Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ

1388

Аннотация

В статье приводятся данные статистического исследования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по образовательным программам высшего образования. Анализируется информация, содержащаяся в статистической форме № ВПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Представлены основные показатели обучения лиц с ограниченными возможностями здоро- вья и инвалидностью, такие как: динамика численности студентов с инвалидностью в вузах, распределение студентов с ОВЗ и инвалидностью по уровням высшего образования и видам заболеваний, по выбранным специальностям, а также приведены данные по регионам. Делается вывод о том, что хотя существующие доступные статистические данные не позволяют провести полное комплексное изучение ситуации в сфере высшего профессионального образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, спектр предоставляемой информации, тем не менее, достаточно широк.

Общая информация

Ключевые слова: студенты, дети с ограниченными возможностями развития, инвалидность

Рубрика издания: Мониторинги

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220117

Для цитаты: Аржаных Е.В. Высшее профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: статистический анализ // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 150–160. DOI: 10.17759/pse.2017220117

Полный текст

 

Согласно пункту 5 статьи 24 ратифицированной в России в 2012 г. Конвенции о правах инвалидов, «... государства-участники обеспечивают условия для того, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими» [3].

Каким же образом реализуется данное положение конвенции? Официальные статистические данные, связанные с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) позволяют, хотя и в схематичном виде, но представить особенности этого процесса. Сбор первичной информации от образовательных организаций, которая отражает включенность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в систему профессионального образования, осуществляется по типовым формам государственной статистической отчетности.

Необходимо обратить внимание на то, что число показателей, характеризующих обучение этой категории студентов, постепенно расширяется. Так, с 2016 г. в форме № ВПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [4], представлена информация о распределении лиц с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся за счет федерального бюджета, по курсам, направлениям подготовки и специальностям. Кроме того, предусмотрено разделение данных о студентах с инвалидностью в зависимости от принадлежности к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья: отдельно выделены те, кто нуждается в создании специальных условий для получения образования. Стоит отметить, что с 2016 г. информация о распределении студентов с инвалидностью по видам заболеваний образовательными организациями не предоставляется.

Основные показатели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В настоящее время доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в общей численности студентов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, невелика и составляет менее 1% обучающихся (0,46%). Несмотря на то, что за последние 10 лет наблюдались значительные колебания численности студентов с инвалидностью (рис. 1) [2; 6], доля их в общей численности студентов практически не менялась. Если в 2000 г. численность студентов с инвалидностью в учреждениях высшего и среднего профессионального образования была сопоставима, то в последующие годы произошел существенный разрыв между этими показателями - высшее образование стало для них более предпочтительным. С одной стороны, это явилось отражением тенденции повышения популярности высшего образования среди российской молодежи, с другой стороны, в начале 2000-х гг. был принят ряд управленческих решений[1], способствующих привлечению лиц с инвалидностью в учреждения высшего профессионального образования.

 
Рис. 1. Динамика численности студентов с инвалидностью в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования в 2000–2016 гг. (человек)
 

Большинство студентов с ОВЗ и инвалидностью проходят подготовку по программам бакалавриата (рис. 2). В 2016 г. их численность достигла 15850 человек. Доля студентов бакалавриата с ОВЗ и инвалидностью практически совпадает с соответствующим показателем для всех обучающихся по этим программам (74%). Распределение же студентов специалитета и магистратуры несколько отличается - доля тех, кто проходит обучение по программам магистратуры, в общей численности студентов составляет 10%, по программам специалитета - 16%.

В 2016 г. в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры), проходили обучение 21157 лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [7], что составляло 0,57% от общей численности студентов. Соответствующие показатели для негосударственных образовательных организаций таковы: 531 обучающийся, 0,11%. Для сравнения, в 2010 г. доля лиц с инвалидностью, обучающихся в государственных учреждениях высшего профессионального образования, не превышала 0,37%, в негосударственных - 0,12%. Основные показатели деятельности организаций высшего профессионального образования - численность, прием и выпуск для этих категорий студентов - представлены в табл. 1.


 
Рис .2. Распределение студентов с ОВЗ и инвалидностью по уровням высшего образования в 2016 г. (%)
 

 
Таблица 1
 
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования в 2016 г. (человек)

Образовательные

организации

Программы

бакалавриата

Программы

специалитета

Программы

магистратуры

Прием

Численность студентов

Выпуск

Прием

Численность студентов

Выпуск

Прием

Численность студентов

Выпуск

Государственные и муниципальные образовательные организации

4464

15353

2375

1360

4897

759

366

907

250

Негосударственные образовательные организации

152

497

62

4

17

15

14

17

2

 

До 2015 г. в формах статистического наблюдения собиралась информация о студентах, относимых к категории инвалидов по видам заболеваний. Эта информация предоставлялась по основным показателям деятельности вузов: прием, численность и выпуск студентов [8]. На рис. 3 показано распределение численности студентов с инвалидностью по уровням высшего образования и видам заболеваний в 2015 г. Как видим, доля студентов с заболеваниями, требующими создания специальных условий для получения образования (нарушения зрения, слуха, опорно­двигательного аппарата), среди студентов бакалавриата, имеющих инвалидность, составляет 31% (4718 человек), среди студентов спе­циалитета - 27% (1146 человек), студентов магистратуры - 48% (280 человек).

 Специальности и направления подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В настоящее время из формы федерального статистического наблюдения № ВПО-1 можно получить информацию о специальностях и направлениях подготовки, по которым обучаются лица с ОВЗ и инвалидностью. Соответствующие данные предоставляются лишь о студентах, обучающихся за счет федерального бюджета. Но значительная часть лиц с инвалидностью имеет право на прием на обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты (не менее 10% общего объема контрольных цифр приема). Поэтому доля студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся за счет федерального бюджета, в общей численности студентов этой категории составляет 86%.

Студенты бакалавриата с ОВЗ и инвалидностью, обучающиеся за счет федерального бюджета, в 2016 г. проходили обучение по 172 направлениям подготовки, причем по 28 из них численность студентов составила менее 5 человек. Наиболее же востребованными являются: экономика, юриспруденция и педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (рис. 4). Достаточно популярны среди этой категории студентов направления подготовки, позволяющие в дальнейшем работать дистанционно. Это направления, связанные с информационными технологиями: информатика и вычислительная техника, прикладная информатика, информационные системы и технологии, прикладная математика и информатика.

 
 
 

Структура наиболее востребованных направлений подготовки у студентов с ОВЗ и инвалидностью во многом повторяет соответствующее распределение для всех студентов, обучающихся по программам бакалавриата. В 2016 г. в список десяти наиболее популярных направлений подготовки этого уровня 3 вошли:

1) Экономика;

2) Юриспруденция;

3) Менеджмент;

4) Педагогическое образование;

5) Строительство;

6) Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки);

7) Государственное и муниципальное управление;

8) Электроэнергетика и электротехника;

9) Психолого-педагогическое образование; 

10) Информатика и вычислительная техника

 
Доля студентов с ОВЗ и инвалидностью в общей численности студентов бакалавриата, обучающихся за счет федерального бюджета, достигает 1%. По некоторым направлениям подготовки этот показатель превышает 3%: физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) - 7,15%; издательское дело - 5,85%; психология - 3,55%; востоковедение и африканистика - 3,18%.

Подавляющее большинство студентов с ОВЗ и инвалидностью, получающих образование за счет федерального бюджета по программам специалитета, связывают свое будущее с медицинскими науками (рис. 5). В первую очередь это относится к программе «Лечебное дело», по которой в 2016 г. проходили обучение почти 2 тыс. студентов этой категории. Наибольшая доля студентов с ОВЗ и инвалидностью в общей численности студентов специалитета зафиксирована на специальности «Перевод и пере- водоведение» - 5,48%.

По программам магистратуры за счет федерального бюджета в 2016 г. обучались всего 759 студентов с ОВЗ и инвалидностью. Они обучались по 113 программам, на большинстве из которых численность студентов этой категории не превышала 10 человек. Программы с наибольшей численностью магистров - «Педагогическое образование» и «Юриспруденция» (44 и 43 человека).

Распределение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по регионам

Подавляющее большинство (82%) лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проходят обучение по программам высшего образования по очной форме обучения. Доля лиц с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся по очной форме обучения, в общей численности студентов государственных учреждений высшего профессионального образования - 0,79%, в негосударственных - 0,23%.

Анализируя распределение лиц с ОВЗ и инвалидностью в региональном разрезе, целесообразно обратить внимание именно на очную форму обучения. Так как численность студентов этой категории в негосударственных вузах невелика, остановимся на анализе показателей для государственных вузов.

Данные официальной статистики позволяют сделать вывод о том, что студенты с ОВЗ и инвалидностью распределены по регионам Российской Федерации крайне неравномерно. Безусловным лидером по численности студентов этой категории на всех программах высшего образования является Москва (табл. 2). Следующий регион по значению данных показателей - Санкт-Петербург. Замыкает тройку лидеров по численности студентов с ОВЗ и инвалидностью Дагестан. Необходимо обратить внимание на то, что достаточно высокие значения соответствующих показателей в данном регионе могут быть связаны с тем, что инвалидность там зачастую устанавливается не по медицинским показаниям, а покупается [5; 1].

В табл. 2 представлено распределение студентов с ОВЗ и инвалидностью по программам высшего образования в тех регионах (22), в которых общая численность студентов этой категории превышает 200 человек.

Данные статистического наблюдения показывают, что в настоящее время в Российской Федерации достаточно много регионов (21), в которых общая численность студентов с ОВЗ и инвалидностью не превышает 50 человек (табл. 3).

Таблица 2

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по очной форме в государственных и муниципальных организациях высшего профессионального образования в 2016 г. (человек) [4]

Регионы

Численность

студентов

Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата

Численность студентов, обучающихся по программам специалитета

Численность студентов, обучающихся по программам магистратуры

1

2

3

4

5

Москва

4684

3153

1297

234

Санкт-Петербург

992

654

287

51

Республика Дагестан

869

556

287

26

Ростовская область

643

384

212

47

Чеченская Республика

554

455

99

0

Ставропольский край

523

297

219

7

Республика Татарстан

504

416

64

24

Краснодарский край

420

281

114

25

Республика Башкортостан

351

277

55

19

Свердловская область

332

244

75

13

 
 

1

2

3

4

5

Воронежская область

331

215

101

15

Новосибирская область

296

226

54

16

Омская область

281

246

25

10

Московская область

280

232

19

29

Саратовская область

280

137

134

9

Самарская область

265

175

77

13

Иркутская область

262

207

32

23

Нижегородская область

250

154

93

3

Челябинская область

248

174

65

9

Красноярский край

242

167

65

10

Республика Крым

232

157

59

16

Волгоградская область

229

143

77

9

 

 Таблица 3

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по очной форме в государственных и муниципальных организациях высшего  профессионального образования в 2016 г. (человек)

 

 

Численность

Численность

Численность

Регионы

Численность

студентов

студентов, обучающихся по программам бакалавриата

студентов, обучающихся по программам специалитета

студентов, обучающихся по программам магистратуры

1

2

3

4

5

Республика Марий Эл

50

38

2

10

Вологодская область

49

44

1

4

Смоленская область

48

31

14

3

Севастополь

42

28

8

6

Костромская область

41

38

1

2

Республика Карелия

40

31

6

3

Курганская область

39

31

3

5

Республика Коми

36

32

2

2

Новгородская область

31

18

12

1

Республика Хакасия

26

19

3

4

Мурманская область

23

22

0

1

Псковская область

22

22

0

0

Сахалинская область

21

21

0

0

1

2

3

4

5

Магаданская область

18

18

0

0

Республика Алтай

15

14

0

1

Еврейская автономная область

13

10

0

3

Республика Тыва

11

9

2

0

Камчатский край

9

9

0

0

Ленинградская область

8

7

1

0

Чукотский автономный округ

1

1

0

0

Ямало-Ненецкий автономный округ

0

0

0

0

 

 

 

 

 

Подводя итоги статистического анализа, подчеркнем, что, хотя существующие доступные данные не позволяют провести полное комплексное изучение ситуации в сфере высшего профессионального образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, спектр предоставляемой информации, тем не менее, достаточно широк. В настоящее время в статистических формах практически отсутствуют показатели результатов обучения лиц с инвалидностью – используемые показатели в основном характеризуют процесс, а не итог (показатели трудоустройства). Для получения информации об этом аспекте жизненных и учебных траекторий лиц с ОВЗ и инвалидностью приходится обращаться к другим источникам информации. Например, к результатам Мониторинга наличия условий для получения высшего образования инвалидами, проводимом Министерством образования и науки [10].


[1] Например, в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации № 4206 от 12.11.2003 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов» были определены 5 федеральных головных учебно-методических центров по подготовке инвалидов.

[2] На рисунке не показано, что 0,1% студентов с инвалидностью, обучающихся по программам бакалавриата, имеют расстройства аутистического спектра. Среди студентов специалитета и магистратуры соответствующие показатели составляют 0,2%.

[3] Направления подготовки перечислены по убыванию численности студентов.

[4] Сводные таблицы по форме № ВПО-1 (по регионам): http://минобрнауки.рф/media/events/files/41d624bc6013763 e6eac.rar

 

Литература

  1. Ельник В. Инвалидность как бизнес [Электронный ресурс] // Российская газета – Федеральный выпуск № 6194 (218). URL: https://rg.ru/2013/09/30/tema.html (дата обращения: 01.03.2017).
  2. Индикаторы образования: 2013: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 280 с.
  3. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 20.10.2016).
  4. Об утверждении статистического инструментария для   организации    Министерством    образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных       организаций.         Приказ Федеральной  службы  государственной  статистики № 471 от  01.09.2016 [Электронный ресурс].  URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b16_27/IssWWW.exe/Stg/d01/pf471_010916necentr_2.do (дата обращения: 20.02.2017).
  5. Разбежкина Ю. Дагестан – республика инвалидов? Почему стать инвалидом выгоднее, чем работать [Электронный ресурс]. URL: http://dislife.ru/articles/ view/27684 (дата обращения: 02.03.2017).
  6. Сведения об инвалидах – студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/#l (дата обращения: 01.03.2017).
  7. Сводные  таблицы  по  форме  №  ВПО-1 (2016) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2016/во- 2016 (дата обращения: 02.03.2017).
  8. Сводные  таблицы  по  форме  №  ВПО-1 (2015) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2015/во- 2015 (дата обращения: 02.02.2017).
  9. Сводные таблицы по форме № ВПО-1 (по регионам) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика/информация-2016/во- 2016 (дата обращения: 02.02.2017).
  10. Справка о наличии в образовательных организациях высшего образования условий для получения высшего образования инвалидами [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/министерство/статистика (дата обращения: 01.02.2017).

Информация об авторах

Аржаных Елена Владимировна, начальник Отдела планирования и сопровождения научных проектов и мероприятий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: arzhanyhev@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2336
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 33

Скачиваний

Всего: 1388
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0