Риски образовательной инклюзии: опыт регионального исследования Тюменского государственного университета

1560

Аннотация

Представлены результаты исследования, проведенного с помощью анкетирования 2181 преподавателя из 9 вузов Тюменской области и Ханты- Мансийского автономного округа. Генеральная совокупность составила 3876 человек. Проведенная работа была направлена на оценку рисков и рискогенных факторов инклюзивного образования. Здесь инклюзивное образование рассматривается: 1) как социальное благо, 2) ресурс для развития, 3) инновация с рискогенным потенциалом. Авторами в рамках общей теории рискологии выработаны понятия рисков и рискогенных факторов в инклюзивном образовании. Представлены и классифицированы риски инклюзивного высшего образования. Обращается внимание на то, что ответы респондентов сгруппированы в три мегагруппы: риски для общества, институциональные риски, риски для акторов образования. Мегагруппы включают: риски снижения качества образования; риски социального иждивенчества; групповые и организационные риски; угрозу имитации инклюзии; риски волевой инклюзии; личностные и профессиональные риски студентов, преподавателей, родителей и администраторов. В качестве приоритетных рискогенных факторов выделены дефицит компетенций педагогов, финансовые ограничения, отсутствие в обществе толерантного отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья. Проведенный анализ приводит авторов к выводу о необходимости осознанного воздействия на рискогенные факторы с целью преодоления негативных последствий.

Общая информация

Ключевые слова: риски и рискогенные факторы инклюзии, инклюзивное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья, высшее образование

Рубрика издания: Лучшие региональные практики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220112

Для цитаты: Волосникова Л.М., Ефимова Г.З., Огороднова О.В. Риски образовательной инклюзии: опыт регионального исследования Тюменского государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 98–105. DOI: 10.17759/pse.2017220112

Фрагмент статьи

Развитие инклюзии и гетерогенности является одним из основных трендов развития образовательных систем всех уровней [2; 4; 5; 7; 11]. В соответствии с проведенным в 2011 г. наукометрическим анализом индекса цитирования по общественным наукам «Social Sciences Citation Index», инклюзия в образовании стала объектом пристального внимания социальных наук во всем мире [14].

Литература

  1. Абрахамсон П. Социальная эксклюзия и бедность//  Общественные  науки  и  современность.  2001. №  2. С. 158–166.
  2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическое образование и наука. 2014. № 1. С. 5–16.
  3. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 4–18.
  4. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.
  5. Волосникова Л.М. Инклюзия в вузе: опыт регионального исследования // Вестник Тюменского государственного университета. Социально- экономические и правовые  исследования.  2016. Т. 2. № 2. С. 30–43.
  6. ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы   и   руководство   [Электронный   ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно- технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089640 (дата обращения: 15.02.2017).
  7. Грауманн О., Певзнер М.Н., Петряков П.А., Ширин А.Г. Педагог в мире  многообразия: ведущие идеи и ожидаемые результаты нового международного проекта // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: сб. трудов по материалам конференции / Сост. Е.В. Иванов. В. Новгород: НовГУ, 2015. С.24–34.
  8. Мадера А.Г. Риски и шансы. Неопределенность, прогнозирование и оценка. М.: URSS, 2014. 448 с.
  9. Малофеев Н.Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя // Научные исследования в образовании. 2011. № 11. Вып. 6. С. 44–54.
  10. Назарова Н.М. Системные риски инклюзивного и специального образования в современных условиях// Специальное образование. 2012. № 3. С. 6–12.
  11. Огороднова О.В., Патрушева И.В. Региональные аспекты     межведомственного      взаимодействия в инклюзивном образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5. Ч. 3. С. 119–124.
  12. Friedmann J. Rethinking poverty: Empowerment and Citizen Right // International Social Science Journal. 1996. № 148 .С.161–172.
  13. Jónsson O. Democratic and Inclusive Education in Iceland: Transgression and the Medical Gaze // Nordic Journal of Social Research. 2016. Vol. 7.
  14. García-Fernández J.M., Inglés C.J., Maria Vicent Juan M.V., Gonzálvez-Macià C., Mañas-Viejo C. Attitudes towards Disability in Education through the SSCI (2000–2011): A Topical and Bibliometric Analysis // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2013. Vol. 11(1). № 29. P. 139–166.
  15. UNESCO, Inclusive Education: the Way of the Future,  International  Conference   on   Education, 48th session, Geneva, November 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ibe.unesco.org/sites/default/ files/IE (дата обращения: 15.02.2017).

Информация об авторах

Волосникова Людмила Михайловна, кандидат исторических наук, директор Института психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТюмГУ), Тюмень, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4774-3720, e-mail: l.m.volosnikova@utmn.ru

Ефимова Галина Зиновьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии Финансово-экономического института, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, e-mail: g.z.efimova@utmn.ru

Огороднова Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики детства Института психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия, e-mail: o.v.ogorodnova@utmn.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2509
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1560
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1