Эмоциональная близость матери и ребенка дошкольного возраста как фактор, влияющий на его отношения со сверстниками

2229

Аннотация

Приведены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление связи между особенностями отношений матери и ребенка-дошкольника и взаимодействием ребенка со сверстниками. Авторы предполагали, что характер и степень эмоциональной близости матери с ребенком отражается на качестве контакта ребенка со сверстниками. В исследовании приняли участие 166 человек — 83 ребенка (в возрасте 4—5 лет), воспитанники дошкольных образовательных учреждений г. Москвы, и их матери. Выявлено, что разные типы эмоциональных отношений между матерью и ребенком (дистантные, эмоционально близкие, нормальные) связаны с особенностями взаимодействия ребенка со сверстниками. Установлено, что наиболее проблемный характер взаимодействия со сверстниками — у детей, которые эмоционально дистанцированы в отношениях с матерью. Конфликты со сверстниками также значимо чаще присущи детям, у которых сохраняются очень близкие эмоциональные отношения с матерью. При этом матери данной группы оказались менее адекватными и более снисходительными в оценке конфликтности своих детей. Делаются выводы об особенностях взаимодействия со сверстниками детей-дошкольников, имеющих разные типы эмоциональных отношений с их матерями.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, отношения ребенка и матери, эмоциональная близость, дистанция, взаимодействие ребенка со сверстниками, конфликты, сотрудничество

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220611

Для цитаты: Булыгина М.В., Мячина Е.Л. Эмоциональная близость матери и ребенка дошкольного возраста как фактор, влияющий на его отношения со сверстниками // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 118–129. DOI: 10.17759/pse.2017220611

Полный текст

 

Введение

Для каждого периода жизни человека характерна особенная ситуация взаимодействия с окружающими его людьми . Если в младенческом и раннем возрастах круг общения ребенка чаще всего ограничен семьей, то по мере его взросления сфера контактов расширяется, и особое значение приобретает взаимодействие со сверстниками

В ситуациях общения с ровесниками ребенок получает опыт самостоятельности, независимости, взаимного доверия . Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои интересы, понимать эмоциональное состояние другого, рационально решать возникающие конфликты . Ребенок, имеющий разнообразный опыт взаимодействия со сверстниками, становится социально компетентным, начинает точнее оценивать себя и других, свои и чужие возможности [9; 12] .

Контакты дошкольников со сверстниками весьма разнообразны . Одни дети доброжелательны, инициативны в игре, легко знакомятся и общаются со сверстниками, готовы оказывать поддержку и помощь по мере необходимости, адекватно относятся к успеху других детей, находящихся с ними в одной группе Другие же постоянно конфликтуют, стремятся привлечь к себе внимание всевозможными способами, долго переживают ссоры, замыкаются в себе или открыто выражают агрессию . Проблемы во взаимодействии с другими детьми чаще всего возникают на фоне уже сложившихся особенностей детско-родительских отношений [1; 5; 9; 12] .

В работах отечественных и зарубежных специалистов неоднократно подчеркивалось, что взаимодействие матери с ребенком выступает первичной моделью отношений, которая так или иначе отражается на разных аспектах развития ребенка, в том числе, и на его последующих отношениях с Другими [1; 5; 6; 7] . Например, в ситуации эмоционального симбиоза в диаде «мать — ребенок», у ребенка не остается пространства для построения отношений с другими, которые к тому же, с точки зрения ребенка и его матери, могут быть небезопасными Исследователями выявлены взаимосвязь между качеством привязанности ребенка к матери, стилем детско-родительских отношений и особенностями адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада [2], а также связь между привязанностью ребенка к матери и характером его контактов со сверстниками [1] .

Исследования также показывают, что дети, с которыми жестоко обращаются или которых просто мало уважают воспитывающие их взрослые, чаще других оказываются отвергнутыми своими сверстниками [3; 8] . Поскольку такие дети обычно не в состоянии наладить нормальные взаимоотношения с окружающими их людьми, они менее любимы и популярны, а значит, и более изолированы, причем их социальная изоляция со временем увеличивается

Цели и методы эмпирического исследования

Несмотря на важность изучения разных аспектов взаимодействия детей с социумом, исследований, описывающих связи между особенностями взаимодействия ребенка-до- школьника с матерью и особенностями его взаимодействия со сверстниками, не так много . В нашей работе мы постарались проанализировать и описать особенности взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте сложившихся детско-материнских отношений

В работе проверялись следующие гипотезы

1 Нарушения взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками связаны с особенностями его взаимоотношений с матерью

2 . Чрезмерная эмоциональная близость и чрезмерная дистанцированность, отстраненность в диаде «мать — ребенок» негативно отражаются на качестве контакта ребенка со сверстниками

В исследовании приняли участи 83 пары «мать — ребенок». Все дети в возрасте 4—5 лет посещали дошкольные образовательные учреждения г. Москвы .

Подобранный комплект методик включал в себя: «Опросник взаимодействия родителя и ребенка» (ВРР) И . М . Марковской [10], «Семейный тест отношений» (СТО) Д. Антонии, Е . Бене [4], «Неоконченные ситуации» А . М . Щетининой, Л . В . Кирс [14] . Для непосредственной оценки взаимодействия ребенка со сверстниками проводилось наблюдение за свободной игрой детей . При наблюдении фиксировались и оценивались параметры, выделенные Е . О . Смирновой, В . М . Холмогоровой: инициативность, отзывчивость на предложение совместной игры, преобладающий эмоциональный фон [13] . Также использовалась анкета для родителей «Взаимодействие ребенка со сверстниками», специально разработанная нами для исследования Вопросы анкеты направлены на определение следующих параметров: наличие постоянных друзей у ребенка; конфликтность с другими детьми; желание привлечь внимание других детей; оказание помощи другим детям; инициативность ребенка в оказании поддержки другим; отзывчивость на предложение совместной игры; переживание последствий ссоры; щедрость в отношениях со сверстниками; легкость установления контакта с другими детьми (см . Приложение) .

Обработка полученных данных проводилась с использованием методов математической статистики Для определения значимых различий между выборками использовались U-критерий Манна—Уитни, критерий х2 Пир­сона, кроме того был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмена

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе работы мы разбили выборку на три группы . Основанием разделения были результаты, полученные по шкале «Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю» (методика ВРР И . М . Марковской) . В первую группу «условно симбиотический тип» (С . т) попали 20 диад «мать — ребенок» с высоким уровнем эмоциональной близости (показатели по шкале составили выше 80 процентилей) . Во вторую группу «условно дистантный тип» (Д . т) вошли 30 диад. Это тип взаимодействия, при котором наблюдается сильная эмоциональная дистанцированность ребенка и матери (показатели по шкале до 30 процентилей) Третью группу «нормальный тип взаимодействия» (Н . т) составили 33 пары (показатели по шкале — 40—70 процентилей) .

Далее мы провели попарное сравнение особенностей взаимодействия ребенка и матери в выделенных группах по критерию Манна—Уитни . В результате сравнения условно дистантного типа взаимодействия (Д.т) и нормального (Н т) получились следующие результаты (табл 1)

Таблица 1

Сравнение групп с нормальным и дистантным типом взаимодействия матери и ребенка по методике ВРР

Шкалы методики ВРР

Средний ранг

Достоверность различия по критерию Манна—Уитни

Дистантный тип взаимодействия

Нормальный тип взаимодействия

Мягкость/строгость

32,90

23,42

0,028*

Нетребовательность/ требовательность

31,85

24,06

0,072*

Автономность/контроль

29,58

22,88

0,335

Отвержение/принятие

18,70

32,03

0,001*

Отсутствие сотрудничества/ сотрудничество

18,9

31,86

0,003*

Тревожность за ребенка

22,88

29,50

0,116

Непоследовательность/последовательность

23,15

29,33

0,148*

Воспитательная конфронтация в семье

34,80

22,27

0,004*

Удовлетворенность отношениями с ребенком

21,45

30,36

0,040*

Примечание. * — различия значимы при р≤0,05.

Было выявлено, что матери из группы Д т относятся к детям строже, реже сотрудничают с детьми, более склонны к эмоциональному отвержению ребенка и в меньшей степени удовлетворены отношениями с ребенком, чем матери из группы Н т Кроме того в их семьях чаще отмечается воспитательная конфронтация (различия между группами значимы при р<0,05) .

При сравнении условно симбиотического типа взаимодействия и нормального типа взаимодействия значимых различий обнаружено не было Возможной причиной этого является дошкольный возраст детей, при котором продолжает сохраняться сильная эмоциональная близость между матерью и ребенком Матери стараются оградить, защитить своего ребенка, считая его весьма уязвимым и в определенной степени беспомощным Отсутствие различий, скорее всего, говорит о сближении этих двух типов и о тенденции матерей из группы «нормальный тип взаимодействия» к более близким эмоциональным отношениям и о нежелании принимать отделение своего ребенка

Сравнивая условно симбиотический тип взаимодействия и дистантный, мы выяснили, что матери из группы С т позиционируют более высокий уровень принятия ребенка, готовность к сотрудничеству с ним, удовлетворенность отношениями с ребенком, менее выраженный контроль за поведением ребенка, а также низкую воспитательную конфронтацию в семье, чем матери из группы Д . т . (табл . 2)

Таблица 2

Сравнение групп с условно симбиотическим и условно дистантным типом взаимодействия матери и ребенка по методике ВРР

Шкалы методики ВРР

Средний ранг

Достоверность различия по критерию Манна—Уитни

Дистантный тип взаимодействия

Симбиотический тип взаимодействия

Мягкость/строгость

30,33

22,28

0,050*

Нетребовательность/ требовательность

29,53

22,82

0,107

Автономность/контроль

30,48

22,18

0,046*

Овержение/принятие

16,43

31,55

0,000*

Отсутствие сотрудничества/ сотрудничество

17,00

31,17

0,001*

Тревожность за ребенка

25,35

25,60

0,949

Непоследовательность/последовательность

21,85

27,93

0,136

Воспитательная конфронтация в семье

34,05

19,80

0,001*

Удовлетворенность отношениями с ребенком

19,80

29,30

0,02*

Примечание. * — различия значимы при р ≤0,05.

Матери дистантного типа не принимают детей эмоционально, отстраняются от них, а взаимодействуют с ними и контролируют их, исходя из некой родительской установки По методике «Семейный тест отношений» было показано, что при условно дистантном типе взаимодействия ребенок испытывает значимо меньше отрицательных чувств от матери, чем при нормальном и симбиотическом типах взаимодействия (рис . 1; различия между группами значимы при р<0,05) .

На первый взгляд, отношение к матери у детей из группы Д т выглядит более гармоничным, но это также может говорить о меньшей эмоциональной включенности матерей в отношения с собственными детьми . Кроме того качественный анализ данных по этой методике позволил отметить еще одну особенность детей из группы Д т Они как будто пугались отрицательных посланий (примеры посланий такого типа: «Ты делаешь (Имяребенка) грустным . Кто делает (Имя ребенка) грустным?»; «Ты бранишь, ругаешь (Имя ребенка). Кто ругает (Имя ребенка)?» и т . д . ), и не присваивали их ни одному из членов семьи

Теперь рассмотрим особенности взаимодействия ребенка со сверстниками (рис 2)


По мнению матерей из группы Д т , полученного с помощью анкеты «Взаимодействие ребенка со сверстниками», их дети значимо реже оказывают помощь сверстникам и чаще вступают в конфликт с другими детьми . Матери из других групп (особенно из группы С . т . ) реже отмечали конфликтность своих детей, указывая, что их дети щедры по отношению к сверстникам и готовы оказывать им поддержку и помощь, в том числе по собственной инициативе

Возможно, это подтверждает гипотезу о том, что сложившаяся модель взаимодействия со значимым взрослым проецируется ребенком на отношения со сверстниками Если во взаимоотношениях со значимым взрослым ребенок не получает достаточного тепла, проявляющегося в безусловном позитивном принятии, если родитель не оказывает поддержки и помощи (что характерно при эмоциональном отвержении матерью ребенка, т . е . при дистантном взаимодействии), то ребенок, усваивая подобную модель отношений, не стремится быть щедрым, поддерживающим и эмпатичным по отношению к сверстнику Ребенок, не принятый значимым взрослым, не может принимать сверстников и вступает с ними в конфликт

В то же время надо отметить, что дети из группы С . т . в вопросах отношений со сверстниками в большей степени зависят от авторитетного мнения родителя, чем дети из группы Д . т . Матери, характеризующиеся эмоционально близкими отношениями с ребенком, отвечали, что ребенок охотно поможет сверстнику в полном объеме, если об этом его просят .

По методике «Неоконченные ситуации» при сравнении групп с разными типами взаимодействия между детьми было также выявлено, что дети из групп С . т и Н . т . значимо чаще готовы проявлять инициативу в оказании помощи сверстникам, нежели дети из группы Д т (различия между группами значимы при р < 0,01) . Результаты сравнения представлены на рис 3

Было выявлено, что дети из группы Д . т . , по сравнению с детьми из группы С . т . , чаще неадекватно реагируют на успех/неудачу сверстников, не поддерживают их успех, акцентируют внимание на себе («А я могу лучше...») и в какой-то мере радуются неудаче сверстника (различия значимы при р < 0,05) .

Данные результаты согласуются с идеями о том, что ребенок, не получающий безусловного позитивного внимания от взрослого в полной мере, не чувствует себя хорошим, важным, уверенным в себе . Ему необходимо постоянное подтверждение своей значимости от взрослого, и он стремиться обратить внимание на себя . Похвала одного ребенка в присутствии другого может вызвать у последнего тревогу, обусловленную в свою очередь страхом неудачи . Данные результаты согласуются с исследованием Н . Н . Авдеевой, Н . И . Дру­жининой, Н . Ю . Мусаэлян, Ю . В . Шауловой «Связь типа привязанности ребенка к матери и характера взаимодействия в диаде с особенностями контактов ребенка дошкольного возраста со сверстниками» В этой работе показано, что у отстраненных, эмоционально дистанцированных матерей дети в контактах со сверстниками проявляют низкий уровень чувствительности и отзывчивости, предпочитают играть в одиночестве, не склонны к сотрудничеству и взаимопомощи [3]

При наблюдении за свободной игрой детей со сверстниками значимых отличий по критериям «Инициативность в игре со сверстниками» и «Чувствительность к воздействиям сверстников на предложение совместной игры» получено не было . Однако у 23 % детей из группы С т наблюдался негативный фон настроения (рис 4)

Такие дети требовали к себе повышенного внимания взрослого, часто раздражались, кричали, иногда дрались, обзывали сверстников . У детей из других групп преобладал нейтрально-деловой или положительный фон настроения во время игры со сверстниками . Эти результаты несколько резонируют с другими данными нашего исследования и требуют отдельного обсуждения

 
Как видно из результатов, представленных выше, некоторые проблемы в контактах со сверстниками отмечались у детей, характеризующихся дистантным типом отношения с матерью, а при непосредственном наблюдении за игрой детей мы также отмечали проблемы, конфликты со сверстниками у части детей, характеризующихся условно симбиотическим типом взаимодействия с матерью . Различия в результатах можно объяснить предвзятостью матерей в отношении собственных детей . Матери из группы С . т . несколько преувеличивают дружелюбность своих детей по отношению к сверстникам и не замечают их неумение конструктивно строить взаимодействие со сверстниками, поскольку для них главное — взаимодействие и понимание в их диаде «мать — ребенок». Мы можем предположить, что чрезмерная эмоциональная зависимость между матерью и ребенком, чрезмерность материнской заботы и контактов не позволяют ребенку выстраивать успешные отношения со сверстниками

Матери из группы Д т , возможно, более объективны по отношению к ребенку и тому, как он относится к сверстникам, но не замечают, что в отношениях с другими детьми их ребенок повторяет систему взаимодействия в их диаде (без выраженных конфликтов, но и без эмоционального тепла и поддержки)

Подводя итог, еще раз отметим, что аспекты взаимодействия матери и ребенка имеют связь с параметрами взаимодействия ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте

Выводы

При условно дистантном типе взаимодействия матери с ребенком дошкольного возраста дети реже готовы оказывать помощь другим детям, не замечают ситуации, когда сверстнику требуется их помощь и поддержка, реже проявляют щедрость в отношениях со сверстниками, чаще, чем дети из других групп, неадекватно реагируют на успех/неудачу других детей .

Матери с дистантным типом взаимодействия являются более сдержанными в проявлении чувств, строгими и требовательными по отношению к детям Они в меньшей степени склонны к принятию ребенка, сотрудничеству с ним и не удовлетворены сложившимся характером отношений Кроме того, в семьях такие матери чаще вступают в воспитательную конфронтацию с другими членами семьи При нормальном и условно симбиотическом типах взаимодействия матери с ребенком дошкольного возраста матери в большей степени удовлетворены отношениями с детьми, они менее строги и требовательны в отношении детей, предпочитают сотрудничать с ребенком, принимают его (в отличие от «дистантных» матерей) . Матери из этих групп более свободно выражают как позитивные, так и негативные чувства по отношению к детям

Дети из группы с нормальным типом взаимодействия матери с ребенком чаще готовы оказывать помощь другим детям, активнее проявляют инициативу в игровом взаимодействии со сверстниками

При условно симбиотическом типе взаимодействия матери и ребенка дошкольники чаще вступают в конфликты со сверстниками, что расходится с мнением о них их матерей . Матери из данной группы считают своих детей щедрыми и отзывчивыми, готовыми и умеющими выражать сочувствие и поддержку другим детям

Таким образом, результаты, полученные в исследовании, подтвердили выдвинутые гипотезы Данные проведенной работы дополняют и углубляют представления о том, что для успешного развития ребенка, его социализации в детском коллективе важны гармоничные отношения с матерью, которые, наряду с прочим, определяются оптимальным уровнем эмоциональной близости

Д Винникотт среди качеств «хорошего материнства» указывал на важность эмоциональной доступности матери для ребенка и одновременно на наличие у нее собственной жизни, отдельной от ребенка Такая мать не растворяется в ребенке, его нуждах, не стремится гиперопеке, оставляет за ним в определенной степени право на самостоятельность и совершение ошибок, и одновременно с этим она доступна для ребенка, поддерживает его и успокаивает в случае необходимости [7] . Наличие эмоциональной дистанции (эмоциональная холодность) в отношениях матери и ребенка, так же как и чрезмерная близость (эмоциональный симбиоз), свидетельствуют о недостаточно «хорошем материнстве» и препятствуют развитию конструктивных способов взаимодействия ребенка сверстниками

Описанные связи особенностей отношений в диаде «мать — ребенок» дошкольного возраста и характера взаимодействия ребенка со сверстниками представляются важными для определения задач профилактической и терапевтической работы с детьми, имеющими проблемы поведения в детском коллективе

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Дружинина Н.И., Мусаэлян Н.Ю., Шаулова Ю.В. Связь типа привязанности ребенка к матери и характера взаимодействия в диаде с особенностями контактов ребенка дошкольного возраста со сверстниками // У истоков развития.Сб.науч.статей/ Под ред.Л.Ф.Обуховой, И.А.Котляр (Корепановой).М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013.С. 105—115.
  2. Авдеева Н.Н., Хохлачёва И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско- родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование.2010.№ 3.С.97—105.
  3. Аммон А.В., Филиппова Е.В. Связь социального статуса детей в группе с их психологическими, социально-когнитивными и поведенческими характеристиками // Консультативная психология и психотерапия.2015.Т.23.№ 4.С.162—175.doi:10.17759/cpp.2015230410.
  4. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и психотерапия.1999.№ 2.С.14— 41.
  5. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер.с англ.В.В. Старовойтова.М.: Академический Проект, 2004.232 с.
  6. Васильева Е.Н., Суворова О.В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестн.Нижегород.ун-та.Сер.Социальные науки.2004.№ 1.С.13—26.
  7. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности.Мать и дитя.Екатеринбург: Литур, 2004.400 с.
  8. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: 9-е изд.СПб.: Питер, 2005.944 с.
  9. Маврина И.В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса // Психологическая наука и образование.2005.№ 2.С.95—100.
  10. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб.: Речь, 2005.150 с.
  11. Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка // Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред.Е.А.Савиной, Е.О. Смирновой.М.: Когито-Центр, 2003.С.33— 51.
  12. Смирнова Е., Лаврентьева Т. Общение дошкольника со сверстниками [Электронный ресурс] // URL: http://www.psychologos.ru/articles/ view/obschenie_doshkolnika_so_sverstnikami (дата обращения: 12.10.2016).
  13. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция.М.: Владос, 2005.158 с.
  14. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка.Учебно-метод.пособие.Великий Новгород: НовГУ, 2000.88 с.

Информация об авторах

Булыгина Мария Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры детской и семейной психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4459-0914, e-mail: buluginamv@mgppu.ru

Мячина Евгения Львовна, педагог-психолог, служба психолого-педагогического сопровождения, ГБОУ Школа №1298, Москва, Россия, e-mail: evgeniya.artis@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4062
В прошлом месяце: 56
В текущем месяце: 28

Скачиваний

Всего: 2229
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6