Данилова М.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия e-mail: m.v.danilova@spbu.ru
Рыкман Л.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия e-mail: l.rjkman@spbu.ru
Представлены результаты исследования параметров психоэмоционального благополучия и особенностей саморазвития подростков 14—17 лет (81 респондент: 27 воспитанников детского дома, 24 подростка, проживающих в отрыве от семьи, 30 человек, проживающих в родительской семье).Обосновывается предположение о том, что психологическое благополучие подростков тесно связано с направленностью на саморазвитие.Показано, что осознание важности саморазвития в значимых сферах, таких как целеполагание и реализация способностей при низком уровне интереса к ним, вызывает внутренний конфликт и ведет к снижению психоэмоционального благополучия у подростков-сирот.Обращается внимание на то, что у подростков, живущих в отрыве от семьи, с показателями психоэмоционального благополучия тесно связаны конфликты в сферах образования, социальной, эстетики, развития воли.Выделяется особенность подростков, живущих в родительской семье: на их психоэмоциональном благополучии отражаются противоречия между возрастающими требованиями и актуальной ситуацией развития.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 16-06-00307-ОГН.
Литература
Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии.СПб: Изд-во
Санкт-Петербургского университета, 2007.546 с.
Бодалев А.А. О потребности и способности личности к саморазвитию
// Социально- психологические проблемы личности и коллектива.Вопросы
психологической службы, общения и руководства: Сборник научных трудов /
Отв.ред.О.Г.Кукосян.Краснодар, 1987.С.5—14.
Дерманова И.Б. Отношение к себе в связи с характеристиками
личностной зрелости подростка // Психологическая наука и образование.2012.№
4.С.50—60.
Заиченко А.А., Эксакусто Т.В. Личностные особенности людей с
разным профилем субъективного качества жизни // Социальная психология и
общество.2014.№ 2.С.100—114.
Идобаева О.А., Подольский А.И. Пути повышения психоэмоционального
благополучия современных подростков // Психология и психотехника.2010.№
6.C.72—78.
Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности
взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ-
интернатов для «социальных» и реальных сирот // Социальная психология и
общество.2012.№ 2.С. 143—153.
Лакреева А.В., Хомутова М.В. Трудная жизненная ситуация как фактор
социально- психологической дезадаптации подростка [Электронный ресурс].Киров:
Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании,
2016.Т.24.С.135—140.// Научно-методический электронный журнал «Концепт».URL:
http://e-koncept.ru/2016/56426.htm(дата обращения: 27.07.2017).
Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Социальная адаптация детей,
воспитывающихся в условиях детского дома [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.№ 3.URL:
http://psyedu.ru/journal/2014/3/Larin_ Konopleva.phtml (дата обращения:
07.07.2017).doi: 10.17759/psyedu.2014060313
Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции
благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник
Пермского университета.2016.№ 2(26).С. 77—85.doi:
10.17072/2078-7898/2016-2-77-85
Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных
ситуациях: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений.М.: Издательский центр
«Академия», 2005.288 с.
Реан А.А. Психологические проблемы акмеологии.Акмеология личности
// Психологический журнал.2000.№ 3.С.87—95.
Реан А.А., Москвичева Н.Л. Подросток и семья // Психология
подростка.Полное руководство / Под общ.ред.А.А.Реана.СПб: Прайм-Еврознак,
2008.С.203—233.
Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским
основам современной педагогики) // Вопросы психологии.1986.№ 4.С.10—108.
Рыбалко Е.Ф., Рудкевич Л.А. Становление индивидуальности //
Онтопсихология: Учебное пособие / Под ред.А.А.Крылова, Е.Ф.Рыбалко.СПб: Изд-во
Санкт-Петербургского университета, 2003.С.254—262.
Селезнева Е.В. Саморазвитие личности как акмеологическая категория
// Акмеология / Ред.А.А. Деркач.2003.№ 1(2).С.15—22.
Собкин В.С., Буреломова А.С. Кросс-культурный анализ ценностных
ориентаций современных подростков // Социальная психология и общество.2012.№
1.С.100—112.
Устинова Н.А. Проблема эмоционального благополучия личности //
Личность в современном мире.Сборник научных статей.Уральский государственный
педагогический университет, Институт психологии / Отв.ред.Валиев
Р.А.Екатеринбург, 2016.С.223—231.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их
педагогов.Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997.277 с.
Широбокова Т.С. Значение семейного воспитания в формировании
гармоничной личности подростка // Научные исследования в образовании.2011.№
11.С.38—50.
Шульга Т.И. Особенности социализации воспитанников интернатных
учреждений // Социальная психология и общество.2011.№ 1.С. 119—125.
Щукина М.А. Проблема саморазвития личности в парадигме
культурно-исторической психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука
и образование psyedu.ru.2014.Т.6.№ 4.URL:
http://psyedu.ru/journal/2014/4/Shchukina.phtml (дата обращения:
12.07.2017).doi: 10.17759/ psyedu.2014060408
Эвнина К.Ю. Структура ценностно-смысловой сферы личности в
контексте позитивной психологии // Психологическое благополучие личности в
современном образовательном пространстве: Сборник статей / Сост.Ю.В.
Братчикова.Екатеринбург: УГПУ, 2013.С. 17—22.
Diener E et al. Subjective Well-Being: Three Decades of Progress
// Psychological Bulletin.1999.Vol.125(2), pp.276—302.doi:10.1037/0033-
2909.125.2.276
Nima A. et al. Adolescents’ happiness-increasing strategies,
temperament, and character: Mediation models on subjective
well-being.Health.2012.Vol. 4(10),
pp.802—810.doi:10.4236/health.2012.410124
Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the
meaning of psychological
well-being.JournalofPersonalityandSocialPsychology.1989.Vol.57(6),
pp.1069—1081.doi:10.1037/0022- 3514.57.6.1069