Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Родительская оценка качеств безопасного поведения личности детей младшего школьного, подросткового и юношеского возраста 157

Фатихова Л.Ф.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Институт педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы", Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7745-2457
e-mail: lidiajune@mail.ru

Сайфутдиярова Е.Ф.
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Институт педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы" , Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3821-5045
e-mail: saifi@inbox.ru

Аннотация

В статье раскрывается проблема изучения феномена безопасного поведения в психологической науке с точки зрения факторов, оказывающих на него влияние, а также презентуются результаты исследования оценки родителями безопасного поведения детей с ментальными нарушениями и без нарушений развития различного возраста — младшего школьного, подросткового и юношеского. Было выдвинуто предположение, что оценка родителями качеств личности детей, связанных с безопасным поведением, будет различаться в зависимости от возраста детей — младшего школьного, подросткового, юношеского — и в зависимости от наличия/отсутствия у них ментальных нарушений. В исследовании приняли участие 204 человека: 136 родителей детей без нарушений развития (128 представителей женского пола и 8 — мужского) и 68 родителей детей с ментальными нарушениями (58 женщин и 10 мужчин).Для достижения цели исследования был использован метод семантического дифференциала, где родителям предлагалось оценить качества личности своих детей, связанные с безопасным поведением. Семантический дифференциал состоял из двухполюсных шкал антонимичных прилагательных, характеризующих качества личности безопасного типа, сгруппированных по трем оценочным факторам: «Оценка», «Сила», «Активность». Результаты исследования позволяют говорить об отсутствии влияния фактора «Возраст» на уровень проявления качеств личности, связанных с безопасным поведением, и о влиянии ментальных нарушений на уровень сформированности этих качеств по всем оценочным факторам — «Оценка» (p≤0,001), «Сила» (p≤0,01), «Активность» (p≤0,001).Полученные данные могут быть использованы при разработке программ по формированию безопасного образа жизни у обучающихся с учетом наличия/отсутствия у них ментальных нарушений.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00150 «Способности детей с нарушением интеллекта к распознаванию и избеганию опасных ситуаций».

Подкаст
Фрагмент статьи

В современных условиях все больше возрастает значимость проблемы подверженности детей, подростков и молодежи различным опасностям, что обусловлено, с точки зрения исследователей, несформированностью у них умения предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, правильно оценивать последствия своих поступков, которые могут привести к опасным ситуациям, неумением планировать свои действия для их предотвращения. Социальное окружение ребенка должно обеспечивать его безопасность, ощущение психоэмоционального благополучия, обучая адаптивным формам поведения в обществе.

Литература
  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок.11000 синоним.рядов.11-е изд., перераб.и доп.М.: Рус.яз., 2001.568 с.
  2. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В.Информационная безопасность детей в обыденном понимании родителей и учителей // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология.2016.№ 1.С.77—86.
  3. Бочавер А.А., Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б.Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология.2019.Том 8.№ 3.C.1—18.DOI: 10.17759/psyclin.2019080301
  4. Будыкин С.В., Дворянчиков Н.В., Бовина И.Б. Информационная безопасность детей и подростков в представлениях родителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2016.Том 8.№ 4.С.117—126.DOI: 10.17759/psyedu.2016080412
  5. Воробьева Н.Ю. Особенности сформированности навыков безопасного поведения в природных условиях у подростков // Вестник современных исследований.2019.№ 4.1 (31).С. 17—20.
  6. Данилова М.В., Рыкман Л.В. Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 5.C.40—50.DOI: 10.17759/ pse.2018230505
  7. Должанская Н.А., Бузина Т.С., Андреев С.А., Лозовская И.С., Ленская Е.В. Роль семейного фактора в формировании здорового образа жизни подростков // Вопросы наркологии.2003.№ 4.С. 51—58.
  8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка.Толково-словообразовательный.В 2 т.М.: Рус.яз., 2000.1209 с.
  9. Калашникова А.С., Шалунова А.Д. Особенности представлений родителей о правовой социализации детей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.№ 3.URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Kalashnikov_ Shalunova.phtml (дата обращения: 11.08.2019).
  10. Кирюхина Д.В. Кибербуллинг среди молодых пользователей социальных сетей [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2019.Т.8.№ 3.С.53-59.doi: 10.17759/ jmfp.2019080306
  11. Кисляков П.А., Феофанов В.Н., Удодов А.Г., Силаева О.А. Направления исследований социально-психологической безопасности детей c нарушениями интеллекта // Ученые записки Российского государственного социального университета.2016.Т.15.№ 4 (137).С.34—41.DOI: 10.17922/2071-5323-2016-15-4-34-41
  12. Князева Е.В. Интернет как среда обитания детей: методологические и этические проблемы исследования // PRIMO ASPECTU.2016.№ 2 (26).С.29—35.
  13. Колосова Т.А., Корсаков А.В. Взаимосвязь отношения к родителям и защитно-совладающего поведения у детей и подростков с умственной отсталостью // Проблемы современного педагогического образования.2016.№ 52—5.С. 425—431.
  14. Костина Л.М. Работа с родителями для психологической безопасности личности детей // Национальная ассоциация ученых.2015.VI (11).С. 67—68.
  15. Матвеенко О.В. Представления о безопасности как основа взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей IX Международной научно-практической конференции в 4 ч.Ч.4.Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017.С. 207—209.
  16. Минаева Н.Г., Миронова Е.В. Изучение готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых подростков // Проблемы современного педагогического образования.2018.№ 59—4.С. 96—100.
  17. Муртазин А.Р., Якимова Е.А.Особенности формирования готовности подростков к безопасному поведению в условиях повседневной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник науки и творчества.2017.№ 5 (17).С.57—62.URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_29344937_27220742.pdf (дата обращения: 03.01.2020).
  18. Погодина М.В., Ханова Т.Г. Повышение компетентности родителей в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста // Наука и практика регионов.2019.№ 2 (15).С.126—132.
  19. Словарь русского языка: В 4-х т./ РАН, Ин-т лингвистич.исследований; Под ред.А.П. Евгеньевой.М.: Изд-во «Русский язык», 1999.736 с.
  20. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2019.Т.8.№ 4.С.79—87.DOI: 10.17759/jmfp.2019080408
  21. Солдатова Г.У., Ртищева М.А., Теславская О.И., Новбари Е.В., Шляпников В.Н. Основы безопасного использования интернета детьми и подростками: рекомендации для родителей // Академический вестник.2017.№ 3 (25).С.105—115.
  22. Сорокина Л.А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни // Инновационные проекты и программы в образовании.2011.№ 3.С.70—74.
  23. Agbenyega J.S., Deku P. Using a modified version of locus of control scale to explore children with disabilities’ perceived vulnerability to physical and sexual assault in three special schools in Ghana // Cogent Social Sciences.2016.Vol.2.P.1—12.DOI: http://dx.doi.org/ 10.1080/23311886.2016.1256751
  24. Buehler Ch.Family Processes and Children’s and Adolescents’ Well-Being // Journal of Marriage and Family.2020.Vol.82.P.145—174.DOI:10.1111/ jomf.12637
  25. Cohn L.D., Macfarlane S., Yanez C., Imai W.K. Risk-perception: Differences between adolescents and adults // Health Psychology.1995.Vol.14 (3).P. 217— 222.
  26. Gül H., Fırat S., Sertçelik M., Gül A., Gürel Yu., Günay Kılıç B .Cyberbullying among a clinical adolescent sample in Turkey: effects of problematic smartphone use, psychiatric symptoms, and emotion regulation difficulties // Psychiatry and clinical psychopharmacologyм.2019.Vol.29 (4).P.547— 557.DOI: https://doi.org/10.1080/24750573.2018.147 2923
  27. Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Karaseva T.V., Silaeva O.A.Monitoring of Education Environment according to the Social-Psychological Safety Criterion // Asian Social Science.2014.Vol.10 (17).P.285—291.DOI: http://dx.doi.org/10.5539/ass.v10n17p285
  28. Marino C., Marci T., Ferrante L., Altoè G., Vieno A., Simonelli A., Caselli G. and Spada M.M. Attachment and problematic Facebook use in adolescents: The mediating role of metacognitions // Journal of Behavioral Addictions.2019.Vol.8 (1).P.63—78.DOI: 10.1556/2006.8.2019.07
  29. Obradovic-Tomasevic B., Santric-Milicevic M., Vasic V., Vukovic D., Sipetic-Grujicic S., Bjegovic- Mikanovic V., Terzic-Supic Z., Tomasevic R., Todorovic J. and Babic U. Prevalence and predictors of violence victimization and violent behavior among youths: a population-based study in Serbia // International Journal of Environmental Research and Public Health.2019.Vol.16.P.1—18.DOI:10.3390/ ijerph16173203
  30. Piccoli V., Carnaghi A., Grassi M., Stragà M., Bianch M. Cyberbullying through the lens of social influence: Predicting cyberbullying perpetration from perceived peer-norm, cyberspace regulations and ingroup processes // Computers in Human Behavior.2020.Vol.102.P.260—273.DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.09.001
  31. Useche S., Alonso F., Montoro L. et al.More aware, more protected: a cross-sectional study on road safety skills predicting the use of passive safety elements among Spanish teenagers // BMJ Open.2019.Vol.9.P. 1—11.DOI:10.1136/bmjopen-2019-035007
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика