субъекта апробируются через ролевые имитационные игры в доктора и больницу в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Стандартное формирование данной роли происходит в период получения паспорта и вытекающих после этого событий — формирования электронной медицинской карты, полиса взрослого пациента, паспорта вакцинации и т.п. Но приобретение юридических прав на выражение своей воли, мнения по медицинским вмешательствам и манипуляциям не означает автоматического возникновения и проявления активности, самостоятельности и ответственности несовершеннолетнего в медицинской сфере.
И именно здесь, как нам кажется, сегодня мы наблюдаем серьезные трансформации. В прошлом при выборе медицинской организации и получении медицинских услуг наблюдался практически тотальный родительский контроль, поскольку только законные представители ребенка обладали информацией о болезнях, лекарствах, процедурах и имели право принимать легитимные решения, давать информированное согласие, действуя в интересах своих детей. Однако сегодня информационно-коммуникационная сеть Интернет позволяет пользователям, в том числе и детям, получить открытую, всеобъемлющую информацию, сведения о своем здоровье, медикаментах, способах лечения, что делает их более независимыми от мнения взрослых. Сегодня многочисленные службы, телефоны доверия оказывают детям помощь в поддержке эмоционального и психологического здоровья, куда дети обращаются напрямую, без посредников. С 14-ти лет им становится полностью доступна их электронная медицинская карта, что подтверждает юридическую субъектность детей в сфере медицины, профилактики и реабилитации.
Проблемы автономии ребенка в процессе лечения, реабилитации
В научной литературе существует несколько определений понятия «автономия», наиболее общее трактует его как «способность действовать и принимать решения, не будучи под контролем кого-либо другого». В данной статье мы опираемся на формулировку, данную T. Beauchamp и J.F. Childress, т. е. «самоуправление, свободное от контролирующего вмешательства со стороны других, от ограничений, неадекватного понимания, препятствующих осмысленному выбору» [Beauchamp, 2001].
В отношении автономии несовершеннолетнего пациента, по нашему мнению, могут быть выделены три основные проблемы. Первая из них тесно связана с пониманием ребенком сущности и причин заболевания, объемом и глубиной осмысления ребенком здоровья/нездоровья, недомогания, инвалидности и выражением своего отношения к ним.
По мнению И.В. Грошева, отношение ребенка к здоровью/болезни можно рассматривать как «систему индивидуально-избирательных связей личности с различными явлениями внешней среды, детерминирующих индивидуальную оценку физического и психического состояния» [Грошев]. Однако в представлениях детей физическая сторона здоровья выражается чаще, чем психологическая. Исследователи утверждают, что дети начинают понимать значение болезни лишь в реальной жизненной ситуации, когда сталкиваются с невозможностью полноценно выполнять ту или иную деятельность, например, учебную, игровую или трудовую.
Отношение детей к собственному здоровью может проявляться в различных формах пренебрежения, адекватного поведения или повышенного внимания [Бовина]. Дошкольники причины болезни усматривают в отсутствии или ненадлежащем выполнении обязательных норм гигиены, переохлаждении, заражении инфекциями, несоблюдении правил питания, плохих экологических условиях [Улыбина, 2018]. Чем младше дети, тем в большей мере присутствует недоучет причинно-следственных связей, болезнь рассматривается как наказание за проступки и плохое поведение, а значит, присутствует стремление ее скрыть. Категория «здоровье» обычными и часто болеющими детьми, хрониками и инвалидами понимается по-разному: последние часто понимают ее как отсутствие болезни либо подменяют понятием «выздоровление», т. е. освобождение от болезненных симптомов [Ушакова]. В подростковом возрасте растет значение гендерного фактора при самостоятельных действиях в поле медицины и самосохранительного поведения.
Эти и многие другие данные позволяют констатировать, что говорить о полной автономии несовершеннолетних пациентов невозможно, в связи с чем существует большая нереализованная задача просвещения детей в сфере реализации их прав в сфере здравоохранения, несмотря на их активную включенность в информационное поле.
Вторая проблема состоит в имеющемся конфликте с ценностно-нормативными представлениями родителей о собственном участии в оздоровлении и жизнеобеспечении детей [Paron, 2023]. Исследование эстонских коллег показывает, что 40% взрослых затрудняются с ответом на вопрос «Имеет ли ребенок право на получение информации о решениях, касающихся его/ее здоровья, и право участвовать в принятии таких решений?» либо считают, что ребенок не имеет таких прав [Biin]. Таким образом, обязанности взрослых в отношении детей в принятии взвешенных решений, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних, признаются более важными, чем реализация принципа автономии детей, который требует, чтобы ребенку, способному сформулировать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим его/ее жизнедеятельность, было гарантировано право на свободное их выражение с учетом возраста и развития.
Исследовательница Е.Н. Новоселова выявила, что родители необъективны в оценках здоровья собственных детей: они недооценивают факторы рискового поведения и преувеличивают их физический потенциал. При этом отмечена зависимость включенности взрослых и юных членов семьи от экономических ресурсов, а также установлена негативная корреляция с увеличением количества детей в семье [Новоселова, 2022].
В семьях с часто болеющими детьми в большей мере присутствуют симбиотический, симбиотически-авторитарный, привязывающе-подавляющий стили детско-родительских отношений, т. к., опасаясь за жизнь и здоровье ребенка, родители вводят запреты и ограничения, подавляя его игровую, познавательную, двигательную и социальную активность, в определенной степени способствуя эксклюзии ребенка в обществе. Не происходит соблюдение провозглашенного правила: чем взрослее сын или дочь, тем большее значение должно придаваться его/ее мнению. Вместе с тем именно только родитель/законный представитель ребенка принимает решение о том, какой вес придать мнению ребенка, при этом решение может обуславливаться социокультурными, религиозными, экономическими и прочими факторами. Например, именно взрослое сообщество в России склонно инфантилизировать молодежь, «удлинять детство». По мнению жителей городов-миллионников, детство завершается к 21 году [Майорова-Щеглова, 2020]. В этом случае автономия ребенка в решении вопросов собственного здоровья также «отодвигается».
Третья проблема, как нам кажется, основана на устоявшихся стандартах развития и управления педиатрической сферой. По российскому законодательству в медицинских организациях (детской поликлинике) не допускаются опрос, осмотр, оказание медицинской помощи, лечебные процедуры несовершеннолетним без присутствия родителей/законных представителей, так как это вступает в прямое противоречие с положениями нормативно-правовых актов РФ. При этом происходит подмена — ребенок перестает рассматриваться в отношениях как первичный субъект отношений, место замещается родителем. Стандарты обслуживания пациентов не содержат рекомендаций по постепенному включению несовершеннолетних пациентов во взаимодействие с системой здравоохранения в зависимости от этапов взросления. Помимо ограничений, вытекающих из нормативно-правовой базы, еще одним препятствием в признании субъектности ребенка выступает низкая осведомленность взрослых (родителей и медицинских работников) о правах детей, что затрудняет участие детей и реализацию их автономии как права свободных и дееспособных пациентов давать/не давать свое согласие на лечение и медицинское вмешательство.
Для детей с тяжелым хроническим заболеванием в большей степени имеет значение мнение медицинского персонала, нежели родителей, в этой связи врачам и медицинским сестрам, наиболее часто контактирующим с маленькими пациентами, следует принимать во внимание тот факт, что любое их суждение о состоянии может восприниматься ребенком как единственно правильное и послужить триггером для полного отказа от собственного восприятия и самостоятельности.
Опыт и перспективы практик участия детей при их лечении и реабилитации
Для преодоления негативных тенденций в состоянии здоровья юного поколения России с учетом реалий XXI столетия требуются изменения в большей степени социальных общепринятых практик, предпринимаемых в сфере охраны здоровья детского населения.
Реализация участвующего подхода детей в сфере медицины сталкивается с общими и специфическими трудностями. К общим можно отнести недооценку способности детей как полноценных субъектов; ориентацию детей на мнение взрослых и, как следствие, искажение результатов замеров оценок детей. Специфические трудности пока не стали объектом научного интереса отечественных исследователей, что предположительно связано с боязнью акцентуации ребенка на проблемах своего здоровья; опасением нанесения морального вреда несформировавшейся личности; возможной стигматизации по результатам исследований. Вместе с тем практика показывает беспочвенность многих из них: методики сбора оценок детей в разных сферах уже разработаны наукой и положительно зарекомендовали себя в работе с разновозрастными детьми [Телицына; Филипова]. Однако, согласно анализу зарубежных ученых, менее 1% исследований, посвященных изучению здоровья детей и подростков, используют участвующий подход, т. е. так или иначе включают детей в научно-исследовательские группы [Sellars, 2021].
Для разработки системы может быть использована модель Гарри Шиера «Пути к участию», которая предлагает пять уровней вовлечения: 1) проявление заинтересованности взрослых к идеям детей и подростков; 2) оказание различных видов помощи и поддержки в продвижении инновационных взглядов, идей и мнений детской и подростковой аудитории; 3) систематический учет мнений детей; 4) включение детей и молодежи в проекты разработки рекомендаций; 5) наделение молодых пациентов полномочиями и ответственностью за принятие решений наряду со взрослыми [Shier, 2001; Warraitch, 2023].
Система включения несовершеннолетних детей в систему принятия решений относительно своего здоровья должна объединить предлагаемые нами возможные практики на нескольких уровнях: институциональном, семейном, неформализованном. Помимо внесения изменений в законодательство и развития системы педиатрического здравоохранения должны развиваться типовые модели участия разных учреждений (поликлиник, больниц отдельно оперативного вмешательства и долговременного лечения, системы реабилитации для детей-инвалидов). К сожалению, так и не заработал в России постоянный мониторинг оценки благосостояния детства, а существующие наработки не содержат показатели участия детей-пациентов. Регулярные мониторинги детского мнения пациентов детских больниц, клиник, центров должны использоваться как инструмент самообследований учреждений. Отдельного внимания требует аспект внедрения детских предложений в деятельность, ведь, как показывает опыт зарубежных стран, именно этот аспект выпадает из общей цепочки практик. Например, в настоящее время целый ряд стран (Австралия, Великобритания, Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция) проводят нерегулярные мониторинги мнения пациентов детских больниц [Nordlind, 2022]. Однако они не становятся автоматически инструментом повышения качества медицинского обслуживания в педиатрических отделениях, так как не выработан механизм внедрения разумных идей детей в практику медицинской организации [Larsson].
Медико-социальные обследования семьи на педиатрическом участке должны предполагать обязательный дополнительный акцент на мнении и объяснении детей по вопросам условий жизни, развития и взросления ребенка, внутрисемейных отношений в сфере здоровья ребенка.
Помимо медицинских учреждений возможно привлечение иных институтов, связанных с детством, прежде всего образования, и здесь можно использовать как подсказку стратегию образовательных планов для учителей школ Эстонии с последующей их интеграцией в школьные обучающие программы [Аксенова, 2021].
Практики участия детей на уровне семьи предполагают трансформацию ролей у родителей: правозащитников, партнеров или консультантов по мере взросления детей. Родителей необходимо просвещать в отношении уровня, объема и глубины сформированности знаний и жизненных ценностей, отношения к собственному здоровью, возможностей самостоятельного самосохранительного поведения в зависимости от возрастного развития ребенка/подростка.
Среди родителей также необходима разъяснительная и стимулирующая деятельность для убеждения их, что активное привлечение детей к участию в организации и осуществлении научно-исследовательской деятельности, экспертизы в сфере общественного здоровья способствует, с одной стороны, повышению эффективности и качества оказания медицинских услуг с учетом потребностей и предпочтений данной категории населения, с другой — приводит к расширению у несовершеннолетних кругозора в сфере охраны здоровья и здоровьесберегающих технологий; формированию новых навыков и компетенций; изменению ценностных ориентаций на более позитивные; улучшению академических результатов; осознанному выбору профессии.
Групповое мнение детей может использоваться для внесения изменений в деятельность и менеджмент системы здравоохранения, для разработки рекомендаций при проектировании и благоустройстве медицинских учреждений для детей, для улучшения обучения медицинского персонала и учителей-воспитателей [Бессчетнова; Tsang].
Еще одну перспективу имеют создание общественного совета педиатрического или семейного клинического учреждения с участием маленьких пациентов; обеспечение проведения независимой оценки; мониторинговые опросы детского или хотя бы семейного (совместного с родителями) общественного мнения о качестве предоставления услуг в учреждениях здравоохранения для детей, проводимые самой организацией как этап самообследования или независимой организацией-оператором в сети Минздрава. В Европе действует Европейская сеть консультативных групп молодых людей (eYPAGnet — The European Young Person’s Advisory Groups Network), которая является членом сети iCAN. Первая в мире YPAG была открыта в детской больнице Alder Hey (Ливерпуль, Великобритания) в 2006 году. Важным шагом на пути привлечения подрастающего поколения к решению вопросов в сфере здравоохранения является создание в июне 2015 года Международной детской консультативной сети (iCAN — The International Children’s Advisory Network), которая представляет собой объединение детей и молодежи по всему миру для включения в процессы принятия решения посредством сотрудничества с исследователями, медицинской и фармацевтической отраслями производства, органами власти, НКО по защите прав и интересов пациентов [Patientlag [The Patient, 2014].
Неформализованные возможности мы видим в нескольких направлениях. Возможно формирование рейтингов учреждений и выработка предложений по повышению качества их работы (отдельно оборудования, питания, возможностей для игр, развития, образования, общения с другими детьми при отсутствии противопоказаний и др.), к такого рода деятельности по оценке могут присоединиться НКО и недавно созданное Российское движение детей и молодежи «Первые». Особенно важно, на наш взгляд, чтобы подобная оценка не провоцировала негативизм, критичность, неудовлетворенность детей. Эффективным инструментом может стать технология признания — учреждение детских дипломов, моральных наград лучшим врачам, медсестрам, учреждениям; участие подростков в информационно-просветительской деятельности среди своих ровесников, в том числе и через использование блогинга.
Заключение и выводы
Долгое время в медицинской науке вопросы лечения и реабилитации являлись сугубо профессиональной областью, поэтому мнение или пожелания других субъектов, в том числе и самого пациента, не принимались в расчет. В настоящее время данный подход к взрослым и маленьким пациентам постепенно меняется, расширяя возможности для получения полной информации о диагнозе, характере и методах лечения, медикаментах, возможности принятия решения на всех этапах, в том числе для несовершеннолетних пациентов.
В Конвенции ООН о правах ребенка закреплено право на участие молодых людей во всех решениях, влияющих на их жизнь, в том числе касающихся здоровья и благополучия, что позволяет воспринимать их как равноправных социальных субъектов, а не пассивных объектов — получателей медицинских услуг, разработанных и предоставленных взрослыми специалистами.
Длительно существовавшая патерналистская модель в отношении пациентов (как детей, так и взрослых) постепенно сменяется теориями детской агентности, автономии, согласно которым ребенок имеет законное право принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся его жизнедеятельности при условии возможности выражения собственного мнения [Ерпылева]. Автономия/зависимость ребенка-пациента — не константа, она подвержена изменениям, в том числе в результате смены вектора социальной политики и общественного мнения. С точки зрения теории поколений здоровье ребенка зависит от решения взрослых, которые несут ответственность за его благополучие. С позиции критической теории власти врачи и медицинский персонал наряду с родителями обладают большим опытом и авторитетом, и решение вопроса о степени участия самого юного пациента в процессе принятия решений в значительной мере детерминировано возрастом несовершеннолетнего, его физическим и умственным развитием, характером детско-родительских отношений, социокультурными факторами.
С учетом материалов зарубежных и российских исследований мы рассматриваем как перспективные изложенные в статье возможные направления исследовательской, просветительской, управленческо-технологической деятельности в интересах развития детства, расширяя тем самым пространство детского участия.
Учитывая то, что современные дети стали практически независимы от взрослых в получении интересующих их сведений и знаний по любым вопросам, в том числе связанным с их физическим и психическим здоровьем, нужно не отрицать или противодействовать этим тенденциям, а активно использовать новые возможности для включения детей и в самостоятельный мониторинг самочувствия через специальные программы и гаджеты, особенно страдающих хроническими заболеваниями, и в оперативную оценку деятельности медицинских учреждений.
Стимулирование самих детей к реализации подходящих для них по возрастному развитию технологий сохранения здоровья и реабилитации, к получению информации о важных элементах роли пациента; положительная поддержка самостоятельных действий, медицинская социализация юного поколения при согласованном взаимодействии семьи, образования, информационного пространства и профессиональной медицины, последовательное, поэтапное (а не взрывное, не навязываемое) развитие указанных выше направлений по привлечению детей к участию в этой важной сфере в совокупности с доступностью медицинских услуг, профилактических мер для несовершеннолетних пациентов будет способствовать развитию социального потенциала детства.