Концепция психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников ОВД

571

Аннотация

Раскрываются правовые, организационно-методические и содержательные аспекты Концепции психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников ОВД в ведомственных вузах.Основные положения структурированы и последовательно описаны в шести разделах Концепции: 1) общие положения, где излагается назначение Концепции и нормативные правовые основания ее реализации; 2) современное состояние психологической работы в образовательных организациях МВД России, где анализируются и выделяются существующие проблемы в практической деятельности психологов ведомственного образования; 3) цели, задачи и принципы Концепции, где формулируется цель настоящей Концепции, заключающаяся в развитии эффективной системы психологической работы в образовательных организациях МВД России; данная цель достигается посредством решения ряда задач и с учетом принципов, представленных в описании раздела; 4) реализация Концепции, где раскрывается содержание основных информационных блоков, отражающих процессуальные характеристики, условия и факторы реализации Концепции; 5) основные направления деятельности, где представлены мероприятия психологической работы через призму таких направлений деятельности, как: просвещение, профилактика, диагностика, консультирование, коррекция и тренинги; 6) оценка эффективности, где выделены критерии и показатели эффективности психологического сопровождения: практико-результативные, оптимально-деятельностные, мотивационно-прогностические.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая служба образования, концепция психологического сопровождения, профессиональная подготовка, сотрудники ОВД

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240603

Для цитаты: Ульянина О.А. Концепция психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 28–37. DOI: 10.17759/pse.2019240603

Полный текст

 

Концепция психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников ОВД

Преобразования современного гражданского общества и модернизация системы МВД России обуславливают необходимость в постоянном качественном научно-исследовательском, методическом и правовом сопровождении психологической работы, отвечающем реалиям жизнедеятельности и потребностям специалистов-психологов на практике [2] .

Подразделения психологической работы в образовательных организациях МВД России реализуют основные мероприятия в соответствии с приказом МВД России от 02 . 09. 2013 № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» . Однако направления работы психолога в образовательной организации имеют специфику, заключающуюся в необходимости сопровождения не только служебной деятельности, но и учебной, а самое главное — оказания психологической поддержки в личностном становлении будущих специалистов [1] . В связи с чем возникает необходимость как в определении единых концептуальных подходов к организации и функционированию ведомственной психологической службы в образовательных организациях МВД России, так и в правовой регламентации данного вопроса с учетом обозначенного выше своеобразия .

В целях создания необходимых психолого-­педагогических и социальных условий для повышения качества подготовки компетентных специалистов ОВД на этапе обучения в образовательных организация МВД России была разработана Концепция психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников ОВД, определяющая принципы, основные направления и критерии эффективности реализации необходимых мероприятий .

Концепция базируется на нормах Конституции Российской Федерации, разработана с учетом федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов МВД России

Концепция развивает положения:

— Федерального закона от 29 12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающие наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по предоставлению психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (статья 8) [3; 8]; предоставление обучающимся условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 34) [19];

—  приказа Минобразования России от 22 . 10 . 1999 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», предусматривающие оказание службой практической психологии содействия в формировании развивающего образа жизни обучающихся, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитии у обучающихся творческих способностей, создании у них позитивной мотивации к обучению, а также определении психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений (статья 3) [9; 15];

—  приказа МВД России от 02 09 2013 № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации», конкретизирующие цель психологической работы с сотрудниками ОВД, заключающуюся в формировании у них профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению задач ОВД [14] .

Целью настоящей Концепции является создание эффективной системы психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников ОВД в период обучения в образовательных организациях МВД России на основе преемственности позитивного опыта работы и интеграции достижений современной психологической науки и практики с учетом имеющихся региональных, ведомственных практик психологических служб для формирования личностной компетентности и снижения рисков дезадаптации, десоци­ализации обучающихся [7; 11; 13; 16] .

Для достижения заявленной цели необходимо решение следующих задач:

— внедрение достижений психологической науки и практики в учебный процесс образовательных организаций высшего образования МВД России;

— разработка методологии организации психологического сопровождения профессионального образования в системе МВД России;

— выработка единых подходов к реализации основных мероприятий психологической работы с курсантами, слушателями образовательных организаций МВД России;

—  создание условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития курсантов, слушателей, оказание психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;

—   содействие формированию личностной компетентности;

— диагностика и контроль динамики формирования личностной компетентности, построение личностного профиля развития;

— психологическая помощь в преодолении трудностей в обучении и содействие в построении индивидуальной образовательной траектории курсантов, слушателей;

— создание условий для самостоятельного осознанного выбора курсантами, слушателями профессиональной области и построения личных профессиональных планов;

— участие в проектировании и создании практико-ориентированной развивающей образовательной среды;

— оказание психологической помощи профессорско-преподавательскому составу образовательной организации и курсовым офицерам в выборе наиболее эффективных и адекватных методов сопровождения процесса подготовки будущих специалистов ОВД, обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов

Основными принципами реализации Концепции являются:

—   принцип научной обоснованности, комплексности, целостности, своевременности, систематичности и преемственности всех этапов психологического сопровождения;

—   принцип гибкости и вариативности используемых форм и методов психологической работы;

— принцип взаимодействия различных категорий должностных лиц образовательной организации, обеспечивающих подготовку будущих специалистов;

—   принцип лонгитюдности в процессе отслеживания результатов психологического сопровождения как необходимого условия эффективности проводимой работы

Реализация Концепции включает в себя смысловые блоки [17] . Методологический блок раскрывает систему научного обоснования реализации Концепции, основывающегося на положениях компетентностного, лич­ностно-ориентированного, деятельностного, синергетического и системного подходов, с позиций которых все компоненты профессиональной подготовки и личностного становления будущих специалистов рассматриваются в единстве закономерных взаимосвязей и опираются на общую теорию управления сложными динамическими системами [12] .

Критериальный блок Концепции содержит описание критериев профессиональной психологической пригодности к службе в органах внутренних дел; определяет возрастные, ген­дерные и социальные особенности развития личности обучающихся в ведомственных вузах системы МВД России [10] .

Ситуативный блок Концепции раскрывает основные условия и факторы, способствующие самоактуализации, самореализации личности обучающихся в практико-ориенти- рованной образовательной среде

Функциональный блок раскрывается в основных направлениях психологической работы с сотрудниками ОВД, позволяющих развивать и формировать компетенции, являющиеся структурными единицами личностной компетентности

Методический блок включает сущностные характеристики, ориентированные на деятельностный, преобразующий и формирующий характер психологического воздействия, влияющего на саморазвитие, самореализацию личности в профессиональной и иных сферах жизнедеятельности [6] .

Аналитический блок позволяет своевременно оценивать эффективность проводимых психологических мероприятий и корректировать их содержание в случае необходимости .

В организационном блоке Концепции осуществляется координация продолжительности этапов и видов проводимых мероприятий с учетом обозначенных целей, задач и принципов

К основным направлениям деятельности психологов относятся:

— психологическое просвещение — формирование у сотрудников ОВД информационно-психологической грамотности, потребности в саморазвитии; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта Данное направление работы реализуется посредством включения информационных блоков, по тематике отвечающих целям и задачам тренинго­вых программ, в которые они включены;

— психологическая профилактика — предупреждение дезадаптивных состояний, пост-стрессовых реакций, негативных психоэмоциональных состояний Профилактическое направление деятельности включает следующие виды работы:

а) поддержание и восстановление психологического здоровья;

психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания, суицидального риска, кризисных состояний, личностной и профессиональной деформации, девиации;

б) оказание помощи обучающимся первых курсов в процессе их адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности;

разработку конкретных рекомендаций профессорско-преподавательскому составу, курсовым офицерам и руководству вуза;

—  психологическая диагностика — изучение индивидуально-личностных особенностей обучающихся в динамике на каждом этапе (курсе) обучения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; изучение различных аспектов внутригрупповых отношений в учебных коллективах; оценка потенциальных возможностей и прогнозирование перспектив профессионального развития сотрудников

ОВД. Программа психологической диагностики рассчитана на каждый год обучения, выбор методов при составлении программы определяется спецификой психологического воздействия и включает тестовые методики, анкетирование, метод ассессмент-центра, экспертную оценку;

— психологическое консультирование — оказание помощи сотрудникам ОВД в вопросах развития, воспитания и обучения Выбор методов психологического консультирования осуществляется в рамках транс-концептуального подхода, подразумевающего использование в работе психолога-практика комплекса средств из современных научных школ, общим для которых является поиск собственных ресурсов и реализация личностно-профессионального потенциала;

— психологическая коррекция — направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью гармоничного развития индивида, формирования личностной компетентности; овладения конструктивными способами взаимодействия с окружающими и самим собой, определенными способами деятельности Психокоррекция находит отражение в восстановлении и поддержании психологического здоровья; коррекции девиантного поведения и негативных личностных черт; уровня самооценки, адаптационных механизмов, семейно-бытовых проблем, внутриличностных и межличностных отношений; повышении эффективности групповой деятельности Кор­рекционно-развивающая функция реализо­вывается в том числе посредством использования методов активного социально-психологического обучения (тренинги), позволяющих сформировать у сотрудников ОВД компетенции и освоить конкретные виды деятельности Программа тренингов рассчитана на каждый год обучения и включает следующие виды:

A) тренинг сплочения учебных коллективов и формирования благоприятного социально-психологического климата (1 курс);

Б) тренинг по формированию межэтнической толерантности (2 курс);

B)  тренинг развития интеллектуальных возможностей (3 курс);

Г) тренинг развития эмоционально-волевой регуляции (4 курс);

Д) профессионально-ориентированный тренинг (5 курс) .

Методическое сопровождение образовательного процесса и служебной деятельности обеспечивает качественное выполнение задач, стоящих перед образовательными организациями МВД России, путем применения в профессиональной деятельности и образовательном процессе психологически обоснованных форм и методов работы, приемов и технологий . Методическое обеспечение включает следующие виды работы:

— разработка и обоснование методического инструментария по направлениям деятельности психологов, внедрение новых психологических технологий работы с обучающимися;

— разработка психологических рекомендаций для воспитателей, преподавателей, курсовых офицеров по оптимизации учебной, служебной деятельности курсантов с учетом их психологических особенностей;

— разработка профессионально-психологических требований к личности курсантов, слушателей образовательных организаций МВД России по направлениям подготовки;

—  психологическая поддержка профориентационной работы (методический аспект) по формированию позитивного имиджа ОВД

Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций МВД России предполагает систему действий с образовательной средой, которые обеспечивают ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования образовательного результата В ведомственных образовательных организациях доминирует внешне заданное организационное и управленческое начало, предполагающее жесткую регламентацию образовательного процесса, всех видов деятельности курсантов, слушателей и их отношений с иными субъектами, что требует создания адекватных элементов во всех компонентах внутренней образовательной среды В рамках данного направления реализовываются следующие виды работы:

— психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности;

—  психологическая экспертиза программ развития образовательной организации МВД России с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды, ее развивающей и практико-ориентированной направленности;

— моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности и решение соответствующих комплексных мультимодаль­ных проблем, проектируемых на основании междисциплинарного подхода;

—  консультирование воспитателей, преподавателей, курсовых офицеров при выборе воспитательных, образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и потребностей обучающихся;

— оказание психологической поддержки воспитателям, преподавателям, курсовым офицерам в проектной работе по совершенствованию образовательного процесса и служебной деятельности

Вышеприведенный перечень направлений деятельности психологической службы не является исчерпывающим Разнообразие психологических мероприятий, с одной стороны, указывает на весьма широкие возможности психологов ОВД в решении задач, стоящих перед МВД России, а с другой — обусловливает существование обширной психологической практики

Эффективность реализации Концепции оценивается через призму достижений субъектами психологической работы поставленных целей и задач, выражающихся в уровне сформированности личностной компетентности курсантов, положительных результатах служебной/учебной деятельности .

Оценка эффективности психологического сопровождения осуществляется с помощью конкретных характеристик и показателей [4] Среди групп критериев эффективности выделяются следующие:

Практико-результативные критерии. Определяют зависимость и влияние проводимых мероприятий психологической работы на конкретные позитивные изменения, характеризующиеся совершенствованием объективных показателей личностного и профессионального становления будущего специалиста

Оптимально-деятельностные   критерии .

Оценивают соответствие целей, задач, содержания, принципов, форм и средств психологического сопровождения возрастным, гендерным, социально-психологическим особенностям личности и группы, а также требованиям к профессиональной деятельности и освоению образовательной программы

Мотивационно-прогностические. Определяют степень заинтересованности и готовности субъектов психологического сопровождения к решению поставленных профессиональных задач

На основании выделенных критериев система оценки эффективности включает следующие группы показателей:

—  внешние показатели эффективности психологического сопровождения отражают психологическую готовность выпускников к профессиональной деятельности и ее успешность; стратегию профессионально развития;

—    внутренние показатели эффективности реализации Концепции характеризуют про­гностические возможности результатов психологической работы; учитывают количество проведенных мероприятий


— показатели эффективности организации психологической работы характеризуют правовой статус субъектов психологической работы, штатный состав, рабочую нагрузку на специалистов, уровень научно-методического и материально-технического обеспечения профессиональной деятельности [18];


— показатели кадрового обеспечения отражают образовательный уровень специалистов-психологов и опыт работы


Таким образом, в рамках реализации Концепции психологическая служба ведомственного образования выступает как один из компонентов системы образования, главной целью которой являются содействие
формированию компетентных специалистов ОВД, развивающего образа жизни обучающихся, их индивидуальности на всех этапах профессионального образования, созданию позитивной мотивации к учебе/службе, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития, профилактики условий возникновения подобных нарушений


[1] Ульянина Ольга Александровна, кандидат социологических наук, доцент, ФГКОУ ВО Академия управления МВД России, Москва, Россия . E-mail: lelia34@mail . ru

[2] Ulyanina Olga Alexandrovna, PhD in Sociology, Associate Professor, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia . E-mail: lelia34@mail . ru

Литература

  1. Авдиенко Г.Ю. Повышение эффективности образовательного процесса позитивным влиянием на социально-психологическую комфортность обучающихся в образовательной среде вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах.2018.№ 1 (72).С.12—16.
  2. Виноградов М.В., Ульянина О.А. Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения, в образовательных организациях системы МВД России (часть 1) // Психология и право.2019.Т. 9.№ 2.С.1—14.doi: http: 10.17759/psylaw
  3. Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М.Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 5.С.23—30.doi: 10.17759/pse
  4. Дебольский М.Г. История зарождения и основные этапы развития психологической службы уголовно-исполнительной системы России // Материалы всероссийской конференции по истории психологии «VI Московские встречи» «История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций» (Москва, 30 июня—02 июля 2016 г.).М.: Институт психологии РАН, 2016.С.423—433.
  5. Караханян К.Г. Психолого-педагогическая модель обеспечения успешности обучения студентов вуза.Дис....канд.психол.наук.Самара: Тольяттинский государственный университет, 2017.188 с.
  6. Комарова Н.Г. Формирование пригодности к военной службе как результат личностного саморазвития курсанта военного вуза.Дис....канд.психол.наук.СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2016.157 с.
  7. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв.Минобрнауки России от 19.12.2017) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287411/ (дата обращения: 19.07.2019).
  8. Котлярова Э.В., Барсукова Ж.А. Роль психологической службы в адаптации студентов к условиям обучения в университете // Материалы международной научно-практической конференции «Современная образовательная психология в подготовке специалистов помогающих профессий: актуальные проблемы теории и практики оказания помощи другим» (Могилев, 20 ноября 2018 г.).Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова, 2019.С.59—62.
  9. Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н. Мотивация к получению высшего образования и ее структура // Психолого- педагогические исследования.2019.Т.11.№ 2.С. 43—57.doi: 10.17759/psyedu.2016080301
  10. Кузьмичева Н.А. Психологические особенности профессиограммы сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел: Автореф.дис....канд.психол.наук.М: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я.Кикотя, 2018.24 с.
  11. Ларских М.В. Психолого-педагогическая концепция формирования конструктивного перфекционизма студента: Автореф.дис....д-ра психол.наук.Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2017.46 с.
  12. Медведев А.В., Кириченко Ю.Н., Колесникова О.А., Пучинский Д.С. Модели концептуальной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел для работы в особых условиях // Материалы II международной научно-методической конференции «Образование.наука.карьера» (Курск, 22 января 2019 г.).Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019.С.211—214.
  13. Меньшикова Л.В. Значение теоретических оснований для создания психологической службы в вузе // Материалы I международной научно- практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» (Санкт-Петербург, 10—11 октября.2018 г.).В 2-х частях.Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена, 2018.С.244—250.
  14. Приказ МВД России от 02.09.2013 № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70675376/ (дата обращения: 03.08.2019).
  15. Приказ Минобразования России от 22.10.1999 № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_94957/ (дата обращения: 09.08.2019).
  16. Сашенков С.А. Теоретические аспекты развития профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России // Материалы XX международной научно- практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования».М.: Интернаука, 2019.С.63—67.
  17. Солянкина Л.Е. Влияние практико- ориентированной образовательной среды на развитие профессиональной компетентности обучающегося // Вестник Тамбовского университета.Серия: Общественные науки.2015.№ 4 (4).С.36—39.
  18. Ульянина О.А. Состояние и перспективные направления психологической практики в ОВД // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 5.С.77—84.doi: 10.17759/pse
  19. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.07.2019).

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1119
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 571
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0