Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 22 мин. чтения

Резюме

В статье приводятся данные исследования особенностей взаимодействия матерей с детьми раннего возраста с нормальным развитием и задержкой речевого развития (ЗРР). Предполагалось, что различия могут проявляться в особенностях детско-материнской привязанности, характере эмоционального и предметно-практического взаимодействия, а также в образе ребенка у матери. Были обследованы 40 детей (20 — с нормативным развитием и 20 — с ЗРР), а также их матери. В ходе исследования использовались: опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И.Захаровой; родительское сочинение «Мой ребенок» (форма незавершенных предложений) А.А.Шведовской; проба на совместную деятельность (авторская модификация «Архитектор-строитель»); анкетирование матерей для ретроспективной оценки типа привязанности ребенка к матери; стандартизированное наблюдение взаимодействия и проявлений привязанности ребенка к матери. Результаты исследования показали, что в группе матерей и детей с нормальным развитием преобладает надежная привязанность ребенка к матери. Матери имеют адекватный образ ребенка; проявляют чувствительность, эмоциональное принятие, способность к позитивному эмоциональному взаимодействию с ребенком; эмоциональное общение гармонично сочетается с деловым. В группе матерей и детей с ЗРР преобладает ненадежная привязанность; для матерей характерен неадекватный образ ребенка, сниженная чувствительность к проявлениям ребенка во взаимодействии, негативные чувства, неумение воздействовать на состояние ребенка, дисгармоничность делового и межличностного общения, совместная деятельность является малопродуктивной.

Общая информация

Ключевые слова: речевое развитие, ранний возраст, привязанность, взаимодействие матери и ребенка

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240202

Опубликована

Для цитаты: Авдеева, Н.Н. (2019). Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития. Психологическая наука и образование, 24(2), 19–28. https://doi.org/10.17759/pse.2019240202

© Авдеева Н.Н., 2019

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Подкаст

Авдеева Н.Н. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития

Полный текст

 

Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития

Отставание в развитии речи является является одной из актуальных проблем, связанных с развитием ребенка, т к в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста в России страдает замедленным развитием речи или его нарушением [Александрова] Термин «задержка речевого развития» применяется для описания раннего речевого развития детей, у которых отклонения от нормального речевого развития достаточно выражены, а тип речевого нарушения еще не определен . Важно подчеркнуть, что при задержке речевого развития страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребенка остается в норме . Это выражается в том, что ребенок понимает обращенную к нему речь и выполняет просьбы других людей, но сам говорит мало и плохо .

У детей с задержкой речевого развития первые слова появляются лишь к трем—четырем годам, их речевой опыт крайне ограничен, языковые средства несовершенны . Довольно часто встречаются так называемые «безречевые дети» . В процессе общения они используют отдельные звуки и их сочетания — звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов Недостаточность, бедность активного и пассивного словарей вынуждает ребенка прибегать к использованию жестов и мимики . Речь таких детей малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность [Александрова; Баенская, 2008] .

При определении причин запаздывания речевого развития различают: задержку речевого развития как следствие органического дефекта и причины, имеющие психологическую природу [Баенская, 2008; Гаврилушкина] . Нарушения темпа речевого развития, имеющие психогенный характер, в первую очередь связаны с особенностями общения и взаимодействия родителей с ребенком

Непременным условием развития активной речи является организация взрослым сотрудничества с ребенком, в ходе которого формируется такое отношение к предметной среде, которое требует обозначения в речи В случае отставания речевого развития родители не создают условий для перехода к новой ситуа­тивно-деловой форме общения в виде сотрудничества по поводу совместной деятельности с предметами, предпочитая эмоциональные контакты, для которых вполне достаточно невербальных средств общения [Лисина, 2009; Смирнова] .

Другим психологическим фактором нарушения темпа речевого развития является дефицит речевого общения: отсутствие атмосферы общения в семье и насыщения ребенка слышимой речью, недостаточное включение его в ситуации общения . Такое встречается в семьях с чрезмерно занятыми родителями, которые начинают рано поощрять самостоятельные занятия детей . Здесь общение с родителями ребенку заменяют телевизионные программы и компьютерные игры . Формальные взаимоотношения в семье, стремление воспитать «удобного» ребенка, не требующего внимания родителей, часто являются причинами отставания речевого развития

К причинам, провоцирующим возникновение у детей задержки речевого развития, можно отнести и методы воспитания в семье или детском учреждении, которые проявляются в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, в гиперопеке В обоих случаях у ребенка не формируется мотивация речевого общения Подобное нарушение в рамках клинической классификации рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера [Гаврилушкина] Еще одним значимым и недостаточно изученным фактором, влияющим на формирование задержки речевого развития, является характер психологического взаимодействия матери с ребенком . Психологическое взаимодействие в диаде — одно из приоритетных направлений исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии В работах Дж. Боулби, М . И . Лисиной, Н . Н . Авдеевой, Р. Ж . Мухамедрахимова, Е . И . Захаровой, J . Cassidy, Ph . R . Shaver, D . N . Stern и др . показано, что нарушение взаимодействия матери и ребенка приводит к нарушениям в социальном, эмоциональном и личностном развитии ребенка, влияет на его психическое здоровье и эмоциональное благополучие [Боулби, 2003; Бурменская Г.В, 2007; Лисина, 2009; Эмоции и отношения, 2008] .

Следует отметить, что в отечественной психологии акцент делается на изучении общения, а не взаимодействия взрослого с ребенком В рамках концепции онтогенеза общения М И Лисиной проводились исследования влияния общения на различные стороны психического развития ребенка, где взрослый выступает как некий «обобщенный взрослый», а по ходу опытов преимущественно регистрируется и анализируется поведение ребенка В целом, «полюс ребенка» в отечественных исследованиях общения явно преобладает и изучен значительно больше по сравнению с «полюсом взрослого». Изучение этого феномена в диаде позволяет акцентировать внимание на вкладе матери в общение и взаимодействие, выявить особенности материнского поведения, влияющие на те или иные проявления ребенка [Разенкова; Handbook of attachment, 2008; Stern] .

Целью настоящего исследования является выявление особенностей взаимодействия матерей с детьми раннего возраста с нормальным развитием и задержкой речевого развития [Грищенко, 2011] . Предполагалось, что различия могут проявляться в особенностях детско- материнской привязанности, характере эмоционального и предметно-практического взаимодействия, а также в особенностях образа ребенка у матери

Методы исследования

В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е . И . Захарова; родительское сочинение «Мой ребенок» (форма незавершенных предложений) А. А. Шведовской; проба на совместную деятельность (авторская модификация методики «Архитектор- строитель»); анкетирование матерей для ретроспективной оценки типа привязанности ребенка к матери [Бурменская Г.В, 2007; Смирнова] . В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте от 2,5 до 3,6 лет (20 детей с нормальным развитием, посещавших ДОУ, и 20 — с задержкой речевого развития из Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции) и их матери (г . Москва) .

Результаты исследования

Начнем изложение результатов исследования с типа привязанности к матери у детей с нормальным психическим развитием и задержкой речевого развития Для его определения использовались анкетирование и наблюдение, направленное на выявление особенностей поведения, характера общения и взаимодействия ребенка и матери в ходе предметно-практического взаимодействия (постройка из деталей конструктора) Анкета для матерей содержала вопросы, касающиеся реакций ребенка на уход и возвращение матери на первом и втором году жизни; фигуры привязанности (кто мог успокоить ребенка, к кому он чаще всего обращался за утешением); поведения в незнакомой обстановке, с незнакомым человеком; выражения привязанности к матери и др При стандартизированном наблюдении за взаимодействием матери и ребенка в ходе предметно-практического взаимодействия мы отмечали: материнскую чувствительность и отзывчивость к инициативе, эмоциональному состоянию ребенка; сотрудничество в совместной деятельности; способность подстраиваться под активность ребенка Распределение типов привязанности ребенка к матери по группам представлено в табл 1

 

 Таблица 1 

Тип привязанности ребенка к матери (в %)

Тип привязанности

Норма

ЗРР

1

Тип «В»

Надежная

 безопасная

 

65%

 

10%

2

Тип «А»

Ненадежная

 избегающая

 

0%

 

30%

 

 

3

Тип «С»

Ненадежная

тревожно-сопро-

 тивляющаяся

 

35%

 

60%

Определение типа привязанности производилось на основании классификации типов привязанности, разработанной Дж . Боулби и М . Эйнсворт [Боулби, 2003; Handbook of attachment, 2008] .

Из таблицы видно, что у детей с нормальным речевым развитием преобладает надежная безопасная привязанность (тип B) — 65% случаев . Ненадежная тревожно-сопротивля- ющаяся привязанность (тип С) отмечается у 35% детей, а ненадежная привязанность избегающего вида (тип А) практически отсутствует Образ ребенка у родителей. По результатам методики «Родительское сочинение» (в форме незавершенных предложений) определялась родительская позиция; образ ребенка, сложившийся у родителя; особенности восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком Анализ результатов матерей детей с нормальным развитием показал, что у 100% матерей отмечаются сложившиеся четкие представления о ребенке, его особенностях, личностных качествах Все матери отмечают в качестве позитивных характеристик в образе ребенка его физические особенности, внешность, знания, умения, способности . Идеальные ожидания матерей данной группы (100%) связаны с реальными целями и перспективами развития ребенка (морально-нравственное развитие, образование, социальные достижения) Родительские страхи и опасения в основном (80% случаев) касаются здоровья ребенка и возможных жизненных трудностей . Причины трудностей во взаимодействии с ребенком 80% матерей видят не только в особенностях ребенка, но и в себе как родителе (занятость, неумение ответить на запрос ребенка и т д ) Предпочтения и интересы ребенка поддерживаются родителями, среди них преобладают совместные виды деятельности: чтение, игра, рисование, прогулки

Несколько другая картина отмечается у матерей детей с задержкой речевого развития Представления о ребенке у 90% матерей этой группы недостаточно реалистичны и дифференцированы . В своих ожиданиях по поводу ребенка они руководствуются завышенными представлениями о его будущем «Скорее всего, мой ребенок будет боссом»; «Я всегда мечтала о том, что мой ребенок будет самый лучший и способный» Матери (70%) отмечают отличия ребенка от других детей, делая сравнение не в его пользу («маленький, слабенький, не такой как другие») . Многих матерей (80%) беспокоят плохая речь, капризы ребенка, его соматическое здоровье и развитие в будущем («ему будет трудно в жизни») . Идеалом для матерей (70%) является «удобный ребенок»: послушный, усидчивый, нетребовательный, которым можно любоваться («красивый, улыбчивый, веселый») Отметим, что все матери данной группы (100%) указывают на трудности во взаимодействии и общении с детьми, а также в понимании психологических потребностей ребенка Проявления настойчивости, упрямства, конфликтности со стороны ребенка матери объясняют его индивидуальными особенностями Решение проблемы взаимопонимания они видят в занятиях ребенка со специалистами, а не в налаживании собственного взаимодействия с малышом . Все матери указали, что трудности ребенка увеличиваются по мере его взросления . Часто (80%) отмечается отсутствие совместной деятельности, кооперации матери с ребенком Родители предпочитают виды деятельности, которыми ребенок занимается самостоятельно (катает машинки, смотрит мультфильмы, рисует и т д ) При этом, характеризуя взаимоотношения с детьми, матери данной группы дают социально желательные ответы («Наши отношения с ребенком гармоничные, доверительные, чудесные, теплые и т д »)

Характер эмоционального взаимодействия матери с ребенком. Для изучения особенностей эмоционального взаимодействия матери и ребенка использовался опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ)

Анализ полученных данных показал, что средние результаты матерей детей с нормальным речевым развитием превышают критические показатели по всем исследуемым шкалам Показатели матерей детей с ЗРР ниже критического уровня по шкалам: «Отношение к себе как к родителю», «Умение воздействовать на состояние ребенка»; близки к критическому уровню по шкалам: «Способность воспринимать состояние ребенка» и «Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком»

Матери детей с нормальным речевым развитием выше всего оценивают свою способность воспринимать состояние ребенка, понимать его причины, умение воздействовать на состояние, а также: чувства, возникающие во взаимодействии с ребенком, безусловное принятие ребенка, оказание ему эмоциональной поддержки, в том числе посредством телесного контакта . Матери этой группы также высоко оценивают себя как родителя . Все эти характеристики значимы для установления хорошего эмоционального взаимодействия с ребенком .

В группе матерей и детей с ЗРР выше всего матери оценивают свою способность к безусловному принятию ребенка, умение оказывать ему эмоциональную поддержку, ориентироваться на состояние ребенка при построении взаимодействия и телесный кон­
такт . Высокий уровень данных способностей предполагает высокую материнскую чувствительность, отзывчивость и хорошее эмоциональное взаимодействие с ребенком . Однако ряд характеристик, показатели которых получили относительно низкое значение, делают картину не столь благополучной . Так, показатель способности матерей воспринимать состояние ребенка близок к критериальному, а способность матери воздействовать на состояние — ниже критериального значения .

Оценка реального взаимодействия матери и ребенка. Для получения объективной картины отношений и взаимодействия в паре «мать—ребенок» была использована проба на совместную деятельность: родитель и ребенок совместно решают достаточно сложную познавательную и практическую задачу (постройка из деталей конструктора), требующую активного взаимодействия участников . В процессе выполнения задания родители отчасти перестают контролировать собственное поведение по отношению к ребенку, становятся более свободными в высказываниях и поведенческих проявлениях, демонстрируют типичное для пары реальное взаимодействие Данная проба позволяет рассмотреть основные компоненты взаимодействия в паре «мать—ребенок»: когнитивный  и  эмоциональный . В рамках когнитивного компонента рассматривались следующие показатели: ролевое распределение «ведущий—ведомый»; целенаправленность и последовательность руководства; особенности введения инструкции; ориентация на действия партнера; контроль; оценивание; особенности принятия руководства «ведомым» . Эмоциональный компонент взаимодействия оценивался по таким проявлениям, как стремление к взаимодействию; дистанция при взаимодействии; эмоциональное принятие—отвержение; отношения защиты—обвинения; эмоциональные проявления.

Таблица 2 

Оценка матерями эмоционального взаимодействия с детьми (средние значения по группам в баллах)

Шкалы

Норма

ЗРР

Критериальное

 

значение

1

 

Способность воспринимать состояние

 

 ребенка

 

4,3

3,75

3,7

2

Понимание причин состояния

 

3,8

3,5

3,2

3

Способность к сопереживанию

 

3,4

3,4

2,8

4

 

Чувства, возникающие у матери во

 

 

 взаимодействии с ребенком

4,25

3,4

3,3

5

Безусловное принятие

4,3

3,7

3,2

6

Отношение к себе как к родителю

4,2

3,0

3,1

7

 

Преобладающий эмоциональный фон

 

 взаимодействия

 

3,9

3,3

3,0

8

Стремление к телесному контакту

 

4,15

4,0

3,3

9

Оказание эмоциональной поддержки

 

4,2

3,7

2,8

10

Ориентация на состояние ребенка при

построении взаимодействия

3,2

3,3

2,3

11

 

Умение воздействовать на состояние

 

 ребенка

 

4,0

2,9

3,2

Таблица 3 

Результаты пробы на совместную деятельность (в %)

Варианты детско-родительских отношений

Норма

ЗРР

Гармоничность делового и межличностного

эмоционального общения

 

90%

10%

Дисгармоничность делового и межличностного общения

10%

60%

Дисгармоничность эмоциональных отношений на фоне

эффективного делового сотрудничества

 

0%

5%

Дисгармоничность и низкая эффективность делового

сотрудничества на фоне гармоничных эмоциональных

отношений

 

 

 

 

 

0%

 

 

 

 

25%

 
 
 
Анализ результатов показывает, что реальное взаимодействие матерей с детьми с нормальным речевым развитием является преимущественно гармоничным . У 90% пар отмечается гармоничность как делового, так и эмоционального межличностного общения Все пары справились с заданием Руководство деятельностью брали на себя в основном матери, однако они чутко относились к инициативе ребенка, поддерживали ее, ориентировались на действия партнера, учитывали его желания, подстраивались под характер и темп его деятельности

В ходе совместной деятельности матери демонстрировали принятие ребенка, стремление оказать ему помощь, поддержку, осуществляли телесный контакт, заботились о его эмоциональном благополучии, выражали преимущественно положительные эмоции, хвалили и подбадривали ребенка («мы справимся, подумаем вместе, не торопись») .

Оценка реального взаимодействия матерей с детьми с ЗРР показала, что у 60% диад отмечается дисгармоничность делового и межличностного общения Они не справились с заданием и не достигли позитивного результата в совместной деятельности В ходе взаимодействия в данной группе наблюдалось дистанцирование как матери от ребенка, так и ребенка от матери; избегание телесного контакта, отсутствие согласованности, употребление местоимений в обращении (вместо имени), перекладывание ответственности за результат на партнера, негативизм и отказ от выполнения задания со стороны ребенка Отсутствие ориентации на действия партнера снижало эффективность руководства . В процессе выполнения задания матери давали слишком сложные инструкции для ребенка, не учитывали его возрастные и индивидуальные возможности

В 25% случаев во взаимодействии матери и ребенка наблюдались дисгармоничность и низкая эффективность делового сотрудничества на фоне гармоничности эмоциональных отношений . Матери стремились к телесному контакту, выражали теплые чувства к ребенку, но при этом давали непоследовательные, неточные инструкции, не ориентировались на действия самого ребенка, его инициативу. Подобное руководство дезориентировало ребенка, мешало справиться с заданием, вызывало эмоциональное напряжение, негативные эмоции

Две диады (10%) справились с заданием и продемонстрировали гармоничность делового и межличностного эмоционального общения (эмоциональное принятие, гармоничные взаимоотношения, последовательные инструкции, разделение ответственности при выполнении задания, результативное сотрудничество)

Обсуждение результатов

Обобщение количественного и качественного анализа результатов проведенного исследования позволили составить психологические портреты матерей двух групп на основании показателей эмоционального и предметно-практического взаимодействия в диаде, образа ребенка у матери и качества привязанности ребенка к матери

Матери первой группы — детей с нормальным речевым развитием — имеют реалистичные представления о своем ребенке, адекватно, в соответствии с возрастом оценивают особенности ребенка в сравнении с другими детьми . Матери понимают интересы и предпочтения ребенка, принимают его индивидуальность Во взаимодействии с ребенком матери проявляют эмоциональную включенность, способность к кооперации, эффективной совместной деятельности Матери поощряют самостоятельность, инициативу ребенка, оказывают ему эмоциональную поддержку при неудачах, высоко оценивают достижения, подчеркивают успехи, в случае конфликтов используют объяснения, а не принуждение, учитывают мнение ребенка У детей этой группы формируется преимущественно надежная безопасная привязанность к матери

У матерей второй группы — детей с задержкой речевого развития — можно условно выделить два стиля родительского отношения и взаимодействия с ребенком: игнорирующий и симбиотический .

Игнорирующий стиль. Образ ребенка недостаточно реалистичен, с одной стороны, мать оценивает ребенка ниже, чем сверстников, а с другой, предрекает ему блестящее будущее При данном стиле у матерей отмечается низкий уровень чувствительности и отзывчивости при взаимодействии с ребенком Матери не всегда замечают изменение состояния ребенка, неправильно оценивают вызвавшие его причины . Привязанность ребенка к матери является ненадежной и небезопасной Анализ реального детско-родительского взаимодействия показывает дисгармонию делового и межличностного эмоционального общения . Матери склонны жаловаться на проблемы в управлении поведением, трудный характер ребенка

Симбиотический стиль. В этом случае мать ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности, приписывая ему личную и социальную несостоятельность Досадуя на его неуспеш- ность, мать старается оградить ребенка от трудностей, все выполнить за него На первое место во взаимодействии выступает эмоциональный и тактильный контакт, при этом зачастую отсутствуют совместная предметно-практическая деятельность и деловое сотрудничество Для матерей этой группы характерна тревога за ребенка, которая увеличивается по мере его взросления и проявления признаков автономии Привязанность ребенка к матери ненадежная, небезопасная

Итак, проведенное исследование позволило выявить следующее:

1) особенности взаимодействия матерей с детьми раннего возраста с ЗРР по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием, которые проявились в характере детско-материнской привязанности, эмоционального и предметно-практического взаимодействия, а также в образе ребенка у матери;

2) в группе матерей с детьми с нормоти­пичным развитием надежная безопасная привязанность оказалась сформирована у 65% детей, а в группе матерей и детей с ЗРР — только у 10% детей;

3) эмоциональное взаимодействие матерей с детьми с нормальным развитием отличается высокими показателями чувствительности, эмоционального принятия, эмоциональной поддержки, умения учитывать эмоциональное состояние ребенка и воздействовать на него; высокой оценкой себя как родителя . Матери детей с ЗРР низко оценивали свое умение воздействовать на состояние ребенка, себя как родителя;

4) в предметно-практическом взаимодействии у 90% диад (норма) отмечалась гармоничность как делового, так и эмоционального межличностного общения Все пары справились с заданием . В группе матерей, имеющих детей с ЗРР, у 60% диад проявлялась дисгармоничность делового и межличностного общения Совместная деятельность была малопродуктивной;

5) у матерей детей с нормотипичным развитием был выявлен адекватный образ ребенка, соответствующий возрастной норме и отражающий его индивидуальные особенности У матерей детей с ЗРР образ ребенка не реалистичный, представления о его возможностях и способностях завышенные или заниженные

Заключение

Полученные в исследовании данные об особенностях эмоционального и предметно-­практического взаимодействия матерей с детьми с ЗРР; образа ребенка у матери; характера привязанности ребенка с ЗРР к матери дополняют представления о психологических факторах, влияющих на развитие становления речи ребенка в раннем возрасте . Акцентирование в исследовании роли матери, выявление параметров материнского отношения и проявлений во взаимодействии с ребенком с ЗРР развивают взгляды на роль общения и взаимодействия с близким взрослым в развитии речи в концепции онтогенеза общения М . И . Лисиной .

Вклад матери в формирование у ребенка задержки речевого развития следует учитывать при построении профилактической и коррекционной работы с детьми Коррек­ционно-развивающие программы должны включать помимо занятий с ребенком работу с матерями и диадой В ходе коррекционной работы матерей нужно учить проявлять чувствительность и отзывчивость в ответ на эмоциональные проявления ребенка; выражать любовь и привязанность к ребенку во взаимоотношениях на уровне поведения; воспринимать (принимать) ребенка таким, какой он есть, учитывать его индивидуальные особенности, интересы и потребности. 


[Авдеева] Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии имени Л . Ф . Обуховой факультета психологии образования, Московский государственный пси- холого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия . E-mail: nnavdeeva@mail . ru

[Александрова] Avdeyeva Nataliya Nikolayevna, PhD in Psychology, Professor, Chair of Developmental Psychology named after L . F . Obukhova, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia . E-mail: nnavdeeva@mail . ru

Литература

  1. Авдеева Н.Н. Личностно-ориентированное взаимодействие персонала с воспитанниками дома ребенка, как условие социально-эмоционального развития детей // Психологическая наука и образование.2011.№ 1.С.5—15.
  2. Александрова Л.Ю. Семейная речевая среда как условие гармоничного присвоения вербального опыта детьми младенческого и раннего возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.2009.№ 11.С. 5—20.
  3. Баенская И.А., Выродова Ю.А., Разенкова Е.Р. Научитесь общаться с младенцем: пособие для родителей.М.: Просвещение, 2008.128 с.
  4. Боулби Дж. Привязанность: пер.с англ.М.: Гардарики, 2003.477 с.
  5. Бурменская Г.В, Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно- психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.480 с.
  6. Гаврилушкина О.П. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МГППУ.URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/ RvDS012003/GPK-019.HTM (дата обращения: 01.11.2018)
  7. Грищенко А.Н., Романенко Н.И., Трошина Е.В., Щиброва Е.П. Сравнительное исследование взаимодействия матерей с детьми раннего возраста с нормальным психическим развитием, задержками речевого развития, ранним детским аутизмом: Дипл.работа на факультете повышения квалификации МГППУ.М., 2011.150 с.
  8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении СПб.: Питер, 2009.320 с.
  9. Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б., Одинокова Г.Ю. Коммуникативное поведение матери как фактор развития общения у детей с синдромом Дауна // Psychology in Russia: State of the Art.2018.№ 3.URL: http://psychologyinrussia.com/volumes/pdf/2018_3/ psych_3_2018_8_Rasenkova.pdf (дата обращения: 01.11.2018).
  10. Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить [Электронный ресурс] // Рубрика: От 1 до 3 лет.URL:: http://www.psyparents.ru/read/articles/2456/ (дата обращения: 01.11.2018).
  11. Шведовская А.А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско- родительских отношений в дошкольном возрасте // Психологическая диагностика.2005.№ 4.С.70— 103.
  12. Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Под ред.Р.Ж.Мухамедрахимова.СПб.: Изд-во С.-Петерб.Ун-та, 2008.312 с.
  13. Handbook of attachment.Theory, Research and Clinical Application / Ed.by J.Cassidy&Ph.R.Shaver — New York, London, 2008, 975 р.
  14. Stern D.N. The first relationship: Infant and mother.Cambridge, Mass.: Harvard University Press.1977.180 p.

Информация об авторах

Наталия Николаевна Авдеева, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой", ведущий научный сотрудник, научный руководитель Центра возрастно-психологического консультирования факультета Психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181, e-mail: avdeevann@mgppu.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 3180
В прошлом месяце: 58
В текущем месяце: 9

 Скачиваний PDF

За все время: 1582
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 4762
В прошлом месяце: 63
В текущем месяце: 11