Эмоциональная близость матери и ребенка дошкольного возраста как фактор, влияющий на его отношения со сверстниками

2137

Аннотация

Приведены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление связи между особенностями отношений матери и ребенка-дошкольника и взаимодействием ребенка со сверстниками. Авторы предполагали, что характер и степень эмоциональной близости матери с ребенком отражается на качестве контакта ребенка со сверстниками. В исследовании приняли участие 166 человек — 83 ребенка (в возрасте 4—5 лет), воспитанники дошкольных образовательных учреждений г. Москвы, и их матери. Выявлено, что разные типы эмоциональных отношений между матерью и ребенком (дистантные, эмоционально близкие, нормальные) связаны с особенностями взаимодействия ребенка со сверстниками. Установлено, что наиболее проблемный характер взаимодействия со сверстниками — у детей, которые эмоционально дистанцированы в отношениях с матерью. Конфликты со сверстниками также значимо чаще присущи детям, у которых сохраняются очень близкие эмоциональные отношения с матерью. При этом матери данной группы оказались менее адекватными и более снисходительными в оценке конфликтности своих детей. Делаются выводы об особенностях взаимодействия со сверстниками детей-дошкольников, имеющих разные типы эмоциональных отношений с их матерями.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, отношения ребенка и матери, эмоциональная близость, дистанция, взаимодействие ребенка со сверстниками, конфликты, сотрудничество

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220611

Для цитаты: Булыгина М.В., Мячина Е.Л. Эмоциональная близость матери и ребенка дошкольного возраста как фактор, влияющий на его отношения со сверстниками // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 118–129. DOI: 10.17759/pse.2017220611

Фрагмент статьи

Для каждого периода жизни человека характерна особенная ситуация взаимодействия с окружающими его людьми. Если в младенческом и раннем возрастах круг общения ребенка чаще всего ограничен семьей, то по мере его взросления сфера контактов расширяется, и особое значение приобретает взаимодействие со сверстниками.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Дружинина Н.И., Мусаэлян Н.Ю., Шаулова Ю.В. Связь типа привязанности ребенка к матери и характера взаимодействия в диаде с особенностями контактов ребенка дошкольного возраста со сверстниками // У истоков развития.Сб.науч.статей/ Под ред.Л.Ф.Обуховой, И.А.Котляр (Корепановой).М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013.С. 105—115.
  2. Авдеева Н.Н., Хохлачёва И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско- родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование.2010.№ 3.С.97—105.
  3. Аммон А.В., Филиппова Е.В. Связь социального статуса детей в группе с их психологическими, социально-когнитивными и поведенческими характеристиками // Консультативная психология и психотерапия.2015.Т.23.№ 4.С.162—175.doi:10.17759/cpp.2015230410.
  4. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и психотерапия.1999.№ 2.С.14— 41.
  5. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер.с англ.В.В. Старовойтова.М.: Академический Проект, 2004.232 с.
  6. Васильева Е.Н., Суворова О.В. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия // Вестн.Нижегород.ун-та.Сер.Социальные науки.2004.№ 1.С.13—26.
  7. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности.Мать и дитя.Екатеринбург: Литур, 2004.400 с.
  8. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: 9-е изд.СПб.: Питер, 2005.944 с.
  9. Маврина И.В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса // Психологическая наука и образование.2005.№ 2.С.95—100.
  10. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб.: Речь, 2005.150 с.
  11. Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка // Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред.Е.А.Савиной, Е.О. Смирновой.М.: Когито-Центр, 2003.С.33— 51.
  12. Смирнова Е., Лаврентьева Т. Общение дошкольника со сверстниками [Электронный ресурс] // URL: http://www.psychologos.ru/articles/ view/obschenie_doshkolnika_so_sverstnikami (дата обращения: 12.10.2016).
  13. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция.М.: Владос, 2005.158 с.
  14. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка.Учебно-метод.пособие.Великий Новгород: НовГУ, 2000.88 с.

Информация об авторах

Булыгина Мария Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры детской и семейной психотерапии, факультет консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4459-0914, e-mail: buluginamv@mgppu.ru

Мячина Евгения Львовна, педагог-психолог, служба психолого-педагогического сопровождения, ГБОУ Школа №1298, Москва, Россия, e-mail: evgeniya.artis@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3730
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 2137
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 9