Специфика взаимосвязи мотивации и ценностей старшеклассников различного пола и возраста

692

Аннотация

Представлено исследование половой и возрастной специфики мотивационного и ценностного отношения к учебе старшеклассников.Обследованы школьники 8—11-го классов (от 14 до 17 лет) двух школ г.Москвы с традиционной парадигмой обучения.Мотивы выявлялись факторным анализом ответов на 70 утверждений для четырех выделенных групп юношей и девушек отдельно.Всего опрошено 328 человек, в том числе 94 мальчика (8—9-й классы) и 75 юношей (10—11-й классы), 90 девочек (8—9-й классы) и 69 девушек (10—11-й классы).Выявлялись также корреляции между характером мотивации и ценностными ориентациями на основании ранжирования 12 терминальных (по Рокичу) и 10 учебных ценностей — получено общих протоколов для 67 мальчиков (8—9-й классы) и 53 юношей (10—11-й классы), 60 девочек (8—9-й классы) и 59 девушек (10—11-й классы).Установлено, что возрастные изменения мотивации и взаимосвязи ее с ценностями в старшем школьном возрасте имеют выраженную половую специфику.Если при переходе от подросткового к юношескому возрасту у юношей успешная учеба в основном остается средством для одобрения и самоутверждения, а соотношение мотивации и ценностей не вполне согласованы, то у девушек соотношение мотивации достижения, самоопределения, самоутверждения и соответствующих им ценностей становится более согласованным.Это свидетельствует о более зрелом восприятии ими процесса обучения.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация, ценности, старшеклассники, пол, личность, развитие

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230606

Для цитаты: Вартанова И.И. Специфика взаимосвязи мотивации и ценностей старшеклассников различного пола и возраста // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 67–74. DOI: 10.17759/pse.2018230606

Литература

  1. Берн Ш. Гендерная психология: Пер.с англ.М.: Прайм-Еврознак, 2004.320 с.
  2. Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения: Дидактическое пособие.Воронеж: МОДЭК; Москва: МПСИ, 2000.192 с.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб: Питер, 2009.400 с.
  4. Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование.Т.22.№ 3.2017.C.63—70.doi: 10.17759/pse.2017220307
  5. Вартанова И.И., Юдина А.В. Особенности взаимосвязей учебной мотивации и локуса контроля в гимназии и школе // Ананьевские чтения — 2015: 20—22 октября 2015 г.// Отв.ред.В.М.Аллахвердов.СПб: СПбГУ.Скифия-принт, 2015.С.159—160.
  6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.М.: Гардарики, 2007.240 с.
  7. Кон И.С. Психология старшеклассника.М.: Просвещение, 1982.207 с.
  8. Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал.1998.Т.19.№ 1.С.26—36.
  9. Самбикина О.С. Детско-родительские отношения как фактор формирования стиля учебной деятельности подростков разного пола // XXXII Мерлинские чтения: Способности.Одаренность.Индивидуальность: материалы всероссийской научно-практической конференции (г.Пермь, 20—21 октября 2017 г.) // Ред.А.А. Фихман.Пермь: ПГГПУ, 2017.С.150—153.
  10. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Динамика мотивационно-целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы // Вопросы психологии.2015.№ 3.С.3—15.
  11. Dweck C S., Bush E.S. Sex differences in learned helplessness: I.Differential debilitation with peer and adult evaluators // Developmental Psychology.1978.V. 11.P.147—156.

Информация об авторах

Вартанова Ирина Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0716-9648, e-mail: iivart@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2661
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 692
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4