Смирнова Е.О. доктор психологических наук, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
Матушкина Н.Ю. младший научный сотрудник, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: nataliamoyseeva@gmail.com
Смирнова С.Ю. магистр психологии, младший научный сотрудник, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: svetlanka.vas@gmail.com
На основании обзора результатов зарубежных и отечественных исследований показаны интенсивный рост потребления компьютерных программ в дошкольном детстве и снижение возраста приобщения к компьютеру до первых месяцев жизни. Обращается внимание на то, что, с одной стороны, значительное число социологических исследований однозначно показывают рост востребованности компьютерных технологий маленькими детьми и их родителями, а с другой — крайне мало психологических исследований данного феномена и они противоречивы. Приводятся как данные, доказывающие разрушительное влияние компьютерных игр на формирование психики маленьких детей, так и результаты, показывающие их положительный эффект. Высказывается соображение о том, что социологические количественные методы в данном случае не вполне отражают суть процесса и что более адекватным в данном случае является сравнительный анализ деятельности детей с виртуальным и реальным материалом. Центральная часть статьи посвящена такому анализу. Приводятся результаты исследования, свидетельствующие о том, что взаимодействие детей с электронными устройствами принципиально отличается от традиционных форм детской деятельности и не компенсирует их дефицит. В заключительной части статьи приводятся рекомендации по выбору компьютерных программ для детей старшего дошкольного возраста.
Новые технологии в виде компьютеров, планшетов, смартфонов и
других гаджетов активно вторгаются в жизнь наших детей, начиная с первых
месяцев жизни. Востребованность разнообразных компьютерных программ для
маленьких детей интенсивно возрастает.
Литература
Денисенкова Н.С. Эррозия норм развития современного
ребенка // Материалы международного симпозиума «Л.С. Выготский и современное
детство». М.: изд-во Высшей школы экономики, 2017. С. 37—40.
Коркина А.Ю. Критерии психологической оценки
компьютерных игр и развивающих компьютерных программ // Психологическая наука и
образование. 2008. № 3. С. 20—29.
Рябкова И.А. Построение игрового замысла в сюжетной
игре дошкольника // Вопросы психологии. 2016. № 4. С. 28—37.
Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Опыт построения
диагностики пространственного образа себя в раннем возрасте // Вопросы
психологии. 2014. № 3. C. 58—68.
Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю. Семинар «Виртуальная
реальностью современного детства» // Культурно-историческая психология. 2017.
Том 13. № 2. С. 71—76.
Смирнова Е.О., Радева Р.Е. Психологические
особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование
и информационная культура. Социологические аспекты. Тр. по социологии
образования. Т. V. Вып. VII / под ред. В.С. Собкина. М., 2000. С. 330—
369.
Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Компьютер в жизни
ребенка дошкольника // Дитя человеческое. 2014. № 2. С.
20—24.
Солдатова Г.У., Теславская О.И. Видеоигры,
академическая успеваемость и внимание: опыт и итоги зарубежных эмпирических
исследований детей и подростков // Современная зарубежная психология. 2017. Т.
6. № 4. С. 21—28. doi:10.17759/ jmfp.2017060402
Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные
технологии // Компьютеры и познание. М.: Наука, 1990. С. 95.
Barr N., Pennycook G., Stolz J.A., Fugelsang J.A.
The brain in your pocket // Computers in Human Behaviour, 2015. № 48. P.
473—480.
Blum-Ross A., Livingstone S. Families and screen
time: Current advice and emerging research. London: London School of Economics
and Political Science, 2017. 52 р.
Fröhlich-Gildhoff K. Digitale Medien
in der Kita — die Risiken werden unterschaetzt // Frühe Bildung, 2017. Vol. 6
(4). С. 225—228. doi:10.1026/2191-9186/ a000332.
Inactivity and screen time. Australian Department of
Health 2012 [Электронный ресурс] //URL: http://
www.health.gov.au/internet/publications/publishing.
nsf/Content/gug-indig-hb~inactivitiy (дата обращения: 21.05.2018).
Kiefer M., Schzuler S., Mayer C., Trumpp N., Hille K.
& Sachse S. Handwriting or Typewriting? The Influence of Pen- or
Keyboard-Based Writing Training on Reading and Writing Performance in Preschool
Children // Advances in Cognitive Psychology, 2015. № 11. Р. 136—146.
Livingstone S., Davidson J., Bryce J., Hargrave A.,
Grove-Hills J. Children’s online activities, risks and safety: The UK
evidence base // London, UK: Council for Child Internet Safety, 2012. 55
р.
MaaßE.E., Hahlweg K., Naumann S.,
Bertram H., Heinrichs N., Kuschel A. Sind moderne Bildschirmmedien ein
Risikofaktor für ADHS? // Eine Längsschnittuntersuchung an deutschen
Kindergartenkindern. Vierteljahresschrift für Heilpädagogik und ihre
Nachbargebiete, 2010. № 79. Р. 50—65.
Media and young minds. AAP Council on Communications and
Media // Pediatrics. 2016. 138(5). e20162591.
Mifsud C.L., Petrova R. Young children (0—8) and
digital technology: The national report for Malta [Электронный ресурс] //
University of Malta. EU Joint Research Centre, 2017. URL:
http://www.um.edu.mt/__ data/assets/pdf_file/0012/314400/YoungChildrenandD
igitalTechnology-TheNationalReportforMalta.pdf (дата обращения:
18.05.2018).
Miner R. Television is now the second screen for
kids with tablets [Survey report]. 2015. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.minerandcostudio.com/tv-is-now-the-second-screen (дата обращения:
15.05.2018)
National Association for the Education of Young Children
& Fred Rogers Center for Early Learning Children’s Media at Saint Vincent
College. Technology and interactive media as tools in early childhood programs
serving children from birth through age 8 [Электронный ресурс] // Washington,
DC, 2012. URL: http://www.naeyc.org/files/naeyc/file/positions/PS_
technology_WEB2.pdf (дата обращения: 11.05.2018).
Rideout V. The Common Sense census: Media use by
kids age zero to eight [Электронный ресурс] // San Francisco, CA: Common Sense
Media, 2017. URL:
https://www.commonsensemedia.org/research/the-common-sense-census-media-use-by-kids-age-zero-to-eight-2017
(дата обращения: 30.04.2018).
Smirnova E., Kremleva A. Psychological and
Pedagogical Approach to Disigning Developmental Computer Programs for Senior
Preschool Children // E-Journal for Activity Theoretical Research in Germany,
2014. V. 12. 1. Р. 81—94.
Spitzer M. Cyberkrank! Wie das digitalisierte Leben
unsere Gesundheit runiniert. Droemer, München, 2015. 432 s.
The Common Sense Census: Media use by kids age zero to
eight 2017 [Электронный ресурс] // Common Sense Media URL:
https://www.commonsensemedia.
org/research/the-common-sense-census-media-use-by-kids-age-zero-to-eight-2017
(дата обращения 28.04.2018).
US Department of Education & US Department of Health
and Human Services. Policy brief on early learning and use of technology.
Washington, DC, 2016. [Электронный ресурс] // URL: http://tech.ed.gov/
files/2016/10/Early-Learning-Tech-Policy-Brief.pdf (дата обращения
25.04.2018).
Using digital touch technologies to support children’s
learning // Australian Children’s Education and Care Quality Authority
[Электронный ресурс] URL: https://
wehearyou.acecqa.gov.au/2015/07/15/using-digital-touch-technologies-to-support-childrens-learning/
(дата обращения 20.04.2018).
Vaala S., Hornik R. Predicting US infants’ and
toddlers’ TV/video viewing rates: Mothers’ cognitions and structural life
circumstances // Journal of Children and Media, 2014. № 8. P. 163—182.
Wartella E., Rideout V., Lauricella A.R., Connell
S.L. Parenting in the Age of Digital Technology: A National Survey //
Evanston, IL: Northwestern University, 2013. 27 р.