Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9127Новости 1805Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов 127

Клементьева М.В.
доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра психологии, Тульский государственный университет (ФГБОУ ВО ТулГУ), Тула, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8712-9282
e-mail: marinaklementyva@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается роль «подлинного Я» в процессах возрастного развития студентов в диапазоне от 18 до 33 лет. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке студентов (N=320), обучающихся в российских вузах по направлениям бакалавриата и магистратуры. Измерены показатели рефлексивной оценки «подлинного Я» и «взрослого Я» (авторская методика), экзистенциальной исполненности жизни («Тест экзистенциальных мотиваций», ТЭМ), социально-психологической адаптации и зрелости («Опросник социально-психологической адаптации», СПА). Полученные результаты дают возможность говорить о том, что переживание формирующейся взрослости у студентов возникает в связи с осознанием причастности своего Я комплексу отличительных характеристик взрослости (принятие ответственности и независимости, достижение стабильной трудовой занятости и устойчивых межличностных отношений) и черт аутентичного бытия (релятивность и личная вовлеченность в процесс жизни). Выявлено, что степень рефлексии «подлинного Я» выступает также предиктором оптимистичной оценки экзистенциальной исполненности жизни и достижения студентами уровня социально- психологической зрелости.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Жизненное самоопределение, сопряженное с формированием целостного и непротиворечивого Я, является центральной задачей для современных молодых людей, обучающих в высшей школе. Вузовское образование, охватывающее период с 17 до 30 лет, отодвигает вовлеченность студентов в реальную профессиональную и социальную жизнь, обусловливая отличительные особенности развития человека в новом переходном периоде «формирующейся взрослости» (emerging adulthood) в странах с высоким уровнем постиндустриального развития, к которым можно отнести современную Россию.

Литература
  1. Алмаев Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: методические вопросы.М.: Институт психологии РАН, 2012.167 с.
  2. Войскунский А.Е., Солдатова Г.У. Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен // Консультативная психология и психотерапия.2019.Том 27.№ 3.С.22—43.DOI:10.17759/ cpp.2019270303
  3. Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н. Мотивация к получению высшего образования и ее структура [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2019.Том 11.№ 2.С.43—57.DOI:10.17759/ psyedu.2019110205
  4. Лукьянченко Н.В., Довыденко Л.В., Аликин И.А. Ценности успеха в представлении студенческой молодежи поколения Z // Социальная психология и общество.2019.Том 10.№ 2.С.82—94.DOI:10.17759/sps.2019100207
  5. Лэнгле А. Person: Экзистенциально- аналитическая теория личности: пер.с нем.М.: Генезис, 2008.159 с.
  6. Личностный потенциал: структура и диагностика / [A.Ж.Аверина и др.]; Под ред.Д.А. Леонтьева.М.: Смысл, 2011.679 c.
  7. Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 3.С.5—18.DOI:10.17759/pse.2019240301
  8. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа.2004.№ 1.С.43—56
  9. Психология раннего студенческого возраста / Под ред. Е.Л.Бережковской.М.: Проспект, 2014.193 с.
  10. Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости.М.: Смысл, 2013.760 с.
  11. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия.2015.Том 23.№ 4.С.7—24.DOI:10.17759/ cpp.2015230402
  12. Шумский В.Б., Уколова Е.М., Осин Е.Н., Лупандина Я.Д. Диагностика экзистенциальной исполненности: оригинальная русскоязычная версия теста экзистенциальных мотиваций // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2016.Том 13.№ 4.С. 763—788.
  13. Arnett J.J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties (2nd edition).Oxford, NY: Oxford University Press, 2015.416 р.DOI:10.1093/oxfordhb/9780199795574.013.9
  14. Arnett J.J, Žukauskienė R., Sugimura K. The new life stage of emerging adulthood at ages 18—29 years: implications for mental health // Lancet Psychiatry.2014.Vol.1.P.569—76.DOI:10.1016/S2215- 0366(14)00080-7
  15. Hutchison E.D. Dimensions of human behavior: The changing life course (5th ed.).Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2015.576 р.
  16. Kernis M.H., Goldman B.M. A multicomponent conceptualization of authenticity: theory and research // Advances in Experimental Social Psychology.2006.Vol. 38.P.283—357.DOI:10.1016/S0065-2601(06)38006-9
  17. Landberg M., Lee B., Noack P. What Alters the Experience of Emerging Adulthood? How the Experience of Emerging Adulthood Differs According to Socioeconomic Status and Critical Life Events // Emerging Adulthood.2019.Vol.7.№ 3.P.208—222.DOI:10.1177/2167696819831793
  18. Twenge J.M. The Evidence for Generation Me and Against Generation We // Emerging Adulthood.2013.Vol. 1.№ 1.P.11—16.DOI:10.1177/2167696812466548
  19. Wilt J. A., Thomas S., McAdams D.P. Authenticity and inauthenticity in narrative identity // Heliyon.2019.Vol.5.№ 7. e02178.DOI:10.1016/j.heliyon.2019.e02178
  20. Wood A.M., Linley P., Maltby J., Baliousis M., Joseph S. The authentic personality: a theoretical and empirical conceptualization and the development of the Authenticity Scale // Journal of Counseling Psychology.2008.Vol.55.№ 3.P. 385—399.DOI:10.1037/0022- 0167.55.3.385
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика