Высоцкая Е.В. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2692-9531 e-mail: h_vysotskaya@mail.ru
Лобанова А.Д. научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0843-7162 e-mail: andelobanova@yandex.ru
Янишевская М.А. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2036-2052 e-mail: y_maria@mail.ru
Хребтова С.Б. кандидат химических наук, доцент кафедры органической химии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3710-6090 e-mail: sv_khrebtova@mail.ru
Излагается подход к созданию образовательной среды школьного предмета, отвечающей концепции «культурно-исторической» школы. Главной задачей такой разработки авторы считают поиск условий формирования модельного опосредствования понимания учебного текста в пропедевтическом курсе природоведения, содержание которого составляет целенаправленное преобразование природного материала в соответствии с культурно-историческими особенностями деятельности человека в природе. Анализ ранних этапов присвоения учащимися ориентировочных функций учебных текстов и моделей, поддерживающих логико-генетическую реконструкцию естественнонаучных знаний, проводился на материале экспериментального обучения второклассников общеобразовательной школы (21 учащийся, 102 учебных часа). Отмечается, что проведенные уроки показали принципиальную возможность развертывания предметных и модельных составляющих учебного курса в организации совместных действий, в целом отвечающих задачам становления учебной деятельности младшего школьника. Диагностика возможностей знаково-схематического моделирования в понимании учебного текста и решении задач проводилась у учащихся двух общеобразовательных школ, обучавшихся в течение учебного года по разработанным материалам (103 человека, 68 учебных часов) и по обычным программам (80 человек, 68 учебных часов). Авторы приходят к выводу: статистически значимое изменение показателей моделирования у экспериментальной группы по сравнению с контрольной позволяет говорить о возможном потенциале «культурно- деятельностной» пропедевтики естествознания в освоении ориентировочных функций учебных моделей на переходе к систематическому изучению естественнонаучных дисциплин средней и старшей школы.
Арсеньев А.С. и др. Философско- психологические проблемы развития
образования / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981.
Бжехва Ян. Дырки в сыре // Все для всех: стихи польских поэтов.
М.: Детская литература, 1972. С. 145—147.
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б.
Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.
Воронцов А.Б., Высоцкая Е.В. и др. Природоведение. 5 класс //
Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы (система
Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова) / А.Б. Воронцов (сост.). М.: Вита-пресс, 2009. С.
294—302.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс,
1996.
Высоцкая Е.В. и др. Курс «Природоведение» в системе Д.Б.
Эльконина—В.В. Давыдова: что можно вырастить на «ничьей земле» //
Деятельностный подход в образовании: монография. Книга 1. М.: Некоммерческое
партнерство «Авторский клуб», 2018. С. 266—275.
Высоцкая Е.В. и др. Обновление содержания основного общего
образования: Природоведение. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб»,
2017.
Высоцкая Е.В. и др. Природоведение. 5 класс: учебное пособие. М.:
Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2016.
Высоцкая Е.В. и др. Пропедевтический предмет «Природоведение» в
естествознании основной школы // Обновление содержания основного общего
образования: Теория и практика. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский
клуб», 2018. С. 28—48.
Высоцкая Е.В., Улановская И.М., Янишевская М.А. Формирование
метапредметных образовательных результатов: возрастная динамика // Личность,
интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики.
Материалы III-й Международной научно- практической конференции. Калуга: ИП
Якунин А.В., 2018. С. 301—308.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.:
Изд-во Моск.ун-та, 1985.
Гальперин П.Я. Разумность действий и предмет науки // Психология
как объективная наука: избранные психологические труды. М.: Издательство
Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модэк»,
2008. С. 317—331.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // О понятии
развивающего обучения. Томск: ПЕЛЕНГ, 1995.
Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Возрастные возможности усвоения
знаний. М.: Просвещение, 1966.
Деятельностный подход в образовании: монография. Книга 1. М.:
Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018.
Деятельностный подход в образовании: монография. Книга 2. М.:
Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2019.
Концепция развивающего обучения в основной школе. Учебные программы
(система Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова) / А.Б. Воронцов (сост.). М.: Вита-пресс,
2009.
Леонтьев А.Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема
педагогической психологии // Избр. психологические произведения. Т. 1. М.:
Педагогика, 1983. С. 324—347.
Природоведение, или о чем расскажут естественные науки. Книга 2. Съедобное-
несъедобное / Авторы-составители: Высоцкая Е.В. и др. М.: Некоммерческое
партнерство «Авторский клуб», 2019.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение. М.:
Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2015.
Рубцов В.В. Культурно-историческая школа (научная концепция) //
Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный
подход. М.: МГППУ, 2008. С. 210—231.
Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.
Эльконина—В.В. Давыдова) / Л.А. Вохмянина (сост.). М.: Вита-пресс, 2001.
Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.:
ОИРО, 2010.
Aalsvoort J.V. Activity theory as a tool to address the problem of
chemistry’s lack of relevance in secondary school chemical education //
International Journal of Science Education. Vol. 26 (13). P. 1635—1651.
DOI:10.1080/0950069042000205378
Armbruster B.B. Schema theory and the design of content-area textbooks.
Educational Psychologist, 1986, Vol. 21 (4). P. 253—267. DOI:10.1207/
s15326985ep2104_2
Broughton S.H., Sinatra G.M., & Reynolds R.E. The nature of the
refutation text effect: An investigation of attention allocation. The
Journal of Educational Research, 2010. Vol. 103 (6). P. 407—423.
DOI:10.1080/00220670903383101
Eriksson I. Materializing the youngest students’ algebraic arguments in
classroom discussion: a learning activity perspective. Nordic-ISCAR,
Trondheim, Norge 18—20 June, 2019.
Foregrounding Davydov’s curriculum: relational approach and algebraic
thinking in early grades. Colloquium, Elena Polotskaia (organizer), Cristina
Sabena (discussant). Proceedings of PME 42, 2018. 1. P. 245—246.
Howe A.C. Development of science concepts within a Vygotskian framework.
Science Education, Vol. 80. № 1. P. 35—51. DOI:10.1002/(SICI)1098-
237X(199601)80:1<35::AID-SCE3>3.0.CO;2-3
Hynd C., & Alvermann D.E. The role of refutation text in overcoming
difficulty with science concepts. Journal of Reading, 1986. Vol.
29(5). P. 440—446.
Lemos M.F., Engeström Y. Collective concept formation in educational
management: An intervention study in São Paulo, Brazil. Eesti
Haridusteaduste Ajakiri. Estonian Journal of Education, 2018. Vol. 6. № 1.
P. 32—56. DOI:10.12697/eha.2018.6.1.02b
Mason L., Gava M., & Boldrin A. On warm conceptual change: The
interplay of text, epistemological beliefs, and topic interest. Journal of
Educational Psychology, 2008. Vol. 100 (2). P. 291.
DOI:10.1037/0022-0663.100.2.291
McNamara, D.S., Kintsch E., Songer N.B., & Kintsch W. Are good texts
always better? Interactions of text coherence, background knowledge, and levels
of understanding in learning from text. Cognition and instruction,
1996, Vol. 14 (1). P. 1—43. DOI:10.1207/ s1532690xci1401_1
Mellone M., Ramploud A., Di Paola B., & Martignone F. Cultural
transposition: Italian didactic experiences inspired by Chinese and Russian
perspectives on whole number arithmetic. ZDM, 2019. Vol. 51. № 1. P.
199—212. DOI:10.1007/s11858-018- 0992-7
Polotskaia E. How the Relational Paradigm Can Transform the Teaching and
Learning of Mathematics: Experiment in Quebec. International Journal for
Mathematics Teaching & Learning, 2017. Vol. 18. № 2. P. 161—180
Prins G.T., Bulte, A.M., Van Driel, J.H., & Pilot, A. Students’
involvement in authentic modelling practices as contexts in chemistry
education. Research in Science Education, 2009. Vol. 39. № 5. P.
681—700. DOI:10.1007/s11165-008-9099-4
Schmittau J. The role of theoretical analysis in developing algebraic
thinking: A Vygotskian perspective. Early algebraization. — Springer,
Berlin, Heidelberg, 2011. P. 71—85. DOI:10.1007/978-3-642-17735-4_5
Sidneva A. et al. Cultural-Activity Approach and transformation of school
curriculum: advances and perspectives. XVI European Congress of
Psycholog, P. 327—328.
Smith C., & Unger C. What’s in dots-per-box? Conceptual bootstrapping
with stripped-down visual analogs. The Journal of the Learning
Sciences, 1997, Vol. 6 (2). P. 143—181. DOI:10.1207/
s15327809jls0602_1
Tolmie A. et al. Task design as an influence on dialogue and learning:
Primary school group work with object flotation. Social Development,
1993. Vol. 2. № 3. P. 183—201. DOI:10.1111/j.1467-9507.1993. tb00013.x
Tortora R., Mellone M.A. Design study for an Italian fifth grade class
following Davydov traces. International Journal for Mathematics Teaching
and Learning, 2017. Vol. 18. № 2.1. P. 240—256.