Доказательное социальное проектирование в сфере детства: модель компетенций cпециалиста некоммерческой организации

0

Аннотация

В статье описаны результаты изучения потребностей специалистов некоммерческих организаций, занимающихся темой семьи и детства, в развитии профессиональных компетенций в области социального проектирования. Проведенное исследование подтвердило актуальность профессиональной подготовки и повышения квалификации в области социального проектирования среди специалистов, работающих в сфере детства. Исследование позволило выделить основные приоритетные направления в обучении проектным навыкам в некоммерческом секторе и разработать на их основе модель профессиональных компетенций специалиста в области социального проектирования, включающую 9 кластеров по трем основным направлениям: «Проектное сообщество», «Проектный цикл» и «Проектная инфраструктура». Представленная в работе модель компетенций легла в основу 72-часового курса повышения квалификации, а также реализуется в рамках магистерской программы «Доказательное проектирование и оценка проектов в области управления социальными рисками в сфере детства» Московского государственного психолого-педагогического университета.

Общая информация

Ключевые слова: модель компетенций, доказательное социальное проектирование, профессиональная подготовка, направления обучения, проектные навыки, сфера детства

Рубрика издания: Педагогика и психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050302

Получена: 30.08.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Подушкина Т.Г., Гани С.В. Доказательное социальное проектирование в сфере детства: модель компетенций cпециалиста некоммерческой организации [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 3. С. 26–39. DOI: 10.17759/ssc.2024050302

Полный текст

Введение

Активно развивающийся в последние годы институт грантового финансирования социальных проектов со стороны государства и бизнеса привел к необходимости перехода на проектный способ управления некоммерческими организациями, работающими в сфере детства [Gebel, 2021]. Социальное проектирование представляет собой научно-практическую деятельность, включающую разработку и реализацию проектов, направленных на улучшение жизни отдельных людей или групп, а также на развитие гражданского общества в целом [Сунько, 2018]. Теоретические основы социального проектирования достаточно хорошо разработаны и представлены в ряде отечественных и зарубежных исследований [Луков, 2007; Морозов, 2015; Social systems engineering, 2018]. Однако на практике разработка и реализация социальных проектов, как правило, сталкиваются с рядом затруднений, и во многом их успешность связана с квалифицированностью специалистов социальной сферы [Казьмин, 2019; Камнев, 2023; Колесникова, 2022; Филатова, 2016].

В связи с этим возникла потребность изучения запросов специалистов некоммерческого сектора, занимающихся проблемами семьи и детства, в области развития необходимых компетенций по социальному проектированию и разработке модели таких компетенций для ее дальнейшего внедрения в процесс профессиональной подготовки.

Модель компетенций представляет собой описательный инструмент, определяющий компетенции, необходимые для выполнения деятельности в рамках профессии, организации или отрасли. Сама компетенция является совокупностью различных качеств личности, включающей в себя знания, умения, навыки, личностные характеристики, способы деятельности и определяющей эффективность решения профессиональных задач [Базаров, 2014; Хуторской, 2002].

В зависимости от типа организационной культуры и особенностей профессии структура модели может включать в себя 7–9 общих компетенций, расположенных иерархически или горизонтально [Sandwith, 1993; Shippman, 2000]. В работах, описывающих модели компетенций, авторами обычно выделяется несколько элементов или уровней [McClelland, 1973; Rothwell, 2002].

  • Фундаментальные (ключевые, базовые) компетенции являются основой для формирования более «высоких» уровней и необходимы для большинства профессий. К ним относятся такие компетенции, как качества личности, способствующие эффективности (навыки межличностного общения, ответственность, профессионализм, инициативность, готовность к регулярному повышению квалификации); академические компетенции (грамотная письменная и устная речь; развитое критическое и аналитическое мышление; обучаемость; навыки работы с компьютером); трудовые компетенции (навыки командной работы, адаптивность, организованность, креативность, целеполагание и т. п.).
  • Вторая группа компетенций — общеотраслевые и специфические для конкретной отрасли компетенции.
  • Третью группу представляют компетенции в области знаний, относящиеся к конкретной профессии, а также управленческие компетенции. Кроме того, степень и уровень владения компетенциями зависят от контекста должностных задач, стоящих перед специалистом. Например, для всех специалистов, работающих в сфере детства, необходим такой ключевой навык, как межличностная коммуникация, но он будет проявляться по-разному и на разном уровне у руководителя некоммерческой организации и сотрудника благотворительной программы фонда. Для первого — это одна из «сквозных» компетенций, так или иначе проявляющаяся в рамках других ключевых компетенций (управление финансами, стратегическое развитие организации, разработка и управление системой оценки и т. п.) [Nonprofit competency model]. Для специалиста благотворительной программы фонда межличностная коммуникация является одной из основных компетенций наряду с отраслевыми знаниями или навыками оценки программ, но она не выходит на позицию «сквозной» (в данном случае «сквозными» компетенциями становятся этичность, ценности практики присвоения грантов, готовность к обучению и т. п.) [Program officer competency].

В результате анализа литературных источников мы остановились на определениях, которые, на наш взгляд, отвечают прикладным задачам нашей разработки.

  • Профессиональная компетенция — способность участника проектной команды решать задачи в доверенной области ответственности.
  • Модель профессиональных компетенций — полный систематизированный перечень компетенций, необходимых участникам проектной команды для успешной работы с социальным проектом.
  • Кластер профессиональных компетенций — набор близких, тесно связанных между собой профессиональных компетенций, выделенный на основании общей логики модели.
  • Социальное проектирование — процесс разработки замысла социальных изменений, воплощения их в жизнь и утилизации полученных результатов.
  • Проектное сообщество — временная группа лиц, организаций, институтов, вовлекающихся в изменения, инициируемые социальным проектом.
  • Проектный цикл — последовательность этапов развития идеи проекта, ее воплощения и последействий по окончании проекта.
  • Проектная инфраструктура — комплекс мер, связанных с обеспечением реализации проектного замысла необходимыми ресурсами, организационными и иными условиями.

Деятельность специалистов в области социального проектирования достаточно разнородна, что осложняет оценку ее эффективности, и целостный подход модели может применяться как для оценки актуальных компетенций специалистов, так и для формирования необходимых для данной области, но отсутствующих у специалистов компетенций [Rodriguez, 2002].

Таким образом, модель компетенций необходима в случае отбора кандидатов на должность, а также помогает оценить траекторию профессионального развития специалиста. Кроме того, она может быть включена в системы дополнительного образования и профессиональной подготовки для приведения их в соответствие с потребностями рынка труда [Компетентностный подход в, 2018; Позолотина, 2018]. Внедрение модели компетенций в образовательную практику в дальнейшем может способствовать формированию общего контекста между участниками межведомственного и межотраслевого взаимодействия в области доказательного социального проектирования.

Методология и программа исследования

Разработка модели профессиональных компетенций специалиста в области доказательного социального проектирования обусловлена тремя основными целями, которые существуют в единстве и определяют ее особенности относительно моделей профессиональных компетенций, разрабатываемых внутри организаций или отдельных проектных команд.

  • Образовательная цель. Модель призвана быть инструментом разработки образовательных продуктов в направлении подготовки участников проектных команд, а также служить основой для инструментов оценки образовательных результатов.
  • Конструктивистская цель. Модель выступает в качестве прототипа для создания авторских моделей компетенций силами самих команд и организаций, с учетом их практики и специфики деятельности. В этом смысле модель носит характер метамодели.
  • Визионерская цель. Модель обозначает варианты границ и перспективы развития отрасли «доказательного социального проектирования», задает стратегию методологической и методической разработки данной сферы.

Сбор данных в рамках исследования осуществлялся в два этапа. На первом этапе было организовано проведение глубинных интервью. В качестве респондентов выступили 20 руководителей и менеджеров крупных НКО и государственных организаций, реализующих социальные проекты в сфере детства. С учетом данных, полученных в интервью, был разработан прототип модели профессиональных компетенций «Доказательное социальное проектирование».

На втором этапе с целью проверки (верификации) прототипа модели компетенций специалистам социальной сферы была предложена анкета для самостоятельной оценки сформированности компетенций в области доказательного социального проектирования и оценки проектов и потребности в их развитии, включающая следующие основные группы компетенций (кластеры): личность и позиция, лидерство и сотрудничество, этика и право, разработка и прототипирование, управление и реализация, исследование и оценка, фандрайзинг и предпринимательство, маркетинг и брендинг. Каждый кластер включал в себя 6 компетенций, сформированность которых необходимо было оценить по 11-балльной шкале: от 0 — «не сформирована» до 10 — «сформирована на максимальном уровне». Также предлагалось дать оценку необходимости развития каждой из компетенций по 4-балльной шкале: от «нет потребности в развитии» до «высокая потребность в развитии».

С помощью анкеты было проведено онлайн-анкетирование специалистов, реализующих социальные проекты в сфере семьи и детства. На вопросы ответили 416 специалистов из 54 субъектов Российской Федерации (75% из них — специалисты некоммерческих организаций).

Обработка данных исследования производилась с помощью качественных и количественных методов. Анализ глубинных интервью проводился согласно стратегии обоснованной теории, включающей:

  • подготовку транскриптов интервью;
  • процедуру кодирования по методике А. Страусса и Дж. Корбин, включающую три этапа: открытое (поиск категорий и выделение их свойств), осевое (выделение отношений между категориями) и избирательное кодирование (выделение ключевых категорий);
  • создание парадигмальной модели.

Для количественной обработки данных применялся частотный анализ и методы описательной статистики.

Результаты и их обсуждение

Результаты первого этапа исследования показали, что профессиональная подготовка и повышение квалификации в области социального проектирования действительно востребованы специалистами социальной сферы. От 60% до 77% респондентов оценили различные направления подготовки как очень актуальные (8–10 баллов по 10-балльной шкале). В результате контент-анализа были определены приоритеты обучения проектным навыкам в некоммерческом секторе. На первый план вышло такое направление подготовки, как «Продвижение проекта и привлечение ресурсов»: сегодня это «запрос № 1» от специалистов сферы детства. Вторым по актуальности направлением можно считать «Взаимодействие с заинтересованными сторонами и партнерами социального проекта». Направления «Управление реализацией социального проекта» и «Разработка социального проекта» оцениваются аудиторией примерно одинаково, на уровне 3-4 места. Следующее место в рейтинге занимает направление «Личность, профессиональная позиция и работа в команде».

Направление подготовки «Исследовательские методы и оценка в проектной деятельности» оказалось на последнем месте — тем не менее 60% респондентов подтвердили актуальность приобретения знаний и навыков в данной области.

Интересным открытием стал вывод о том, что функционал «специалиста по социальному проектированию» складывается из большого количества различных профессиональных ролей: разработчик, менеджер, координатор, специалист по работе с детьми и семьями, аналитик и др. Причем каждая роль обеспечивается собственным содержанием, самостоятельным набором функций и компетенций, в связи с чем может рассматриваться как отдельная область профессионализации и подготовки.

По результатам первого этапа исследования была разработана модель компетенций специалиста по социальному проектированию (см. рисунок). Модель включает в себя 9 кластеров компетенций по трем основным направлениям: «Проектное сообщество», «Проектный цикл» и «Проектная инфраструктура».

 

Рис.

Рис. Модель компетенций специалиста в области социального проектирования

 

Верификация модели по результатам анкетирования специалистов социальной сферы позволила уточнить и обобщить предложенный набор компетенций. Наиболее значимые компетенции были включены в итоговую версию модели (см. таблицу).

Таблица

Распределение компетенций по кластерам

Проектное сообщество

1

Личность и позиция

1. Понимает собственные ценности, опирается на них в проектной деятельности, следует им и развивает новые способы их реализации

2. Поддерживает себя в рабочей форме: умеет оценивать и заботится о своем эмоциональном равновесии, физическом и психическом здоровье; восстанавливается в течение проектов и между ними

3. Уважает потребности, ценности и достоинство личности благополучателей, а также других заинтересованных сторон; следует принципам ненасилия, минимизации вреда; действует в интересах благополучателей

4. Знает и использует свои сильные стороны как личности и профессионала; анализирует и учитывает влияние жизненного и профессионального опыта на проектную деятельность; осознает и учитывает зоны роста; понимает и развивает свой индивидуальный профессиональный стиль в проектной деятельности

5. Распознает различные ролевые и профессиональные позиции в процессе проектной деятельности; умеет переключаться между ролями в соответствии с актуальной ситуацией и функциональными задачами

6. Проявляет эмпатию к благополучателям и другим представителям заинтересованных сторон проекта; воспринимает их как субъектов взаимодействия, соавторов деятельности; осознает и несет ответственность в связи с проектируемыми изменениями

2

Лидерство и сотрудничество

1. Проявляет инициативу и проактивность; предлагает решения; берет ответственность на себя в сложных ситуациях и в вопросах, в которых наиболее компетентен

2. Поддерживает личную ориентацию на конструктивное взаимодействие в команде; создает атмосферу творчества и взаимной поддержки; находит конструктивные решения в конфликтных и кризисных ситуациях

3. Поддерживает личную ориентацию на продуктивное взаимодействие в команде; сохраняет ориентацию на общие цели и результат; гибко реагирует на вызовы и ситуации неопределенности

4. Обучает участников команды; выступает в роли наставника, делится накопленным опытом, новыми знаниями и навыками с коллегами

5. Участвует в согласовании командных целей и ценностей; эффективно распределяет ответственность внутри команды проекта с учетом индивидуальных особенностей; ищет наиболее продуктивную командную роль

6. Привлекает новых участников в команду (в том числе волонтеров), вдохновляет их и вовлекает в проект, поддерживает на этапе вхождения в команду; транслирует сложившуюся командную культуру (ценности и нормы)

3

Благополучатели и стейкхолдеры

1. Определяет конечных благополучателей, целевые группы проекта и ключевых стейкхолдеров в контексте проектного замысла, цели и логической модели проекта

2. Использует инструменты изучения мнения, потребностей и ожиданий благополучателей и ключевых стейкхолдеров

3. Настраивает проект и создает дизайн сервисов и услуг, ориентируясь на потребности и ценности благополучателей и с учетом интересов ключевых стейкхолдеров

4. Разрабатывает и реализует политику в отношении различных заинтересованных сторон проекта (представителей государственной власти, бизнеса, НКО и государственных учреждений, благополучателей) и управляет отношениями с ними

5. Обеспечивает участие благополучателей и ключевых стейкхолдеров (в том числе детей и молодых взрослых) в разработке и реализации проекта

6. Обеспечивает участие благополучателей и ключевых стейкхолдеров в оценке результатов проекта на разных стадиях его жизненного цикла

Проектный цикл

4

Разработка и прототипирование

1. Ориентируется в поле актуальных социальных проблем, помогающих практик и технологий; умеет выделять социальную проблему, систематизировать ее причины и следствия

2. Ориентируется в современных подходах к социальному проектированию, вопросах разработки доказательного дизайна социальных практик; применяет теорию гуманитарных наук для доказательного обоснования социальных практик

3. Разрабатывает теорию изменений и логическую модель проекта; четко определяет миссию, цели и задачи социального проекта; прогнозирует социальное влияние; оформляет проект в виде визуальных и текстовых материалов с использованием современных инструментов и средств

4. Анализирует, прогнозирует, классифицирует потенциальные риски проекта, управляет ими и планирует меры по их предупреждению или минимизации

5. Подбирает оптимальные варианты и способы решения задач проекта с учетом актуальной ситуации, социально-культурного контекста и имеющихся ресурсов; генерирует новые идеи и ищет нестандартные решения социальных проблем

6. Создает прототипы и пилотные версии проекта; проводит социальные пробы с целью проверки проектных гипотез, минимизации рисков и оптимизации предлагаемых решений

5

Управление и реализация

1. Владеет основами кадрового администрирования и технологиями работы с персоналом

2. Владеет технологиями финансового управления и бюджетирования проекта; управляет привлечением и распределением ресурсов в рамках проекта

3. Осуществляет стратегическое и оперативное планирование деятельности; удерживает цель проекта в условиях неопределенности; гибко реагирует на изменения и перестраивает деятельность по ходу проекта; осуществляет контроль сроков и выполнения результатов; подводит итоги и утилизирует результаты; создает отчетность по проекту

4. Разбирается в современных подходах к управлению проектом (классическое управление, AGILE, SCRUM, PRINCE 2 и другие)

5. Владеет современными инструментами социальной коммуникации: групповая фасилитация, деловые переговоры, публичные выступления, эффективные приемы межличностной коммуникации

6. Использует современные IT-решения для создания эффективной организационной среды

6

Оценка и исследование

1. Разрабатывает систему измерения и мониторинга результатов проекта; формулирует непосредственные и социальные результаты проекта; формулирует качественные и количественные показатели результатов

2. Проводит оценку промежуточных и конечных результатов проекта; проводит оценку потребностей благополучателей и ключевых стейкхолдеров

3. Применяет исследовательские методы и инструменты в работе над проектом; разрабатывает дизайн качественных, количественных и смешанных прикладных проектных исследований

4. Использует статистическую информацию для анализа проблемной ситуации и оценки влияния

5. Анализирует теорию гуманитарных наук, результаты научных достижений и новейших исследований для доказательного обоснования социальных практик

6. Анализирует российский и международный опыт в области социально-культурных практик; проводит сравнительный анализ практик для доказательного обоснования социальных практик

Проектная инфраструктура

7

Маркетинг и коммуникации

1. Определяет ключевые маркетинговые характеристики проекта: позиционирование, нишу, целевую группу и другие

2. Формирует маркетинговую стратегию; создает и реализует план продвижения проекта

3. Разрабатывает и развивает бренд проекта, персональные бренды участников; участвует в создании инструментов идентификации бренда проекта и информационной продукции для продвижения проекта

4. Разрабатывает и реализует PR-стратегии и кампании; достигает желаемой репутации проекта

5. Развивает свой проект в информационном поле; взаимодействует со СМИ, продвигает в сети Интернет и социальных сетях; проводит презентации своего проекта для различных целевых аудиторий и добивается желаемого результата

6. Владеет технологиями работы с общественным мнением, в том числе для преодоления дискриминации, сложившихся стереотипов и стигм вокруг социально уязвимых групп и социально острых тем

8

Фандрайзинг и предпринимательство

1. Ориентируется в широком спектре способов привлечения пожертвований и инвестиций, применяет их в соответствии с задачами проекта

2. Создает финансовую модель проекта и применяет ее для повышения эффективности проекта; учитывает ее показатели при принятии оперативных, тактических и стратегических решений

3. Владеет технологиями разработки бизнес-плана и финансовой стратегии, обеспечивающих устойчивое развитие проекта на долгосрочную перспективу

4. Находит актуальные грантовые конкурсы, участвует в них и составляет грантовые заявки

5. Разрабатывает и реализует фандрайзинговые стратегии в отношении различных групп потенциальных доноров: государственной власти, бизнеса, частных лиц и т. п.

6. Создает источники самостоятельного дохода социального проекта; внедряет технологию социального предпринимательства

9

Этика и право

1. Приводит содержание проекта в соответствие с профессиональными этическими кодексами; осознает и несет этическую ответственность в связи с проектируемыми изменениями

2. Разрабатывает дизайн ценностей и этические принципы социального проекта, следует им в процессе разработки и реализации проекта

3. Анализирует и прогнозирует этические дилеммы и риски, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта, находит способы их минимизации и разрешения

4. Действует в интересах благополучателей; обеспечивает реализацию прав ребенка и человека в проектных решениях, содействует их воплощению

5. Представляет правовое поле, в котором будут осуществляться проектные изменения; обнаруживает ограничения, барьеры и возможности

6. Обеспечивает квалифицированное юридическо-правовое сопровождение проекта

Разработанная модель профессиональных компетенций специалиста в области социального проектирования легла в основу 72-часового курса повышения квалификации МГППУ «Основы доказательного социального проектирования и оценки проектов в деятельности НКО». С марта по сентябрь 2018 года по программе прошли обучение 86 специалистов сферы детства из трех регионов: Республики Удмуртия, Тамбова и Тамбовской области, Смоленска и Смоленской области.

С 2019 по 2023 годы модель компетенций проходила апробацию в рамках основных блоков («Дисциплины (модули)», «Практика», «Государственная итоговая аттестация») Основной профессиональной образовательной программы высшего образования «Доказательное проектирование и оценка проектов в области управления социальными рисками в сфере детства» по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, реализующейся на кафедре юридической психологии и права Факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Выводы

Апробация модели профессиональных компетенций специалиста в области доказательного социального проектирования в 2018–2023 гг. подтвердила как интерес специалистов к знаниям в области доказательного обоснования социальных практик, так и сложность в их освоении.

Навыки аналитической и исследовательской деятельности традиционно не близки специалистам, ориентированным на работу с людьми — специалисты сферы детства испытывают серьезные затруднения в применении исследовательских инструментов, разработке методологии и дизайна прикладных проектных исследований. Тем не менее стали очевидны и возможные решения этой проблемы: сегодня специалисты говорят о создании социального проекта и его реализации как о командном процессе, предполагающем сотрудничество и распределение ответственности — это открывает возможности для привлечения к партнерству специалистов смежных профессий.

На наш взгляд, профиль будет интересен широкому кругу заинтересованных сторон, связанных с помогающими практиками в сфере детства. Среди целевых групп потенциальных пользователей мы видим следующие:

  • Методисты, тренеры, разработчики образовательных программ по социальному проектированию и развитию специалистов социальной сферы. Профиль может служить подспорьем для организаторов обучения специалистов по темам «доказательное социальное проектирование», «социальное проектирование», «основы социального проектирования», «деятельность некоммерческой организации».
  • Специалисты некоммерческих и государственных организаций сферы детства и других социальных областей. Профиль может выступать «конструктором» индивидуального профиля компетенций, инструментом самооценки и профессионального развития.

Руководители некоммерческих и государственных организаций сферы детства и других социальных областей. Профиль может стать основанием для создания собственной внутренней модели компетенций для сотрудников организации, служить ориентиром для создания стратегии обучения и повышения квалификации персонала.

Литература

  1. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 1. С. 87–102.
  2. Казьмин А.М., Словохотова О.В. Дистанционное консультирование родителей в ранней помощи: компетентностный подход [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 159–184. DOI:10.17759/cpse.2019080209
  3. Камнев А.Н., Михайлова Т.А., Шилина И.Б. Эмоциональное выгорание и стресс у социальных работников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 4. С. 145–156. DOI:17759/jmfp.2023120413
  4. Колесникова У.В., Яровикова О.А. К вопросу об образовательных потребностях специалистов аппаратов уполномоченных по правам ребенка [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 1. C. 23–35. DOI:10.17759/ssc.2022030102
  5. Компетентностный подход в управлении персоналом: теория, методология, практика: Монография / Под ред. Резниковой О.С. Симферополь: АРИАЛ, 2018. 295 с.
  6. Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, Флинта, 2007. 240 с.
  7. Морозов А.В. Социальное проектирование в социальной работе. М.: Научно-издательский центр «ИНФРА-М», 2015. 208 с.
  8. Позолотина Е.И. Методика формирования модели компетенций для крупного предприятия // Управленец. 2018. Том 9. № 6. С. 68–77. DOI:10.29141/2218-5003-2018-9-6-7
  9. Сунько Т.Ю., Каткова С.Н. К вопросу о проблемах трудоустройства людей с инвалидностью [Электронный ресурс] // Аутизм и нарушения развития. 2018. Том 16. № 3. С. 23–27. DOI:10.17759/autdd.2018160303
  10. Филатова Е.В. Управление проектами в образовательных организациях и организациях социального обслуживания // Казанская наука. 2016. № 10. С. 178–
  11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С.58–64.
  12. Gebel K.M., Geger A.E. Grant Support as an Option for the Solution of Specific and Systemic Problems in the Activities of Non-Profit Organizations // Consortium Psychiatricum. 2021. Vol. 2(4). P. 69–76. doi: 10.17816/CP104 (In Engl, abstr. in Russ.).
  13. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psychologist. 1973. Vol. 28. P. 1– DOI:10.1037/h0034092
  14. Nonprofit competency model for inclusive leadership // Dorothy A. Johnson Center for Philanthropy. URL: https://johnsoncenter.org/competency-models/nonprofit-leaders/ (дата обращения: 07.09.2024).
  15. Program officer competency model // Dorothy A. Johnson Center for Philanthropy. URL: https://johnsoncenter.org/competency-models/program-officers/ (дата обращения: 07.09.2024).
  16. Rodriguez D., Patel R., Bright A., Gregory D., Gowing M.K. Developing competency models to promote integrated human resource practices // Human Resource Management. 2002. Vol. 41(3). P. 309– DOI:10.1002/hrm.10043
  17. Rothwell W.J. The workplace learner: How to align training initiatives with individual learning competencies. New York: American Management Association, 2002. 358 p.
  18. Sandwith P. A hierarchy of management training requirements: The competency domain model // Public Personnel Management. 1993. Vol. 22. P. 43– DOI:10.1177/009102609302200104
  19. Shippman J.S., Ash R.A., Battista M., Carr L., Eyde L.D., Hesketh B., Kehoe J., Pearlman K., Sanchez J.I. The practice of competency modeling // Personnel Psychology. 2000. Vol. 53. P. 703–740. DOI:10.1111/j.1744-6570.2000.tb00220.x
  20. Social systems engineering. The design of complexity / Ed. by C. Garcia-Diaz, C. Olaya. Oxford: John Wiley & Sons, 2018. 294 p.

Информация об авторах

Подушкина Татьяна Геннадиевна, психолог, руководитель сектора «Центр доказательного социального проектирования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5966-8342, e-mail: poduschkina@mail.ru

Гани Светлана Вячеславовна, кандидат психологических наук, заведующий сектором методического обеспечения деятельности психологических служб Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования, ФГБУ «Российская академия образования», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1689-7548, e-mail: sgani@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0